В противовес кризису: анализ рынка дискаунтеров города Красноярска
Авторы: Иванова Алина Олеговна, Русакова Анастасия Андреевна, Корепанова Евгения Геннадьевна
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 11.05.2016
Статья просмотрена: 185 раз
Библиографическое описание:
Иванова, А. О. В противовес кризису: анализ рынка дискаунтеров города Красноярска / А. О. Иванова, А. А. Русакова, Е. Г. Корепанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10529/ (дата обращения: 17.12.2024).
В данной статье проведен анализ дискаунтеров города Красноярска по базовой модели маркетинга. Представлены данные о сравнении по критериям: расположение, цена, предоставляемая продукция и отношение к рекламе.
Ключевые слова: дискаунтер, цена, продукт.
В настоящее время, большая часть населения России находится около или за чертой бедности, и относится к категории малообеспеченных слоев населения. Постоянный рост инфляции приводит к увеличению цен на продукты питания, но при этом рост заработной платы не наблюдается. В связи с этим население стремится сократить расходы на еду, доля которых составляет 40–45 %, а из-за нестабильности рубля затраты могут увеличится до 70 %. В такой ситуации большой спрос приобретут дискаунтеры.
Дискаунтер — это предприятие розничной торговли, деятельность которого направлена на снижение издержек обращения и цен на товары, что достигается за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями из-за низких цен. Существуют два вида дискаунтеров: жесткий дискаунтер, который пренебрегает услугами мерчендайзеров и маркетологов, занимаясь продажей товаров первой необходимости; мягкий дискаунтер — магазин самообслуживания, в котором представлены товары, выходящие за ассортимент потребительской корзины [1].
В связи с непростой экономической ситуацией, дискаунтеры стремительно набирают популярность и открываются по всей стране, в том числе и в Красноярске. На сегодняшний день в нашем городе насчитывается порядка трех крупных магазинов формата дискаунтер. Долгое время первым и единственным дискаунтером в Красноярске был «Светофор», но со временем сети супермаркетов «Командор» и «Красный яр» открыли собственные дискаунтеры под брендами «Хороший» и «Батон». Отметим, что вышеперечисленные дискаунтеры являются жесткими.
Изучим дискаунтеры более подробно через базовую модель маркетинга [2]. Первым элементом модели является продукт. Ассортимент в дискаунтерах колеблется от 1 до 2 тысяч товаров в то время как в супермаркетах ассортимент насчитывает порядка 20 тысяч товаров. Дело в том, что супермаркеты привлекают потребителей широким ассортиментом, а дискаунтеры — низкими ценами, продавая товары, без которых не обходится ни одна семья, такие как: мясо, рыба, овощи, фрукты, хлебная продукция, молочная продукция, крупы и макаронные изделия, сахар и кондитерские изделия, многие из которых продаются на разновес [3].
Следующим элементом модели является цена. Для более детального анализа данные о ценах на социально-значимые товары в дискаунтере и в супермаркете представим в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнение цен на некоторые продукты из потребительской корзины вдискаунтере ив супермаркете
Продукт |
Дискаунтер |
Супермаркет |
|
||
Название и производитель |
Цена |
Название и производитель |
Цена |
На сколько % дороже всупермаркете |
|
Подсолнечное масло |
«Сто рецептов» Юг Руси г. Ростов |
68.98 за 0.8 л (86.23 за 1 л) |
«Золотая семечка» Юг Руси г. Ростов |
126.25 за 1 л |
46.41 % |
Мука |
«Алейка» Алейскзернопродукт Алтайский край г. Алейск |
109.98 за 5 кг (21.99 за 1 кг) |
«Макфа» ОАО Макфа Челябинская обл., пос. Рощино |
96,38 за 2 кг (48.19 за 1 кг) |
119.15 % |
Крупа гречневая |
«Ларица» Калманский комбинат Алтайский край С.Новороманово |
39.98 за 650 г (61.51 за 1 кг) |
«Националь» Ангстрем Г. Санкт-Петербург |
104.88 за 900 г (116.53 за 1 кг) |
89.45 % |
Сахар-песок |
Весовой Россия |
49.98 за 1 кг |
Весовой Россия |
73.98 за 1 кг |
48.02 % |
Чай |
«Беседа» Юнилевер Русь Г. Санкт-Петербург |
28.76 за шт. (25 пак.) |
«Lipton» Юнилевер Г. Санкт-Петербург |
68.38 за шт. (25 пак.) |
137.76 % |
Проанализировав ценовую политику, можно заметить, что цены на все товары в дискаунтере намного меньше, чем в супермаркете. Прежде всего, это связано с тем, что дискаунтеры продают товары менее известных производителей, которые значительно экономят на рекламе, а, следовательно, не включают её стоимость в себестоимость товара. Так же цена сокращается за счет сокращения издержек на содержание персонала и отсутствия рекламы магазинов. Кроме этого в дискаунтерах можно заметить безопасные товары с истекающими сроками годности.
