Анализ услуг розничной торговли в г. Сорочинске
Авторы: Семиколенова Екатерина Алексеевна, Мельникова Татьяна Федоровна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 24.03.2017
Статья просмотрена: 193 раза
Библиографическое описание:
Семиколенова, Е. А. Анализ услуг розничной торговли в г. Сорочинске / Е. А. Семиколенова, Т. Ф. Мельникова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12119/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время развития рыночных отношений актуально стоит вопрос о развитии услуг розничной торговли. С услугами мы встречаемся повсеместно: спрашивая, чем отличается кукуруза одной марки от другой, прося завернуть купленную вещь в подарочную упаковку, ставя своё транспортное средство на парковочные места, сдавая сумку в камеру хранения в супермаркете и в том же магазине с удивлением отмечая, что нашу покупку кладут в бесплатный пакет. Существует несколько определений понятия «услуга розничной торговли»:
Таблица 1
Систематизация определений понятия «услуга» [1]
Автор |
Определение «Услуга розничной торговли» |
Ф. Котлер |
Любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом. |
ГОСТ Р 51304–2009: Услуги торговли. Общие требования |
Результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателяв приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного спредпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи. |
Экономический словарь |
Любая оплаченная выгода, неотделимая от своего источника. |
Национальная экономическая энциклопедия |
Результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. |
К. Гренроос |
Услуга — это процесс, включающий в себя серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия — поставщика услуги |
С. И. Ожегов |
Действие, приносящее пользу другому. Хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь |
Е. А. Громов |
К услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности |
Для исключения ошибочного мнения важно заметить, что услуги розничной торговли в литературе могут встречаться также под такими определениями как: «дополнительные услуги», «торговая услуга», а также подразумеваться под понятием «культура обслуживания». Во многом они схожи между собой, отличаются друг от друга лишь категорией предоставляемых услуг в одной и той же области услуг розничной торговли [2].
Основная услуга, которую оказывает розничная торговля, — это реализация товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина.
Всем услугам присущи четыре основные характеристики, которые необходимо учитывать. Рассмотрим их на примере такой услуги как консультация покупателей.
Неосязаемость. Услуги неосязаемы, их невозможно увидеть и попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента их предоставления. Мы не можем повторить в точности слова консультанта, мы не можем их потрогать, но они могут нам принести пользу как услуга.
Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, будь то человек, машина или товар. Речь не может быть произнесена в отсутствии человека. Соответственно, для оказания такой услуги как консультация, нам необходим непосредственно сам человек, а также речь, которую он произнесет, чтобы ощутить оказанную услугу.
Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также от времени и места оказания. Консультант, оказывает услугу, давай информацию, на данный момент времени. Например, о товаре, который есть в наличии, а действующих акциях. Если говорить о качестве, то рассказывая в продуктовом магазине о бытовой технике, услуга не будет полезной и качественной.
Несохраняемость. Услугу невозможно хранить. После того, как нам оказали услугу, мы не сможем воспроизвести её в последующем в удобном для нас месте и времени, мы можем лишь повторить или воспользоваться информацией, которую мы запомнили, получая услугу.
Сфера услуг розничной торговли является одним из самых значимых мест в экономике, а также в жизни общества. Она активно развивается, тем самым повышая эффективность предприятия. Когда мы идём за покупками, то нуждаемся не только в качественном товаре, но и в том, чтобы нам грамотно дали рекомендацию, предложили комфортное обслуживание, сделали скидку, чтобы магазин был расположен в шаговой доступности. Исходя из этого, помимо высокого качества товара на потребительском рынке также есть потребность в услугах.
Развитие и грамотное исполнение услуг в розничной торговле влияет сразу на несколько аспектов. Во-первых, повышает роль торговых предприятий в удовлетворении спроса потребителей, во-вторых, даёт преимущество перед конкурентами, в-третьих, укрепление экономики страны на основе расширения возможности привлечения в оборот денежных средств населения.
Как правило, в городах с высокой плотностью населения услуги розничной торговли устроены более современно и появляются ранее, чем в провинциальных городах. Хотя если говорить о качестве, то в мегаполисе мы чаще сталкиваемся с недобросовестным исполнением услуг, но там мы всегда можем найти альтернативу. О том, как представляют услуги города с небольшой численностью населения мы рассмотрим на примере города Сорочинска. На его территории расположено достаточно магазинов, что способствует обеспечению жителей районов города необходимыми товарами. Однако необходимо отметить, что плотность размещения магазинов неодинакова. Так, например, наибольшая часть магазинов находится на главных улицах города, таких как ул. Карла Маркса, Интернациональная, Чернышевского, Фурманова и в центральной части города. Как правило, магазины, расположенные на главных улицах, размещены в непосредственной близости от остановок городского пассажирского транспорта. Следовательно, они ориентированы не только на жителей близ расположенных домов, но и на транзитный поток людей. Половина магазинов не имеет достаточного количества парковочных мест для посещения их большим количеством покупателей, имеющих личный транспорт, что затрудняет движение, но не является препятствием для желающих сделать покупки, т. к. некоторые магазины имеют уникальный ассортимент, более не встречающийся в магазинах, расположенных в других частях города [3].
