Сахарная промышленность является одной из наиболее динамичных в структуре пищевой промышленности и играет значительную роль в экономиках ряда стран.
Производство сахара базируется на двух источниках сырья — сахарной свекле и сахарном тростнике. Сахар является товаром повседневного спроса и не требует дополнительных затрат на программу маркетинга, спрос на него эластичен по цене. Это стратегический продукт, по которому создаются государственные запасы и который играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности.
Изучая и анализируя экономические аспекты рынка сахара в России, следует принимать во внимание сложный характер взаимосвязей, определяющих структуру потребления и производства сахара. Более того, следует учитывать сезонный характер производства данного вида продукции, основное влияние на который оказывают погодные условия.
Для определения слабых и сильных сторон рынка сахара в России необходимо провести SWOT-анализ. Первоначально определим какие внешние факторы играют ключевую роль на данном рынке, проведем STEP-анализ внешней среды
Влияние факторов внешнего окружения на каждую организацию индивидуально (характер, сила и направленность воздействия, риски, взаимовлияние факторов), однако можно выделить общие аспекты влияния внешней среды на организации каждой отрасли.
Определим основные факторы макросреды, оказывающие влияние на рынок сахара, после чего будет предложена стратегия поведения на данном рынке для производителей сахара.
Наибольшее влияние на рынок сахара России оказывают экономические, научно-технические, социально-демографические факторы. Их описание представлено в таблице 1.
Таблица 1
STEP-анализ рынка сахара России
Экономические факторы – Уровень платёжеспособности, – Эффективность производства, – Уровень развития технологии, – Емкость внутреннего рынка, – Состояние национальной валюты, обменные курсы – рынок энергоносителей, – уровень развития конкурентных отношений в стране |
Экологические факторы – Экология производства – Экология материалов – Источники энергии – Экологическое регулирование |
Научно-технические факторы – Новые технологии, патенты – Новые материалы – Новые проекты – Инновационная политика (НИИ, образование) – Скорость технологического изменения |
Социально-демографические факторы – Демографические – Отношение людей к работе и качеству жизни – Уровень образования – Мобильность людей |
Экономические факторы в первую очередь оказывают влияние, так как промышленность является одной из доходных сфер экономики. При снижении доходов населения продажа сахара не сильно снижается, т. к. продукт является продуктом первой необходимости и его покупают независимо от роста цен. Предпочтения покупателей не меняются покупателей.
Научно-технические факторы актуальны в понимании разработки нового оборудования. Новые технологии позволяют снизить издержки, что позволит увеличить объем продаж.
Социально-демографические факторы важны, так как именно люди работают в компании и именно люди являются покупателями, поэтому значительные изменения в численности населения могут сказаться на отрасли, но все это может произойти в долгосрочной перспективе.
Проведем SWOT-анализ, который позволит не только оценить текущее состояние, но и достаточно четко предвидеть качественную картину перспектив с учетом активной позиции отрасли по отношению к изменению (сохранению) своего стратегического положения.
По итогам проведенного STEP — анализа обозначим сильные и слабые стороны рынка сахара России, а также возможности и угрозы внешней среды. Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ компании рынка сахара России
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Возможности
|
Угрозы
|
В таблицах 3, 4 представлены матрицы возможностей и угроз.
Таблица 3
Матрица возможностей
Вероятность реализации возможности |
Влияние |
||
Сильное |
Умеренное |
Малое |
|
Высокая |
Рост экспорта продукции |
Приток частного и иностранного капитала в отрасль |
|
Средняя |
Наличие новых привлекательных географических рынков |
||
Низкая |
|||
Таблица 4
Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Влияние |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
|
Высокая |
||||
Средняя |
Снижение реальных доходов населения |
Высокая конкуренция на рынке |
||
Низкая |
||||
Корреляционная матрица представлена в таблице 5.
Таблица 5
Корреляционная матрица
Корреляционная матрица |
Факторы внешней среды |
||
Возможности
|
Угрозы
|
||
Факторы внутренней среды |
Сильные стороны
|
Повышение качества продукта Рост объема экспорта на имеющиеся и новые рынки сбыта |
Снижение цены Разработка нормативов отрасли Реализация неценовой стратегии |
Слабые стороны
|
Снижение затрат за счет модернизации производства и оборудования Активное привлечение средств Снижение издержек за счет «эффекта масштаба» |
Снижение цены за счет снижения издержек производства Стандартизация бизнес-процессов |
|
После SWOT-анализа отрасли, хочется отметить, что для рынка сахара России наиболее верными действиями станут:
– Рост объема экспорта продукции;
– Открытие новых рынков сбыта.
В связи с чем предлагается использовать стратегию развития рынка. Так, как рынок сахара России полностью обеспечивается продукцией отечественного производства, предприятиям отрасли необходимо искать новые внешние рынки сбыта.
По причине большого перепроизводства сахара в России его цена начинает падать, что может привести к крупным убыткам аграриев в будущем. Спасти ситуацию сможет только расширение экспортных поставок.
Сегодня сахарная промышленность одна из отраслей страны, ориентированных на экспорт продукции. Увеличение поставок сахара за рубеж активно ведется уже с 2017 года. Ожидается, что к концу года этот показатель составит 420 тыс. т.
Сейчас продукция поставляется в основном в страны СНГ, Египет, Сербию и Монголию. К 2020 году Россия планирует заключить контакты с Китаем, Японией, Алжиром, Марокко и Филиппинами. Экспортировать Россия будет не только сахар, но и свекловичный жом, а также мелассу.
Для реализации стратегии расширения рынка можно рассмотреть рынки Китая, Японии, Алжира, Марокко и Филиппин, на которых продукция российских компаний будет пользоваться спросом. Кроме того, экспортировать можно не только сахар, но и свекловичный жом, мелассу.
Литература:
- Журнал «Сахарная свекла»www.sugarbeet.ru(Дата доступа: 10.05.2016)
- Союз сахаропроизводителей России www.rossahar.ru(Дата доступа: 10.05.2016)
- Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России» (АПР) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://агро-партия.рф/index.php/arhiv/2472–14–09–2015-selskoe-khozyajstvo-drajver-ekonomiki.
- Фазрахманов И. И. Организационно — экономические связи в свеклосахарном продуктовом подкомплексе / Фазрахманов И. И. // Экономика, социология и право.-2016. № 1. с. 113–115.
- Баскаков В. В. Стратегическое планирование на предприятиях / В. В. Баскаков, С. А. Федосеев, А. Н. Фомин // Военная мысль. — 2015.– № 4. — С.28–35