Третьим элементом в базовой модели является место расположения магазина, для анализа этих данных обратимся к Таблице 2 [4].
Таблица 2
Сравнение основных дискаунтеров г. Красноярска
Сравнительная характеристика |
«Светофор» |
«Батон» |
«Хороший» |
В Красноярске с… |
2009 г. |
2015 г. |
2014 г. |
Количество магазинов в городе |
17 (58.62 %) |
7 (24.14 %) |
5 (17.24 %) |
Расположение по районам, % по городу |
Количество магазинов |
||
Свердловский (4) 13.79 % |
2 |
1 |
1 |
Кировский (6) 20.69 % |
3 |
3 |
0 |
Ленинский (7) 24.15 % |
4 |
1 |
2 |
Центральный (2) 3.44 % |
2 |
0 |
0 |
Железнодорожный (4) 13.79 % |
2 |
1 |
1 |
Октябрьский (0) 0 % |
0 |
0 |
0 |
Советский (4) 13.79 % |
2 |
1 |
1 |
Пригород (3) (Емельяново, Березовка) 10.35 % |
3 |
0 |
0 |
Средняя торговая площадь |
1000 |
300 |
1000 |
Ассортимент |
2000 |
1200 |
1000 |
Количество рабочих мест на магазин |
10 |
4 |
7 |
Цена по сравнению со среднерыночной |
Ниже на 20 % |
Ниже на 10–50 % |
Ниже на 18–20 % |
Перспективы |
500 магазинов по России к 2017 г. |
30 магазинов по Красноярску за 2016 г. |
Открытия в других регионах |
Изучив данные о расположении дискаунтеров, видно, что большее их количество находятся в Ленинском и Кировском районах, где в основном проживает рабочий класс, имеющий средний доход. Кроме того, можно заметить, что дискаунтеры стали открывать и в Центральном районе, где расположен один из самых дорогих домов города, в котором проживают состоятельные люди, но несмотря на это, Центральный район всё же является «районом стареющего населения». Отсутствие магазинов в Октябрьском районе объясняется высокой ценой за квадратный метр, но открытие магазинов в этом районе является одной из перспектив развития дискаунтеров в Красноярске.
Помимо сравнительных таблиц, авторами было проведено наблюдение, в ходе которого удалось установить, что в период с 9:00 до 13:00 основной покупательской аудиторией являются жители пенсионного возраста, в период с 13:00 до 17:00 магазины чаще посещают школьники и студенты, в вечернее время с 17:00 и до 21:00 основными покупателями становятся рабочие люди.
Четвертый элемент базовой модели — продвижение товара, как уже говорилось выше, дискаунтеры экономят на рекламе и за счёт этого понижают цену на свои товары, так же они стараются выбирать наименее «раскрученные» марки, чтобы посетители не переплачивали за бренд.
В заключении, можно сказать что мы стали свидетелями бурной трансформации розничной торговли. Были времена ларьков и палаток, стихийных и организованных розничных рынков, затем были времена супермаркетов, имеющих большую долю импорта, что сделало их уязвимыми во время кризиса, но с временем изменения в покупательских настроениях заставили ритейлеров изменить подходы к ассортименту и даже форматы магазинов. Так появилась волна дискаунтеров. Супермаркеты и гипермаркеты, ранее привлекавшие покупателей более широким выбором, были вынуждены начать конкурировать по цене с дискаунтерами, а ассортимент расширять за счет российских товаров. Но с другой стороны, присутствие магазинов формата дискаунтер возле супермаркетов и рынков не создает угрозы для существования и развития первых. Достаточно супермаркетам перестроить ассортимент, т. е. добавить то, чего нет у дискаунтера, изменить график работы, и положение выправлено. [5]
Литература:
- «Что такое дискаунтер?» // Записки маркетолога. [Электронный ресурс]. URL: http://marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/disconter/ (дата обращения: (10.03.2016).
- Одинец Т. А., Томко С. А. Чего следует ожидать обществу от системы маркетинга в современных условиях // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы XI Междунар. науч. конф. (06–10 апреля 2015, г. Красноярск): в 2 т. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 325–328.
- «Дискаунтер — наиболее перспективное развитие розничной торговли в регионах России» // Метроном-К: технологии построения и развития розничной сети магазинов. [Электронный ресурс]. URL: http://metronomk.ru/statya-diskaunter-naiboleye-perspektivnoye-razvitiye-roznichnoy-torgovli-v-regionakh-rossii (дата обращения: (10.03.2016).
