Способы регулирования размера оплаты за услуги электроснабжения в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах Волгоградского региона | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голикова, Г. А. Способы регулирования размера оплаты за услуги электроснабжения в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах Волгоградского региона / Г. А. Голикова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1831/ (дата обращения: 17.12.2024).

Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Основная доля потребления энергоресурсов приходится на сферу ЖКХ, которая, в большинстве случаев, является противоречивой и неэффективно управляемой системой. Для населения снижение стоимости коммунальных услуг возможно в случае успешной реализации программ по рациональному использованию и сбережению энергоресурсов, а также при наличии высокого уровня ответственности со стороны управляющих компаний.

Отрасль ЖКХ в России является самой проблемной и обсуждаемой не только среди ее специалистов и населения, независимо от их статуса, но и ученых, политиков, поскольку каждый из них является потребителем ЖКУ.

По оценке экспертов более 60% граждан не удовлетворяет качество предоставляемых коммунальных услуг. Тогда, как ежегодное увеличение тарифов не влияет на снижение количественного показателя технологических аварий и отключений на инженерных сетях: электро-, водо-, тепло-, газоснабжения. Кроме того, анализ обращений и жалоб граждан, недовольных положением дел в ЖКХ в Общественную Палату приводит к выводу, что подавляющее большинство собственников и нанимателей не устраивает работа организаций, которые управляют их жилыми помещениями. Рост тарифов в том виде, в котором он процветает и развивается последние 20 лет, свидетельствует о порочности подхода к тарифной политике в России. Он указывает на неэффективность управления администраций регионов, городов и сел в сфере ЖКХ. Чем быстрее и выше растут тарифы, тем слабее или безразличнее к нуждам людей относится руководство края, области, города, поселка. Существует практика, когда дирекции коммунальных предприятий, поставщиков ресурсов по всей технологической цепочке: генерации (энергетических станций, ТЭЦ, централизованных котельных), транспортировки (магистрали, трубопроводы, электролинии), сбыта не всегда законными способами пытаются получить прибыль или компенсировать свои убытки. По оценке экспертов Общественной Палаты (ОП), при существующей политике завышения тарифов у поставщиков напрочь отсутствует мотивация к снижению собственных производственных издержек. Они не особенно утруждают себя повышением качества своей продукции и товара: занижают температуру теплоносителя, не обеспечивают бесперебойной поставки, не ответственны за перепады и скачки в напряжении электросетей, состав питьевой воды. Как следствие: плановые и внеплановые отключения воды, электричества, тепла. «Попытка жильцов дома уменьшить плату за некачественные и не поставленные ресурсы не имеют успеха, даже через суд», – отмечают в ОП. [1]

Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[2] собственники, обязаны обеспечить соответствие здания многоквартирного дома установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета.

В связи с этим во всех регионах были разработаны соответствующие программы. Многие управляющие организации оборудовали общими приборами учета многоквартирные дома, население установило индивидуальные, в своих жилых помещениях. По логике, для потребителя должна быть экономическая выгода, однако в действительности все наоборот. Анализируя ситуацию в Волгоградском регионе, мы наблюдаем следующее: поступают многочисленные жалобы жителей многоквартирных домов со всех районов города Волгограда по вопросу начисления платы за электроэнергию. Из данных обращений следует, что население критически относится к выставленным счетам управляющими компаниями на оплату услуг за электроэнергию, что связано с внесенными изменениями в Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Ранее, до установки общедомового прибора учета платежи гражданами осуществлялись, исходя из показаний индивидуального (квартирного) прибора учета. После установки общедомового прибора учета ситуация изменяется: в состав платежа за электроэнергию включается не только тот объем ресурса, который потреблен в квартире, но и расход электроэнергии на общедомовые нужды (освещение в подъездах и над подъездами, работа лифтов, домофонных устройств, антенного хозяйства кабельного телевидения и др.).

Действующее законодательство регламентирует порядок начисления плата за освещение мест общего пользования, законность и обоснованность начисления подтверждается сложившейся судебной практикой в регионах РФ. Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (с изменениями от 29 июля 2010 г., 6 мая 2011г.), собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать коммунальные услуги, исходя из показаний коллективного прибора учета [3].

Расчет платы зависит от того, какими приборами оборудован дом. Может быть несколько вариантов.

Первый вариант. Дом оборудован коллективным прибором учета, который учитывает электроэнергию на общедомовые нужды, но отсутствуют индивидуальные. Плата за коммунальную услугу начисляется в следующем порядке: весь объем, определенный показаниями прибора, распределяется на количество проживающих граждан (подпункт «а» пункта 21 вышеназванных правил).

Второй вариант. В доме нет коллективного прибора учета электроэнергии. В соответствии с пунктом 19 Правил, плата за указанную услугу производится по нормативу потребления.

