Исследование рынка в Смоленской области за 2005–2006 годы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)

Дата публикации: 17.07.2015

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Игнатьева, Т. А. Исследование рынка в Смоленской области за 2005–2006 годы / Т. А. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8568/ (дата обращения: 17.12.2024).

Эластичность спроса — одна из самых важных категорий экономической теории. Оценка эластичности по цене, доходам и ряду других параметров позволяет выбрать правильную стратегию поведения на экономическом рынке. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Сейчас интересным представляется факт того, соответствуют ли теоретические аспекты современным реалиям в Российской экономике. Для проведения анализа сначала изучим, что представляет собой эластичность, а затем произведем ее расчёт.

Эластичность — способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям. Эластичность спроса подразделяется на эластичность спроса по цене, по доходу и по цене на другой товар (перекрестная).

Эластичность спроса по цене — отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены.

Ценовая эластичность спроса показывает чувствительность объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос неизменны

Различают несколько форм эластичности спроса по цене:

-        Эластичный спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности;

-        Неэластичный спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1;

-        Единичная эластичность, если эластичность равна -1, а ее абсолютное значение равно 1;

-        Совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене равна нулю;

-        Совершенно эластичный спрос, когда абсолютное значение эластичности равняется бесконечности.

Важно отметить, что для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед коэффициентом, а его абсолютная величина(|Е|)

Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности:

,                           (1)

где Q₁- первоначальный объем;

Q2- конечный объем;

P1- первоначальная цена;

P2- конечная цена;

Ed- эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по доходу — отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению суммарного дохода потребителя.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень насыщения спроса на данный товар.

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

-        Положительная, предполагающая, что увеличение дохода сопровождается ростом объемов спроса.

-        Отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок.

-        Нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода.

Степень эластичности спроса по доходу измеряется по формуле:

,                                                                                        (2)

где ∆Qd -изменение между начальным и конечным объемом;

∆I- изменение между начальным и конечным уровнем дохода;

- эластичность спроса по доходу.

Перекрестная эластичность — отношение относительного изменения объема спроса на товар a к отношению изменению цены товара b.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к нейтральным благам.

Перекрестная эластичность рассчитывается по следующей формуле:

,                                                                                 (3)

где - изменение между начальным и конечным объемом на товар а;

-спрос на товар a;

∆Рb- изменение между начальной и конечной ценой на товар b;

Рb- цена на товар b;

- перекрестная эластичность.

Таблица 1

Исходные данные

Год

Объем потребления сахара в год на чел., кг̽

Среднемесячная номинальная заработная плата в руб.̽ ̽

Средние потребительские цены на мясо, кг̽ ̽ ̽

Средние потребительские цены на молочные продукты, кг. ̽ ̽ ̽ ̽

Средние потребительские цены на сахар, кг̽ ̽ ̽ ̽ ̽

Средние потребительские цены на яйца, 10 шт̽ ̽ ̽ ̽ ̽ ̽

2005

43

8782

134,54

19,61

19,16

23,55

2006

42

10485

146,5

21,88

25,82

22,44

 

Источники:

̽Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [1]- [3]

Итак, приступим к вычислению эластичности спроса по цене по формуле 1.

Ed=

Можно прокомментировать полученный результат следующим образом. В данном случае объем спроса на сахар слабо чувствителен к изменению цены, т. к. сахар можно отнести к товарам первой необходимости, и он практически не имеет товаров заменителей на рынке.

Следующий вид эластичности — это эластичность спроса по доходу, которую будем рассчитывать по формуле 2.

Опять же, мы получили, что эластичность спроса по доходу еще раз доказала то, что спрос на такие товары как сахар насыщен в высокой степени и с увеличением дохода спроса на них растет незначительно, т. е. иными словами, сахар — товар первой необходимости.

Теперь осталось исследовать последнюю эластичность- эластичность спроса на другие товары (перекрестную эластичность).

За нейтральный товар по отношению к сахару возьмем мясо. Итак, у нас получается по формуле 3:

Судя по расчетам у нас получается, что эластичность меньше 0, а, следовательно, сахар и мясо являются взаимодополняющими товарами. Можно сказать о том, что и сахар и мясо всегда потребляются человеком, поэтому и получился такой результат. Но если принять -0,20, то получается верный результат, а именно, что данные товары являются нейтральными, т. е. не оказывающими влияния друг на друга.

Далее за взаимодополняющий товар возьмем яйца.

Перекрестная эластичность получилась больше 0, что дает нам неверное значение, ведь мы брали яйца и сахар как взаимодополняющий товар, а у нас получилось, что они оказались взаимозаменяемы. Наверное, такая неточность получилась из-за того, что яйца можно отнести к товарам первой необходимости и спрос на них будет всегда и при любой цене в независимости от дохода потребителя, а ведь то же самое можно сказать и про сахар.

Возьмем как взаимозаменяемый товар молочную продукцию (сгущенное молоко). Тогда получаются следующие расчеты:

Эластичность получилась отрицательная, то есть это взаимодополняющие товары. Если принять, что -0,060, тогда товары не зависят друг от друга. Можно предположить, что опять же это связано с тем, что сахар — продукт первой необходимости, если даже сгущенка будет абсолютно бесплатной, то сахар все равно будут покупать. Поэтому тяжело проанализировать взаимозаменяемость сахара с каким-либо другим продуктом.

Таким образом, в результате работы мы произвели расчет эластичности спроса и выявили, что теоретические закономерности не всегда соответствуют реалиям экономики. Это, прежде всего, связано с особенностями Российской экономики.

Применение теории эластичности имеет большое практическое значение. Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключение абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опят руководителей фирмы. Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидалось.

 

Литература:

 

1.       Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальная статистика / Публикации / Каталог публикаций / Статистические сборники / Регионы России. Социально-экономические показатели / Уровень жизни населения / Потребление продуктов питания / Потребление яиц и сахара на душу населения. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B07_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04–19.htm, свободный. — Загл. с экрана.

2.       Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальная статистика / Публикации / Каталог публикаций / Статистические сборники / Труд и занятость в России / Среднемесячная заработная плата по субъектам Российской Федерации / Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Центрального федерального округа по видам экономической деятельности / Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Смоленской области по видам экономической деятельности. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_36/IssWWW.exe/Stg/d2/10–14.htm, свободный.- Загл. с экрана.

3.       Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика / Цены / Потребительские цены / Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг / База данных. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921003, свободный.- Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): эластичность спроса, цена, товар, перекрестная эластичность, сахар, абсолютное значение эластичности, доход, относительное изменение объема спроса, спрос, эластичность.