Сравнительная характеристика требований, предъявляемых к бухгалтерскому балансу, составленному согласно правилам РСБУ и МСФО
Автор: Лебедева Алина Алексеевна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 3766 раз
Библиографическое описание:
Лебедева, А. А. Сравнительная характеристика требований, предъявляемых к бухгалтерскому балансу, составленному согласно правилам РСБУ и МСФО / А. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 97-100. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/928/ (дата обращения: 17.12.2024).
С 1998 года в связи с принятием «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» началась эра интеграции основополагающих принципов международных стандартов финансовой отчетности в российскую систему бухгалтерского учета. Очередным шагом на пути перехода России на МСФО стал Федеральный закон «О формах бухгалтерской отчетности организаций», утвержденный Приказом Министерства Финансов от 2.07.2010 года №66н. Несмотря на очевидное заимствование основных правил составления бухгалтерского баланса согласно МСФО, перечень необходимых статей, а также их состав и содержание для «российского» и «международного» балансов характеризуются некоторыми особенностями.
Проводя сопоставление требований к составу финансовой (бухгалтерской) отчетности в МСФО и РСБУ, в качестве одного из различий нами было обозначено то, что международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности и подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности, тогда как РСБУ устанавливают «рекомендуемые формы» отчетности.
Сказанное справедливо, в первую очередь, для баланса, поскольку МСФО (IAS) 1 не содержит предписаний ни в отношении формы баланса, ни в отношении конкретного перечня подлежащих раскрытию в нем статей, ни в отношении их расположения относительно друг друга в балансе.
МСФО (IAS) 1 (п. 54) определяет лишь перечень статей (именуемых линейными), которые в достаточной степени различны по характеру или назначению, чтобы повлечь необходимость их раздельного представления непосредственно в балансе. Суждение о том, представлять ли дополнительные статьи отдельно, должно основываться на оценке природы и ликвидности активов, их назначения в организации, а также размера, характера и распределения во времени обязательств.
МСФО (IAS) 1 предусматривает два основных подхода к классификации активов и обязательств при их отражении в балансе. Первый подход предусматривает представление активов и обязательств с их разделением на краткосрочные и долгосрочные. Второй подход предусматривает классификацию активов и обязательств и их представление в балансе в порядке их ликвидности, если такая классификация позволяет предоставить пользователям отчетности такую информацию, которая является надежной и более показательной.
Использование такой классификации статей баланса МСФО (IAS) 1 предусмотрено, например, для тех организаций, которые не занимаются поставкой товаров или услуг в рамках четко определенного операционного цикла (в частности, для финансовых организаций). Однако и при классификации активов и обязательств в порядке их ликвидности МСФО (IAS) 1 обязывает организации по каждой линейной статье раскрывать ту сумму, погашение или возмещение которой ожидается по истечении более чем 12 месяцев.
Отметим также, что МСФО (IAS) 1 предусматривает возможность сочетания двух указанных подходов при формировании баланса, представляя одни активы и обязательства с подразделением на краткосрочные и долгосрочные, а другие - в порядке ликвидности, если это позволяет представить информацию в той форме, которая надежна и более показательна.
Такое представление информации об активах и обязательствах может быть использовано, в частности, организациями, которые занимаются большим количеством разнообразных видов деятельности (как с определенным производственным циклом, так и без него).
В РСБУ (п. 19 ПБУ 4/99) предусмотрена обязанность организации по раскрытию в бухгалтерском балансе активов и обязательств с подразделением на долгосрочные и краткосрочные. Возможность классификации активов и обязательств в целях составления бухгалтерской отчетности в зависимости от их ликвидности нормативными документами РСБУ не предусмотрена.
Определение понятий «долгосрочные» и «краткосрочные» применительно к активам и обязательствам в РСБУ сформулировано крайне лаконично: «активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные».
При этом РСБУ выводят классификацию за рамки профессионального суждения бухгалтера, поскольку непосредственно в тексте нормативных документов, регламентирующих составление отчетности, активы и обязательства представлены в соответствующей группировке.
МСФО (IAS) 1 определяет порядок классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные более подробно. Для активов и обязательств установлены критерии их признания в качестве краткосрочных (оборотных) и долгосрочных, а также ряд исключений из общих правил классификации, что требует в большинстве случаев применения профессионального суждения, знания особенностей операционного цикла и намерений руководства организации в отношении судьбы активов и обязательств в целях корректного распределения линейных статей по соответствующим категориям.
В качестве критериев классификации активов в составе оборотных (краткосрочных) МСФО (IAS) 1 (п. 66) устанавливает следующие: или актив предполагается реализовать или он предназначен для целей продажи или потребления при обычных условиях операционного цикла организации, или актив предназначен главным образом для использования для целей продажи, или актив предполагается реализовать в течение 12 месяцев после отчетной даты, или актив представляет собой денежные средства или эквивалент денежных средств (при условии, что отсутствуют какие-либо ограничения на использование или обмен актива в течение, по меньшей мере, 12 месяцев после отчетной даты). Основные исключения из общего правила классификации активов состоят в следующем.
Операционный цикл организации представляет собой период времени между приобретением активов для переработки и их превращением в денежные средства или эквиваленты денежных средств. Когда обычный операционный цикл организации не поддается четкому определению, предполагается, что его продолжительность составляет 12 месяцев (п. 68 МСФО (IAS) 1). При классификации активов и обязательств применяется один и тот же операционный цикл (п. 70 МСФО (IAS) 1).
Во-первых, те активы, которые продаются, потребляются и реализуются как часть обычного операционного цикла, признаются краткосрочными даже при условии, что организация не предполагает реализовывать их в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Во-вторых, краткосрочными при составлении финансовой отчетности признаются все активы, предназначенные для продажи, в том числе и долгосрочные активы.
В качестве критериев классификации обязательств в составе краткосрочных МСФО (IAS) 1 (п. 69) устанавливает: или обязательство предполагается погасить в рамках обычного операционного цикла организации, или обязательство предназначено главным образом для целей продажи, или обязательство подлежит погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, или у организации нет безусловного права откладывать погашение соответствующего обязательства в течение, по меньшей мере, 12 месяцев после отчетной даты.
Из общего правила классификации обязательств на краткосрочные и долгосрочные установлены исключения, основными из которых являются нижеперечисленные.
Во-первых, такие обязательства, как кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, некоторые начисления работникам организации и другие операционные затраты, составляющие часть оборотного капитала, используемого в обычном операционном цикле, классифицируются как краткосрочные, даже если они подлежат погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Во-вторых, если на этапе составления отчетности организация имеет полномочия на рефинансирование или отсрочку исполнения какого-либо обязательства, по крайней мере, на 12 месяцев после отчетной даты и предполагает эти полномочия реализовать, то соответствующее обязательство классифицируется как долгосрочное вне зависимости от первоначально установленного срока его исполнения.
В-третьих, исключением из общего правила классификации, о котором стоит упомянуть, являются обязательства по долгосрочным договорам займа, по которым организацией нарушено соглашение непосредственно на отчетную дату или до указанной даты, в результате чего такие обязательства перешли в категорию обязательств по требованию. Они подлежат классификации в качестве краткосрочных за исключением случая, когда займодавец до отчетной даты согласился предоставить льготный период, заканчивающийся как минимум по истечении 12 месяцев после указанной даты, в течение которого займодавец не может требовать немедленного погашения обязательства.
Исключением из общего порядка классификации активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные являются также отложенные налоговые активы и обязательства, которые всегда должны классифицироваться как долгосрочные (п. 56 МСФО (IAS) 1).
