Достойная жизнь человека как экономическая основа инновационного развития страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Темирбекова Э. Т. Достойная жизнь человека как экономическая основа инновационного развития страны // Молодой ученый. — 2017. — №8.1. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/archive/142/39983/ (дата обращения: 21.08.2018).



Экономику на современном историческом этапе уже невозможно представить без инноваций, более того, можно утверждать, что инновационность становится определяющим признаком хозяйственных систем текущего столетия.

Понятия «инновация» и «инновационная деятельность» употребляются сегодня весьма часто. Однако содержание этого явления понимается не всегда одинаково. И в настоящее время в мировой экономической литературе существует множество определений термина «инновация».

Часто «инновации» воспринимаются в узком смысле, как вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии, или примитивно новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса.

Родоначальником понятия «инновация» считается австрийский ученый И. Шумпетер. Он трактовал инновацию в качестве новой научно-организационной комбинации производственных факторов, мотивированной предпринимательским духом.

Современная инновационная экономика требует нового, инновационного подхода к человеку, его роли и значению в современной социально-экономической действительности. Активизация этой роли обусловливает ускоренное развитие самостоятельного хозяйственного сектора — экономики знаний. Сила и мощь человеческого капитала заключается в качестве и скорости обновления именно знаний, предполагаемых либо непосредственно используемых для воспроизводства экономических благ. В связи с этим, надо подчеркнуть, что постиндустриальная система хозяйствования характеризуется не столько информатизацией экономики, сколько ускоренным ростом ее «знаниеемкости». На всех этапах развития экономической цивилизации хозяйственные системы были основаны на информации и знаниях, но лишь в современных условиях производство новейших знаний становится ключевым условием успешного экономического развития. [1]

Говоря об экономике знаний, важно отметить не только количественные аспекты данного сектора экономики, который объективно превращается в базисную основу современного хозяйства. Важнее представляется то, что экономика знаний должна отличаться антропоцентричностью, а именно, экономические знания объективно должны быть такими, чтобы их производство и материализация в хозяйственной; действительности одновременно обеспечивали реальное всестороннее развитие самого человека.

Другими словами, ключевое значение человека в современном хозяйственном развитии не может сопровождаться воспроизводством знаний, не имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность. Знания и экономика знаний закономерно должны быть созидательны и гуманистичны по своему содержанию. Современная экономика знаний (в стратегическом смысле) может быть только гуманистичной, поскольку любая иная альтернатива развития этой экономики будет противоречить общей логике социально-экономического прогресса.

Основным фактором экономического роста в экономике инноваций выступает человеческий капитал, вследствие чего, данную экономику характеризуют высокая степень социальной ответственности хозяйственных субъектов за организацию, процесс и результаты своей деятельности. В связи с чем, при исследовании специфики роли и значения человека и человеческого капитала в современной экономической системе повышенного внимания к себе требует положение, характеризующее человека в качестве цели хозяйственной деятельности.

Именно человек развивал и совершенствовал экономику во все времена. Очевидно, что для такого развития и совершенствования сам человек должен находиться в режиме постоянного саморазвития. А данное саморазвитие немыслимо, в свою очередь, без соответствующей нацеленности экономики и других сфер на повышение уровня и качества человеческой жизни. Другими словами, налицо тот факт, что успешное развитие человека может происходить исключительно в ситуации гуманистической направленности экономики, а, в свою очередь, современная экономика может высокоэффективно развиваться только в условиях такого же высокоэффективного развития человека. [2]

Вследствие того, что для экономики на сегодняшний день человек приобрел повышенное значение и внимание, и, учитывая то, что человеческий капитал не что иное, чем система экономических знаний, непосредственно используемых либо планируемых к использованию, то важнейшей сферой хозяйства становится сектор по воспроизводству знаний.

Как ранее было отмечено, нет в истории такого периода, когда экономика не основывалась на знаниях. Масштабная и всеохватывающая информатизация общества и экономики потребовалась именно в секторе новейших знаний. Подразумевая под инновациями новейшие знания, еще раз можно отметить возрастающую значимость социокультурного аспекта экономической деятельности: новейшие знания могут формироваться только в условиях творческой, внутренне свободной обстановки, в исключительно благоприятных для самореализации субъекта экономических отношений условиях.

Возрастающие роль и значение человека в современной социально-экономической действительности объективно обусловлено ростом экономических знаний, обеспечивающих масштабность и ускорение в создании и воспроизводстве технологических и продуктовых инноваций. Кроме того, динамика природно-ресурсного и социально-экономического пространства вычерчивают такую картину, что в развитии человеческого капитала все отчетливей прослеживается социокультурный, ценностный аспект, чем традиционно социально-экономический.

Повышение качества жизни населения есть стратегическая цель тех государств, которые действительно, а не на словах, выражают и защищают интересы подавляющей массы населения, для которых рост количественных показателей развития хозяйства является не более чем средство для достижения этой стратегической цели.

На современном этапе значительно возросла роль малых фирм, где стали рождаться многие ключевые инновации, и отдельных людей в технологическом процессе. Новшество от зарождения идеи и до реального выхода «в свет» проделывает значительно быстрый и эффективный путь, чем ранее. Мы стали свидетелем появления так называемого «технологического занавеса» между развитыми странами, владеющими стержневыми технологиями постиндустриальной эпохи и способами их развития и совершенствования, и развивающимися государствами, которым приходится только покупать высокотехнологическую продукцию по монопольно высоким ценам и имеют мало шансов в создании своего сектора высоких технологий. [4]

Возрастает роль организации и самоорганизации в технологическом развитии. Так, если ХХ век называли веком high-tech — высоких технологий, то XXI веку, скорее всего, уготовано стать веком high-hume — высоких гуманитарных технологий, направленных на развитие и эффективное использование возможностей отдельных людей и их коллективов.

Также появляются «закрывающие технологии» — такие способы производства или технологий, делающие ненужными или неэффективными целые отрасли экономики, типы продукции и т. д.

Кардинальные перемены переживает и сфера образования и знаний. Если раньше говорили о всеобщем массовом образовании, то ныне стратегический потенциал развитой страны определяется больше творческим уровнем научно-технической и организационно-политической элиты. Инновационную экономику часто называют «экономикой, основанной на знаниях».

Наступившая эпоха инноваций стала серьёзным испытанием для национальных экономических систем, технологий, образовательных систем и социальных институтов.

В условиях разворота к инновационной экономике человеческий капитал становится стратегическим ресурсом страны, накопление и сохранение которого обеспечивают устойчивость её развития.

Что касается Казахстана, то одной из стратегических задач в новых условиях становится переход от понятия «человеческие ресурсы» к понятию «человеческий капитал», но переход реальный, а не на бумаге. Решить данную задачу возможно путем разработки и применения механизма самовозрастания данного вида капитала. Главенствующим императивом в данной задаче должно стать отношение к человеку как к активу, в который государство вкладывает деньги, за счет развития которого поднимется общий уровень производства и, далее, национальной экономики. [5]

По свидетельствам международного опыта инвестиции в человеческий капитал должны увеличиваться быстрее, чем инвестиции в материально-вещественные элементы национального богатства.

Человеческий капитал характеризуется высокой эффективностью вложений и длительным инвестиционным периодом по сравнению с физическим капиталом (до 12–20 лет). То есть, расходы на социальное развитие являются высокоэффективным вложением, отдача от которого может быть получена лишь через определенное время.

С экономической точки зрения в настоящее время человечество совершает цивилизационный переход от одного технологического уклада к другому — к экономике знаний, где экономическая эффективность будет определяться, главным образом, использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Социальный ракурс нынешнего положения показывает, что в условиях экономики знаний способен работать человек, чьи высшие потребности, к которым относятся творчество, потребность самовыражения, становятся ведущим мотивом в том случае, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Для человека-творца необходимо создать определённые условия посредством четкого алгоритма действий, основанных на анализе текущей ситуации.

В стремлении укрепления своих конкурентных позиций страны мира развивают человеческий (интеллектуальный) капитал. К примеру, в США суммарное вложение в человеческий капитал составляет 26 % валового внутреннего продукта (в Казахстане 9 %), однако и этот уровень недостаточен для удержания лидерской позиции США в научно-технических инновациях.

Малайзия, Южная Корея, Япония, показывающие миру недюжинные результаты хозяйственной активности, в свое время сделали ставку на инвестиции в человеческий капитал, что и позволило им создать образцы «экономики знаний».

Таким образом, наиболее передовые национальные хозяйственные системы на современном этапе развития характеризуются ускоренным формированием экономики новейших знаний, масштабными инвестициями в экономические инновации. Мировая практика развития инновационных экономических систем и повышения эффективности управления инновациями показывает, что важнейшим фактором качественного обновления национального хозяйства является человек, обладающий соответствующими знаниями и устойчивой мотивацией к непрерывному самосовершенствованию и творческой самореализации. Проблемы в формировании инновационных экономик стран связаны, скорее всего, с недооценкой того обстоятельства, что экономические инновации являются непосредственным результатом труда инновационного человеческого капитала, то есть функцией новейших, созидательных экономических знаний человека.

Это значит, что экономические инновации объективно и субъективно невозможны, если человек, как источник и носитель новейших знаний, не имеет соответствующих возможностей расширенно воспроизводить эти знания и наиболее результативно использовать в инновационной деятельности. В связи с этим, особое внимание следует уделить поиску условий и факторов, обеспечивающих высокоэффективную реализацию сущностных сил человека, что требует достойного человека качества жизни и его творчески-трудовой деятельности. Очевидно, что в рамках существующих представлений об уровне и качестве жизни, вряд ли представляется возможным обеспечить формирование инновационного человеческого капитала и, вследствие, развитие всего спектра экономических инноваций.

Литература:

  1. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. — Издательство «Академия Естествознания», 2011.
  2. Аюлов Р. А. Инновации как основа конкурентоспособности экономики Казахстана. // Материалы Международной научно- практической конференции Каз УЭФиМТ «Тенденции и приоритеты развития мировой и казахстанской экономики в ХХI веке». г. Кокшетау, КИЭМ.
  3. Закиева Ж. Инновационная политика Казахстана в контексте сотрудничества с ОИС // сайт Института мировой экономики и политики
  4. при Фонде Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации http://iwep.kz/
  5. Торгашин И. М. Понятие «достойная жизнь» и право на жилище. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24.
  6. Тинасилов М. Д. Стратегия принятия антикризисных мер в условиях дальнейшего развития инновационной экономики Республики Казахстан // http://group-global.org/.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, новейших знаний, человеческого капитала, экономических знаний, экономика знаний, экономики знаний, экономике знаний, условиях экономики знаний, экономики новейших знаний, инновационного человеческого капитала, экономических знаний человека, современной социально-экономической действительности, экономика знаний должна, ростом экономических знаний, система экономических знаний, Современная экономика знаний, производство новейших знаний, развития инновационной экономики, секторе новейших знаний, экономические инновации.


Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Задать вопрос