Автор: Ломова Мария Николаевна

Рубрика: 20. Жилищно-коммунальное хозяйство

Опубликовано в

международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)

Статья просмотрена: 2585 раз

Библиографическое описание:

Ломова М. Н. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилым фондом в России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 201-203.

Уже более пятнадцати лет в России осуществляются глобальные рыночные преобразования, которые затронули все сферы национальной экономики как материальные, так и нематериальные – промышленность, сельское хозяйство, науку, образование, оборону и т.д. Однако жилищно-коммунальное хозяйство, к сожалению, до сих пор остается одной из наиболее отсталых в развитии и низкоэффективных отраслей российской экономики: при огромных затратах человеческих, финансовых и материальных ресурсов качество жилищных и коммунальных услуг остается неудовлетворительным. А ведь это одна из наиболее значимых и важных отраслей, от состояния которой во многом зависит качество жизни населения всей страны.

В общем процессе реформирования экономики России проблема реформы ЖКХ занимает особое место. Во-первых, это одна из крупнейших отраслей народного хозяйства, во-вторых, эта отрасль наиболее социально значима. Если ошибки в проведении реформы, к примеру, угольной отрасли, скажутся не напрямую, а опосредованно и через некоторый промежуток времени, то любая ошибка в реформе ЖКХ вызовет мгновенную негативную реакцию вплоть до социального взрыва, чреватого отставкой правительства и дестабилизацией политической обстановки [2, с. 17].

Несмотря на то, что реформирование ЖКХ в настоящее время является приоритетным направлением российской экономики, большинство мероприятий в рамках проводимой реформы направлены в большей степени на поддержание текущей работоспособности отрасли, а не на ее дальнейшее развитие и совершенствование. О чем также говорит и Президент РФ Дмитрий Медведев, который в ходе видеоконференции с региональными избирательными штабами партии «Единая Россия» заявил: «В сфере жилищно-коммунального хозяйства сконцентрировано огромное количество денег – не менее 1,5 трлн. руб. Значительная часть этих средств расходуется нерационально. Деньги в ЖКХ есть, нужно правильно планировать их расходование и привлекать различные источники финансирования, в том числе и внебюджетные».

Российское ЖКХ находится в состоянии тяжелого кризиса, о чем свидетельствует высокая степень недовольства российских граждан, переходящая в жилищно-коммунальные бунты. Реформирование ЖКХ требует комплексного подхода, проведения системных мероприятий по повышению эффективности его функционирования. Одним из главных путей преобразований становится кардинальное изменение системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, т.е. способов управления жилыми многоквартирными домами.

Отечественная практика управления жилым домом пока не показала своей действенности и функциональности, к тому же принятый новый жилищный кодекс РФ не дает четких и однозначных разъяснений по вопросу управления многоквартирными жилыми домами. Для решения проблем, связанных с управлением жилищным фондом, целесообразно обратиться к зарубежному опыту, который знакомит нас с наиболее передовыми знаниями в сфере управления многоквартирными домами (далее – МКД).

Обобщая все многообразие теоретических знаний и практического опыта управления жилым фондом в развитых зарубежных странах, можно предложить следующие направления реформирования процесса управления многоквартирными жилыми домами в России:

1. Изменение менталитета российских собственников жилья, которые воспринимают содержание своего жилого фонда как несение бремени расходов, в то время как в большинстве западных стран граждане рассматривают приобретение жилья в собственность как инвестицию (вложение средств) и понимают содержание как деятельность, обеспечивающую сохранность и надлежащее состояние имущества.

2. Переход к узкоспециализированному обслуживанию МКД. В мировой практике управления многоквартирными домами наиболее часто применяется подход, при котором собственники принимают управленческие решения в рамках созданного ими объединения – юридического лица, а исполнение решений доверяется профессиональной управляющей организации на основании договора. Данный подход к управлению многоквартирными домами можно считать лучшим, потому что деятельность по управлению домами осуществляется на профессиональном уровне, качество услуг соответствует запросам и возможностям собственников жилья, и при этом соблюдаются демократические нормы принятия управленческих решений собственниками жилья. Кроме того, преимущество для собственников жилья при создании товарищества заключается в возможности контролировать расходование собственных средств [1, с. 14].

Для России же характерно, что частные жилищные организации стремятся оказывать своими силами весь комплекс услуг по управлению, обслуживанию и ремонту многоквартирных домов. Такая универсальность управляющих организаций приводит к значительному ухудшению качества предоставляемых ЖКУ.

Опыт стран Восточной Европы (Венгрия, Словакия) показывает, что со временем управленческо-ремонтно-обслуживающие организации разделились на более специализированные, поскольку это диктуется экономической эффективностью деятельности. Развитие рынка идет в сторону специализации и возрастания конкуренции между организациями с одинаковой специализацией. Западные страны и США дают такие примеры развитого рынка жилищных услуг, где деятельность организаций, работающих в сфере содержания и ремонта жилья, узкоспециализированная, например, обслуживание труб внутри дома осуществляет одна фирма, обслуживание приборов учета на системах теплоснабжения – вторая фирма, обслуживание насосов, установленных на системах теплоснабжения – третья, обслуживание бойлера (теплообменника) – четвертая и т.д. Специализация организации на определенной деятельности и увеличение числа ее клиентов обычно снижает себестоимость услуг, а в условиях конкуренции управляющие, заинтересованные в приобретении новых клиентов и сохранении имеющихся, не могут завышать цену на свои услуги. Развитие рынка управленческих услуг выгодно для их потребителей – собственников жилья.