Сравнительная характеристика требований МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Требования МСФО и РСБУ к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию в балансе
Линейные
статьи
- |
Группы
статей - |
(a) Основные средства |
Основные средства |
(b) Инвестиционное имущество |
Доходные вложения в
материальные |
(c) Нематериальные активы |
Нематериальные активы |
(f) Финансовые активы (кроме (e), (h), (i)) |
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения |
(e) Инвестиции, учтенные по методу участия |
|
(f) Биологические активы |
; |
(g) Запасы |
Запасы |
; |
Налог на добавленную
стоимость |
(h) Торговая и прочая
дебиторская |
Дебиторская задолженность |
(i) Денежные средства и эквиваленты денежных средств |
Денежные средства |
(j) Суммарные активы, классифицированные как предназначенные для продажи, и активы в составе группы выбытия, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с IFRS 5 |
; |
(k) Торговая и прочая
кредиторская |
Кредиторская задолженность |
(l) Оценочные обязательства |
Резервы под условные обязательства |
(m) Финансовые
обязательства |
Краткосрочные и долгосрочные заемные средства |
(n) Обязательства и
активы* по текущим |
Включены в состав кредиторской задолженности |
(o) Отложенные
налоговые обязательства |
Отложенные налоговые
обязательства |
(p) Обязательства, включенные в выбывающие группы, классифицируемых как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 |
; |
(q) Неконтролирующие доли, представленные в составе капитала |
; |
(r)
Выпущенный капитал и резервы, |
Капитал и резервы |
* В РСБУ задолженность бюджета представлена в составе дебиторской задолженности |
И МСФО (п. 55 МСФО (IAS) 1), и РСБУ (п. 6 ПБУ 4/99) предусматривают возможность включения в состав показателей баланса дополнительных статей, если это позволяет сформировать более полное представление о финансовом положении организации.
Кроме того, п. 10 ПБУ 4/99 содержит прямое указание на возможность невключения в состав показателей баланса (и других форм отчетности) статей, по которым отсутствуют числовые показатели.
МСФО (IAS) 1 аналогичного указания не содержит, поскольку, как уже упомянуто выше, не предписывает порядок или формат, в котором должны представляться статьи, а лишь определяет перечень статей, в разрезе которых должна быть представлена вся имеющаяся информация об организации (ее финансовом положении и результатах деятельности).
Из сопоставления перечня линейных статей, подлежащих обязательному раскрытию в балансе, видно, что концептуальные различия в составе показателей «международного» и «российского» балансов отсутствуют, но некоторые отличия имеются.
Например, в составе показателей баланса, составляемого по международным правилам, не выделена статья «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», что объясняется тем, что МСФО предусматривают возможность взаимозачета текущих налоговых требований и текущих налоговых обязательств и отражение в балансе сальдированного платежа по НДС в обязательствах перед бюджетом (но при этом информация о налоге на добавленную стоимость по приобретенным ценностям подлежит раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности).
МСФО и РСБУ по-разному устанавливают требования в отношении необходимой детализации информации по линейным статьям (МСФО) и группам статей (РСБУ).
В РСБУ группировка статей в группы произведена непосредственно в тексте нормативного документа (п. 20 ПБУ 4/99) и в рекомендуемой форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2.07.2010 №66н.
МСФО устанавливают обязанность по раскрытию в балансе или в примечаниях к нему дальнейших подклассов каждой из представленных в балансе линейных статей, классифицированных таким способом, который соответствует операциям организации. Степень детализации определяется требованиями МСФО, а также размером, характером и назначением соответствующих сумм. Кроме того, при принятии решения о разбивке линейных статей на подклассы необходимо учитывать такие факторы, как природа и ликвидность активов, их назначение, а также размер обязательств, их характер и распределение во времени.
Еще одной отличительной особенностью требований МСФО к формированию баланса либо примечаний к нему является требование п. 79 МСФО (IAS) 1 о раскрытии детальной информации об акциях для каждого класса акционерного капитала и акциях, зарезервированных для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы.
Однако, несмотря на все существующие различия, российская система бухгалтерского учета постепенно приводится в соответствие международным стандартам финансовой отчетности, что является целью принятой в России в 1998 году «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». О данном факте свидетельствует как разработка новых форм бухгалтерской финансовой отчетности, так и принятие Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 7.07.2010 г., разработка новых и доработка уже существующих Положений по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2010), «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), «Операционные сегменты» (ПБУ 12/2010).