В настоящее время, несмотря на кризисную ситуацию в стране, количество людей, занятых в области торговли, с каждым годом возрастает. Что происходит в общем с тенденцией развития в области предпринимательской деятельностью мы можем наблюдать в таблице 2.
Таблица 2
Развитие малого исреднего предпринимательства
|
2012г. |
2016г. |
2017г. |
Предприятия малого бизнеса |
181 |
274 |
264 |
Индивидуальные предприниматели |
1089 |
1146 |
1166 |
Подробное рассмотрение сферы услуг розничной торговли города Сорочинска позволило выявить наличие четырех основных торговых сетей: ООО «Ностальжи», ООО «Весна», ООО «Пятерочка» и ЗАО «ТАНДЕР» «Магнит».
Таблица 3
Преимущества инедостатки ТС вг. Сорочинске
|
ООО «Ностальжи» |
ООО «Весна» |
ТС «Пятёрочка» |
ТС «Магнит» |
Территориальная конкуренция |
- |
- |
+ |
+ |
Достаточное обеспечение парковочными местами |
- |
- |
+ |
- |
Узнаваемость по дизайну |
- |
+ |
+ |
+ |
Метод обслуживания |
Обслуживание через прилавок |
Самообслуживание |
Самообслуживание |
Самообслуживание |
Количество магазинов |
6 |
5 |
5 |
3 |
В соответствии с ГОСТом услуги классифицируются на следующие группы:
Первая группа — услуги реализации товаров. К ним относят: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товаров. Реализация товаров может осуществляться как в магазинах, так и вне магазинов. Все магазины, рассматриваемые нами, обладают этими услугами. Что нельзя сказать про дополнительные услуги.
Все дополнительные услуги, который предоставляет розничная торговля можно классифицировать на три основные группы [4]. Посмотрим какими критериями обладают, рассматриваемые нами торговые сети.
Таблица 4
Дополнительные услуги
|
ООО «Ностальжи» |
ООО «Весна» |
ООО «Пятерочка» |
ЗАО «ТАНДЕР» «Магнит» |
Оказание помощи покупателю в совершение покупки и при ее использовании |
+ |
+ |
+ |
+ |
Информационно-консультационные услуги |
- |
- |
+ |
- |
Создание удобств покупателям |
+/- |
+ |
+ |
+ |
Исходя из таблицы 2 мы можем сказать о том, что полностью выполняет все критерии ТС «Пятерочка», а вот ТС «Магнит» в недостаточной мере оказывает информационно-консультационные услуги. Хотя если учесть тот факт, что это должен совмещать рабочий персонал, производящий выкладку товара, то тут следует исходить из магазинов конкретно данного города, в других ситуация может быть иная. ТС «Весна» имеет аналогичное положение, только тут уже персонал вы встретите лишь при оплате покупки, выкладка товара производится в специально отведённое время. ТС «Ностальжи» имеет недостатков несколько больше, чем её конкуренты. Создание удобств покупателям она предоставляет лишь в универсаме.
Если рассматриваемые нами торговые сети, магазины, сравнивать с торговыми сетями более высокого уровня обслуживания, то можно заметить следующее. Идя в ногу со временем, многие магазины на региональном и национальном уровне, обеспечены такой информационной услугой как, безналичный расчёт, электронные ценники, такой телекоммуникационной услугой, как демонстрация товара, акций, скидок на телеэкране непосредственно в самом магазине, такой развлекательной услугой, как предоставление детской игровой комнаты. Все это лишь на начальном уровне развивается в торговых сетях, расположенных в провинции.
Подводя итог и давая оценку услугам розничной торговли г. Сорочинск, можно сделать следующие выводы. При прочих равных условиях в оказании сферы услуг розничной торговли можно заметить, что на первый взгляд расположение магазинов является рациональным, нет большого, чрезмерного, скопления их в одном районе. Однако, магазины всех торговых сетей расположены исключительно на главных улицах, тем самым используя преимущества, связанные с пересечением покупательских потоков. Новые микрорайоны города, с плотной жилой застройкой, где проживает достаточно хорошо материально обеспеченное население, пока не в полной мере обеспечены услугами розничной торговли, там практически нет сетевых магазинов. Соответственно это создаёт некоторые сложности в удовлетворении покупательского спроса на товары и услуги.
Еще одним недостатком является несоответствие количества парковочных мест у магазинов. Учитывая тот факт, что автомобилизация населения растет, данная услуга будет иметь во многом решающее значение в выборе торгового предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом г. Сорочинск имеет достаточно развитую сферу услуг розничной торговли. Однако при дальнейшем ее развитии предпринимателям, открывающим магазины, необходимо будет ориентироваться на соблюдение принципа равномерности размещения, в т. ч. и в отношении новых микрорайонов, а также учесть такие факторы, способствующие повышению качества обслуживания как достаточная обеспеченность парковочными местами посетителей, ориентация на использование современных методов продаж.
Литература:
- Экономический словарь [электронный ресурс] URL: http://gufo.me/content_eco/usluga-55461.html
- Услуги розничной торговли и требования к ним [электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=664748
- Семиколенова Е. А., Береговая И. Б. Исследование розничной инфраструктуры г. Сорочинска [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 118–121. [электронный ресурс] URL: http://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11726/
- Показатели качества торговых услуг и методы их оценки [электронный ресурс] URL: http://works.doklad.ru/view/wFa6jeMQraI/all.html