3. Страхование деятельности управляющих компаний. В большинстве зарубежных стран управление в сфере ЖКХ рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, требующей страхования рисков.

Рынок ЖКУ формирует требования к управляющим компаниям, невыполнение которых делает компанию неконкурентоспособной. Прежде всего, это относится к страхованию управляющей компанией (управляющим) своей гражданской и материальной ответственности, возникающей, если неправильные действия управляющего привели к нанесению ущерба собственнику жилья, что особо развито в большинстве стран Европы и Америки. Думается, что ситуация с качеством ЖКУ в России кардинально поменялась бы при введении в наше законодательство такого подхода [4, с. 20].

Кроме того, конкурентоспособность управляющей организации повышает наличие сертификатов, подтверждающих ее профессионализм, опыт и финансовую стабильность, а также неуклонное следование стандартам в сфере ЖКХ.

4. Реформирование системы государственных дотаций в сфере ЖКХ. В настоящее время в России главной проблемой является нехватка средств и несвоевременные платежи за оказанные услуги. Несвоевременная оплата ЖКУ снижает качество выполняемых работ. В большинстве западных стран нет такого явления как массовые неплатежи, проблем неоплаты услуг вообще не возникает. Там давно отработана система субсидий, льгот, тарифов и кредитов.

5. Системная подготовка специалистов по управлению жильем, которая имеет большое значение в повышении качества обслуживания жилого фонда. За рубежом профессиональные сообщества управляющих предлагают различные образовательные курсы, как базовые, так и повышающие квалификацию. Обучение на таких курсах дает серьезные знания и практические навыки.

На Западе многие политехнические вузы, а также специальные колледжи дают базовое образование, позволяющее выпускнику начать работать управляющим. К сожалению, в Минобразования России о таком подходе пока даже не задумываются. Законодательством западных стран установлены высокие требования к управляющему недвижимостью.

К примеру, в Германии управляющий должен иметь высшее образование и квалификацию экономиста, инженера, юриста или социального работника, а также обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение вести переговоры, разрешать конфликты.

В Венгрии согласно закону «О товариществах собственников жилья» управляющими кондоминиумами могут быть только лица, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку.

6. Устранение коррупции во взаимоотношениях между потребителем ЖКУ, управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией путем четкого законодательного регулирования. О масштабах коррупции в России говорят следующие цифры: в 2010 году выявлено более 94 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ и инициировано свыше 140 уголовных дел. Нарушения закона вскрыты на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ.

В деятельности региональных органов тарифного регулирования продолжают иметь место факты установления незаконных, экономически необоснованных тарифов, включения в тарифы неоправданных расходов, превышения устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных максимальных уровней тарифов. УК считают «своими» денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им «расщеплять» платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.

В борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ показателен опыт Сингапура. Современный Сингапур занимает лидирующее место в мире по отсутствию коррупции. В 1965 году, когда страна обрела независимость, ситуация была прямо противоположной. Чтобы решить проблему, было создано бюро по расследованию коррупции с широкими полномочиями, куда граждане смогли обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Были введены жесткие экономические санкции за взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.

Интересен опыт Швеции – одной из самых некоррумпированных стран мира, где большую роль в противодействии коррупции играют церковь и общественное мнение. В этой стране в работе чиновника во главу угла ставятся высокие этические стандарты, а общество с подозрением относится к любому бизнесмену, который сумел за короткий период получить очень высокий доход, или к чиновнику, доходы которого существенно ниже его расходов. Общественное мнение превратит такого бизнесмена в неприкасаемого, а чиновника вынудит уйти с должности.

7. Информационная открытость и прозрачность деятельности управляющих компаний. Основные претензии российских граждан к управляющим компаниям связаны с непониманием того, из чего складываются тарифы на ЖКУ и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах.

В данном случае полезен опыт Финляндии и Франции, где важнейшей составляющей коммунальных услуг являются информационные технологии. Сбор и обработка информации, взаимодействие коммунальщиков с потребителями и властными структурами происходит в автоматическом режиме. В целом весь процесс личного взаимодействия потребителя и поставщика услуг может проходить через интернет или другие информационные ресурсы. Так, например, в Финляндии в процесс автоматизации коммунальных услуг в 2008 году было вложено около 7 миллиардов ЕВРО, или 3,5% ВВП [3, с. 85].

Таким образом, для решения системных проблем в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в России, полезно изучать положительный международный опыт, проверенный десятилетиями. При этом возможно построение собственной уникальной модели управления многоквартирными жилыми домами, которая будет основываться на лучших зарубежных аналогах, но при этом учитывать специфику и особенности российского жилищно-коммунального хозяйства.


Литература:

  1. Генцлер, И.Г. О некоторых вопросах управления многоквартирными домами. Международный опыт //Законы России. Опыт, анализ, практика. – 2008. – № 8. – с. 12-18.

  2. Глазунов, С.Н. Жилищный вопрос в России. Проблемы и перспективы. – М.: Дело, 2006. – 176 с.

  3. Игнатов, В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. – 144 с.

  4. Кирсанов, С.А. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2011. – № 10. – с. 12-23.

Основные термины (генерируются автоматически): сфере ЖКХ, многоквартирными домами, многоквартирными жилыми домами, управления многоквартирными домами, жилым фондом, зарубежных стран, управления многоквартирными жилыми, собственников жилья, управления жилым фондом, опыт зарубежных стран, жилым фондом Кемеровской, Управление жилым фондом, западных стран, большинстве западных стран, жилыми многоквартирными домами, проблема реформы ЖКХ, решении проблем управления, экономики России, сфере ЖКХ показателен, ЖКХ вызовет мгновенную.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос