Исследование розничной инфраструктуры г. Сорочинска | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Семиколенова Е. А., Береговая И. Б. Исследование розничной инфраструктуры г. Сорочинска [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 118-121. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11726/ (дата обращения: 18.10.2018).



В данной статье проведены результаты исследования розничной инфраструктуры г. Сорочинска. Были рассмотрены особенности размещения автономных и сетевых предприятий, формы и методы обслуживания, наличие парковочных мест.

Ключевые слова: инфраструктура, розничная торговля, торговая сеть

Состояние инфраструктурных элементов различных сегментов потребительского рынка демонстрирует не только уровень развития общества, но обеспечивает эффективность деятельности предпринимателей в данной сфере. Розничная торговля, являясь одним из таких элементов потребительского рынка, достаточно устойчива к рискам экономического развития и, несмотря на кризисное состояние экономики в целом, характеризуется, хоть и незначительным, но ростом количества предприятий. За последние несколько десятилетий существенно изменились формы, методы, подходы, принципы обслуживания. Все это требует изменения соответствующей инфраструктуры, что подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы.

Инфраструктура розничного рынка представляет собой одну из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, посредством которой осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса, путем продажи через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли [4, 5].

Розничная торговля, несмотря на сложную экономическую ситуацию, продолжает развиваться. Не является исключением г. Сорочинск, где каждый месяц открывается новое розничное предприятие. По данным Социального паспорта МО Сорочинский городской округ по состоянию на 01.01.2016 в городе насчитывалось 266 стационарных торговых объектов общей площадью 28550 кв.м. Обеспеченность торговыми площадями в городе превышает установленные нормативы и составляет 690 кв.м. на тысячу жителей [2].

Во многом розничные предприятия в своей работе используют одни и те же инструменты. По таким факторам как цены, ассортимент, уровень обслуживания многие магазины аналогичны. Все это усиливает конкурентную борьбу между ними. Следовательно, любое отличие от общего состояния розничной инфраструктуры, включая рациональность размещения торгового предприятия, позволит получить дополнительное конкурентное преимущество, что еще раз подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

Собственник, принимая решение о создании нового магазина, прежде всего задумывается о его размещении. Размещение — это порядок, система в расположении, выбор места, расстановка, распределение чего-либо. Решение вопроса размещения торговых предприятий на территории города должно основываться на ряде принципов. Принципы, формирующие основы размещения торговых предприятий представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы, формирующие основы размещения торговых предприятий [1, 3]

Принцип

Характеристика принципа

Равномерность размещения

расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей

Групповое размещение

необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания)

деление магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения

При принятии решения о месте размещении торгового предприятия учитывают тот факт, где расположены предприятия конкурентов. Общее представление о размещении розничных предприятий в г. Сорочинске показывает рисунок 1.

По данному рисунку можно увидеть, что на территории г. Сорочинска расположено достаточно магазинов, что будет способствовать обеспечению жителей районов города необходимыми товарами. Однако необходимо отметить, что плотность размещения магазинов неодинакова. Так, например, наибольшая часть магазинов находится на главных улицах города, таких как ул. Карла Маркса, Интернациональная, Чернышевского, Фурманова и в центральной части города. Как правило, магазины, расположенные на главных улицах, размещены в непосредственной близости от остановок городского пассажирского транспорта. Следовательно, они ориентированы не только на жителей близ расположенных домов, но и на транзитный поток людей. Половина магазинов не имеет достаточного количества парковочных мест для посещения их большим количеством покупателей, имеющих личный транспорт, что затрудняет движение, но не является препятствием для желающих сделать покупки, т. к. некоторые магазины имеют уникальный ассортимент, более не встречающийся в магазинах расположенных в других частях города.

Рис. 1. Расположение розничных предприятий г. Сорочинска,

Подробное рассмотрение инфраструктуры розничной торговли города Сорочинска позволило выявить наличие четырех основных торговых сетей: ООО «Ностальжи», ООО «Весна», ООО «Пятерочка» и ЗАО «ТАНДЕР» «Магнит».

В общей сложности в городе 19 сетевых магазинов, из них большее число принадлежит ООО «Ностальжи» (шесть), пять магазинов — ООО «Весна», такое же количество торговой сети (ТС) «Пятёрочка». Наименьшее количество принадлежит АО «Тандер» — три магазина ТС «Магнит». В большинстве районов магазины торговых сетей расположены на расстоянии друг от друга, что не создает конкуренцию. Исключением является центральный район города, где основные позиции занимают торговые сети «Пятерочка» и «Магнит», а также 2-й микрорайон, где лидируют торговые сети «Весна» и «Ностальжи».

Два универсама торговой сети «Весна» обладают преимуществом — рядом с ними нет конкурентов. Магазины торговой сети «Ностальжи», несмотря на то, что они находятся сравнительно на небольшом расстоянии друг от друга, используют преимущества своего размещения следующим образом. Основной объем продаж одного обеспечивается за счёт расположения близлежащих многоэтажных домов, а в другом — за счёт расположения рядом с въездом в город.

Парковочными местами обеспечены также не все магазины. Магазины, с обслуживанием через прилавок, торговой сети «Ностальжи» не имеют парковочных мест, универсамы этой сети оснащены небольшими парковками на две-три машины. Торговая сеть «Весна» способна предоставить возле каждого магазина несколько парковочных мест, количество которых не отвечает потребностям покупателей. Аналогичная ситуация с парковочными местами и у магазинов торговой сети «Магнит».

В более выгодном положении в этом отношении находится магазины ТС «Пятерочка». Четыре из пяти ее магазинов расположены в торговых центрах, где есть общая парковка. С одной стороны, это дает дополнительное преимущество — хорошее деловое окружение, что будет дополнительным стимулом выбрать именно эти магазины. Однако, посетителей торговых центров достаточно много, что может сделать затруднительным парковку личного транспорта. Следует сказать, что и пятый магазин ТС, расположенный вблизи въезда в город, имеет достаточное в соответствии с трафиком количество парковочных мест.

В конечном итоге, давая оценку розничной инфраструктуре г. Сорочинск, можно сделать следующие выводы. На первый взгляд расположение магазинов является рациональным, то есть нет большого, чрезмерного, скопления их в одном районе. Однако, магазины всех торговых сетей расположены исключительно на главных улицах, тем самым используя преимущества, связанные с пересечением покупательских потоков. Новые микрорайоны города, с плотной жилой застройкой, где проживает достаточно хорошо материально обеспеченное население, пока не в полной мере обеспечены торговой инфраструктурой, там практически нет сетевых магазинов.

Еще одним недостатком является несоответствие количества парковочных мест у магазинов. Учитывая тот факт, что автомобилизация населения растет, этот фактор будет иметь во многом решающее значение в выборе торгового предприятия.

Следующим немаловажным фактором, влияющим на качество инфраструктуры, является метод продаж, применяемый розничными торговыми предприятиями г. Сорочинск. В большинстве их них используется традиционное обслуживание — через прилавок. За счет того, что продавец имеет личный контакт с покупателем, при условии высокого уровня обслуживания, это нельзя однозначно назвать недостатком магазина. Однако, все больше торговых предприятий ориентируется на использование метода самообслуживания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом г. Сорочинск имеет достаточно развитую розничную инфраструктуру. Однако при дальнейшем ее развитии предпринимателям, открывающим магазины, необходимо будет ориентироваться на соблюдение принципа равномерности размещения, в т. ч. и в отношении новых микрорайонов, а также учесть такие факторы, способствующие повышению качества обслуживания как достаточная обеспеченность парковочными местами посетителей, ориентация на использование современных методов продаж.

Литература:

  1. Водякова А. В. Оценка рациональности размещения сетевых торговых предприятий на примере г. Оренбург [Электронный ресурс] / А. В. Водякова // Теория и практика научных исследований / Издателска Къща «СОРоС», Издательство «Мир науки». — Электрон. текст. данн. (3,56 Мб.). — София: Издателска Къща «СОРоС», 2016. — 1 оптический компакт-диск (CD-ROM). — С. 78–84.
  2. Социальный паспорт МО Сорочинский городской округ [электронный ресурс]. — URL: http://www.sorochinsk56.ru/assets/files/economic/SocPasport-na-01.01.2016.docx (дата обращения 29.12.2016)
  3. Основные принципы размещения розничной торговой сети [электронный ресурс]. — URL: http://studopedia.ru/16_96930_osnovnie-printsipi-razmeshcheniya-roznichnoy-torgovoy-seti.html
  4. Инфраструктура розничной торговли, лекция [электронный ресурс] URL: http://revolution.allbest.ru/marketing/00546522_0.html
  5. Инфраструктура розничной торговли, реферат [электронный ресурс]. URL:http://works.doklad.ru/view/ss2Ktb6LmQs.html
Основные термины (генерируются автоматически): магазин, сорочинск, торговая сеть, место, розничная торговля, розничная инфраструктура, предприятие, торговое предприятие, расположение магазинов, потребительский рынок.

Ключевые слова

инфраструктура, розничная торговля, торговая сеть

Похожие статьи

Анализ услуг розничной торговли в г. Сорочинске

Подробное рассмотрение сферы услуг розничной торговли города Сорочинска позволило выявить наличие четырех основных торговых сетей: ООО «Ностальжи», ООО «Весна», ООО «Пятерочка» и ЗАО «ТАНДЕР» «Магнит».

магазин, сорочинск, торговая сеть, место, розничная торговля...

Исследование розничной инфраструктуры г. Сорочинска. магазин, сорочинск, торговая сеть, место, розничная торговля, розничная инфраструктура, предприятие, торговое предприятие, расположение магазинов, потребительский рынок.

Концепция маркетинга современных форматов розничной...

Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий...

Ключевые слова: рынок услуг, розничная торговля, торговые сети, ритейл.

Так как это был формат дорогих супермаркетов, розничные торговые сети были...

Социальная значимость розничных торговых сетей

Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Технология торговли на примере Волгоградской розничной сети

торговый зал, зона, покупатель, магазин, розничная торговля, товар, магазин одежды, посетитель, продажа, праздничная одежда. Мерчендайзинг — способ воздействия на психологию потребителя.

Развитие логистики как структуры розничной торговли (ритейла)

Розничное торговое предприятие как логистическая система... Розничная торговля (в последние годы используется термин ритейл, англ. retail) — это продажа. Областной центр — Екатеринбург (1320,7 тыс. жителей).

Закономерности и основные тенденции развития розничной...

торговые сети, розничная торговля, ритейл, рынок услуг.

розничная торговля, Красноярский край, Россия, потребительский рынок, оборот, магазин, доля, торговая сеть, сетевая торговля, материал.

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой...

В последнее время рынок начали захватывать ритейлы, т. е. крупные торговые сети, которые работают под единым брендом и управлением. По разным оценкам, доля сетевых продуктовых магазинов составляет около 30 % розничного продуктового ритейла, а в...

Методологические аспекты организации коммерческой...

коммерческая деятельность, торговая деятельность, торговля, потребительский рынок, рынок, предприятие, маркетинг, предметная специализация, методический план, товар.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ услуг розничной торговли в г. Сорочинске

Подробное рассмотрение сферы услуг розничной торговли города Сорочинска позволило выявить наличие четырех основных торговых сетей: ООО «Ностальжи», ООО «Весна», ООО «Пятерочка» и ЗАО «ТАНДЕР» «Магнит».

магазин, сорочинск, торговая сеть, место, розничная торговля...

Исследование розничной инфраструктуры г. Сорочинска. магазин, сорочинск, торговая сеть, место, розничная торговля, розничная инфраструктура, предприятие, торговое предприятие, расположение магазинов, потребительский рынок.

Концепция маркетинга современных форматов розничной...

Оценка конкурентоспособности розничных торговых предприятий...

Ключевые слова: рынок услуг, розничная торговля, торговые сети, ритейл.

Так как это был формат дорогих супермаркетов, розничные торговые сети были...

Социальная значимость розничных торговых сетей

Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

Технология торговли на примере Волгоградской розничной сети

торговый зал, зона, покупатель, магазин, розничная торговля, товар, магазин одежды, посетитель, продажа, праздничная одежда. Мерчендайзинг — способ воздействия на психологию потребителя.

Развитие логистики как структуры розничной торговли (ритейла)

Розничное торговое предприятие как логистическая система... Розничная торговля (в последние годы используется термин ритейл, англ. retail) — это продажа. Областной центр — Екатеринбург (1320,7 тыс. жителей).

Закономерности и основные тенденции развития розничной...

торговые сети, розничная торговля, ритейл, рынок услуг.

розничная торговля, Красноярский край, Россия, потребительский рынок, оборот, магазин, доля, торговая сеть, сетевая торговля, материал.

Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой...

В последнее время рынок начали захватывать ритейлы, т. е. крупные торговые сети, которые работают под единым брендом и управлением. По разным оценкам, доля сетевых продуктовых магазинов составляет около 30 % розничного продуктового ритейла, а в...

Методологические аспекты организации коммерческой...

коммерческая деятельность, торговая деятельность, торговля, потребительский рынок, рынок, предприятие, маркетинг, предметная специализация, методический план, товар.

Задать вопрос