- «Технологии управления розничными сетями Дискаунтер — перспективное развитие розницы» // Subscribe.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://subscribe.ru/archive/trade.discounter/200904/06134031.html (дата обращения: (15.03.2016)
- Кислицина, В. В. Маркетинг: учебник для вузов. — Киров: Изд-во ВятГТУ, 2011. — 489 с.
Похожие статьи
Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске
На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...
Анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО «Мир подарков»
В данной статье рассмотрены анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО «Мир подарков».
Маркетинговое исследование восприятия новых продуктов сети магазинов «Мария-Ра»
В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендац...
Конкурентный анализ на рынке гостиничных услуг города Сочи
В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегмент...
Методологические аспекты процесса сегментации клиентов магазинов DIY-формата
В статье рассмотрены методы сегментации клиентов розничного рынка на основе имеющейся базы данных магазинов DIY-формата. Полученные в ходе анализа профили целевых сегментов покупателей были использованы на практике при совершенствовании программы л...
Рынок общественного питания г. Якутска: статистика и перспективы
В статье приведена статистика рынка общественного питания г. Якутска, выявлены лидеры и перспективы развития рынка. Методом исследования послужили наблюдение и анализ данных с различных информационных источников.
Анализ деятельности компании «Двина-Пермь»
В данной статье рассматривается деятельность компании ООО «Двина-Пермь». Предметом исследования является анализ среды компании, ее положение на существующем рынке. По результатам проведенного исследования разработаны рекомендации по дальнейшему разви...
Анализ рынка быстрого питания в г. Астане для открытия ресторана по франшизе Subway
В статье автор анализирует рынок быстрого питания в г. Астана для открытия ресторана быстрого питания по франшизе Subway. Анализ объема рынка и его структура в городе. Методом «тайного покупателя» определяет средний объем продаж основного конкурента....
Анализ рынка и стратегия развития сети салонов красоты в Казахстане
В статье приводится анализ оказания услуг салонов красоты в Казахстане. Показан объем рынка и его особенности, а также его структура. Исходя из рыночной ситуации, представлена стратегия развития сети салонов красоты.
Маркетинг событий в пандемийный период
В статье рассмотрена сфера событийного маркетинга в период пандемии. Представлены состоянии агентств на момент COVID-19, удачные попытки переноса мероприятий в онлайн-формат и отменившиеся события. Проанализированы преимущества и недостатки событийно...
Похожие статьи
Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске
На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...
Анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО «Мир подарков»
В данной статье рассмотрены анализ инновационных возможностей на примере магазина ООО «Мир подарков».
Маркетинговое исследование восприятия новых продуктов сети магазинов «Мария-Ра»
В статье раскрывается вопрос изучения восприятия новых продуктов на рынке. Приведены результаты исследования, на основании которых выявлены проблемы восприятия потребителями новых товаров продуктовой сети магазинов «Мария-Ра» и разработаны рекомендац...
Конкурентный анализ на рынке гостиничных услуг города Сочи
В статье приведены краткие результаты научно-исследовательской работы по конкурентному анализу гостиничной отрасли г. Сочи на примере отеля «Сочи-Магнолия». Проанализирована сравнительная характеристика нескольких гостиниц, работающих в одном сегмент...
Методологические аспекты процесса сегментации клиентов магазинов DIY-формата
В статье рассмотрены методы сегментации клиентов розничного рынка на основе имеющейся базы данных магазинов DIY-формата. Полученные в ходе анализа профили целевых сегментов покупателей были использованы на практике при совершенствовании программы л...
Рынок общественного питания г. Якутска: статистика и перспективы
В статье приведена статистика рынка общественного питания г. Якутска, выявлены лидеры и перспективы развития рынка. Методом исследования послужили наблюдение и анализ данных с различных информационных источников.
Анализ деятельности компании «Двина-Пермь»
В данной статье рассматривается деятельность компании ООО «Двина-Пермь». Предметом исследования является анализ среды компании, ее положение на существующем рынке. По результатам проведенного исследования разработаны рекомендации по дальнейшему разви...
Анализ рынка быстрого питания в г. Астане для открытия ресторана по франшизе Subway
В статье автор анализирует рынок быстрого питания в г. Астана для открытия ресторана быстрого питания по франшизе Subway. Анализ объема рынка и его структура в городе. Методом «тайного покупателя» определяет средний объем продаж основного конкурента....
Анализ рынка и стратегия развития сети салонов красоты в Казахстане
В статье приводится анализ оказания услуг салонов красоты в Казахстане. Показан объем рынка и его особенности, а также его структура. Исходя из рыночной ситуации, представлена стратегия развития сети салонов красоты.
Маркетинг событий в пандемийный период
В статье рассмотрена сфера событийного маркетинга в период пандемии. Представлены состоянии агентств на момент COVID-19, удачные попытки переноса мероприятий в онлайн-формат и отменившиеся события. Проанализированы преимущества и недостатки событийно...