Третий вариант. В доме установлен коллективный и поквартирные приборы учета. Порядок расчета услуг для помещений, оборудованных счетчиками, определен формулой № 9, изложенной в подпункте 1 пункта 3 приложения №2. Эта формула признана Верховным судом РФ, не противоречащей законодательству. Общий объем потребленной электроэнергии (показания общедомового счетчика) распределяется пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета.

В настоящее время специалистами управляющих организаций Волгоградского региона практически завершена инвентаризация домов находящихся в их управлении, которая заключается в том, чтобы в ходе проверки технического состояния внутридомовых сетей, приборов учёта, доступа к распределительным щитам получить достоверные сведения обо всех потребителях электроэнергии в жилом доме. Кроме того, необходимо выяснить, к каким домам подключены частные предприниматели, не имеющие собственных приборов учета как правило, располагающиеся на первых этажах (магазины, офисы). Именно такая инвентаризация позволит понять корректное начисление населению многоквартирных домов такой услуги как «электроосвещение мест общего пользования.

Как уже отмечалось, ранее услуга по энергоснабжению мест общего пользования (МОП) входила в строку «содержание и ремонт жилья» и включала в себя оплату электроэнергии, потребленной многоквартирным домом на освещение подъездов, подвалов, лестничных клеток, работу лифтов, насосов для подкачки воды и другое электрооборудование, необходимое для создания комфортных условий проживания жителей. В соответствии с жилищным законодательством жители обязаны покупать всю электроэнергию, отпущенную на потребление их домом как жилым комплексом, разумеется, на основании показаний общедомового прибора учета.

Таким образом, начисление платы за услугу: «Электроосвещение мест общего пользования» должно производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307, с внесенными изменениям от 6 мая 2011года.

Формула расчета следующая: по снятым показаниям определяется фактический расход электрической энергии по общедомовому прибору учета, из этого значения вычитается суммарный расход индивидуальных счётчиков и расход электроэнергии, не связанной с потреблением в местах общего пользования (арендаторы, киоски и другие потребители), там, где это имеет место. Оставшаяся цифра и есть электроэнергия, потребленная в местах общего пользования конкретным многоквартирным жилым домом. Далее электроэнергия мест общего пользования начисляется гражданам, пропорционально их индивидуальному потреблению, которое фиксирует счётчик. Отсюда значит: чем меньше начисление электроэнергии на лицевом счете абонента, тем меньше будет и начисление за электроэнергию мест общего пользования. С целью рационального использования и экономической выгоды потребителям электроэнергии целесообразно рекомендовать применение энергосберегающих осветительных приборов и технологий. Для управляющих организаций, представляющих интересы потребителей коммунальных услуг необходимо исключить ряд причин, приводящих к значительному росту платежей за счет:

  • несанкционированных подключений к инженерным коммуникациям дома различных ближайших объектов (ларьков, гаражей), в ряде случаев с разрешения самих управляющих компаний;

  • включения управляющими компаниями в оплату просроченной задолженности отдельных жильцов;

  • общедомовых расходов на встроенные нежилые помещения;

  • наличия в домах квартир, где отсутствуют индивидуальные приборы учета;

  • разницы в классе точности между общедомовым и квартирными приборами учета в доме;

  • сверхнормативного потребления электроэнергии при ненадлежащей эксплуатации жилищного фонда управляющими компаниями.

Сложившаяся ситуация также отрицательно влияет и на экономическое положение поставщиков данного энергоресурса.

Особо хотелось бы отметить, что наибольшее количество претензий от населения имеют управляющие компании г. Волгограда, такие как: ООО «Ренессанс», ООО «ЖЭУ-43», ООО «УК Ворошиловского района», ООО «Жилье-46», ООО «Управдом» [4], которые не в полном объеме информируют жителей, в то время как согласно п. 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, управляющие организации обязаны предоставлять потребителям сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы.[5]

По мнению законодателя областной Думы и председателя РОО «Волгоградский союз потребителей» Попова С.В. настала необходимость разработки и принятия закона в Волгоградской области о деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ, который обеспечит не только контроль за деятельностью исполнителей, но и позволит влиять на стоимость и размер оплаты ЖКУ.

Депутатами Волгоградской областной Думы рассмотрение данного вопроса запланировано в феврале 2012 г., на ближайшем заседании Комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Волгоградской областной Думы, на которое приглашаются представители Прокуратуры Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, Администрации Волгограда, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, Государственной жилищной инспекции Администрации Волгоградской области, ресурсоснабжающей организации ОАО «Волгоградсэнергосбыт», управляющих компаний, инициативные группы жителей.


Литература:

  1. http://bagira-pravo.blogspot.com/2011/07/blog-post_9912.html

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

  3. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (с изменениями от 29 июля 2010 г., 6 мая 2011 г.)

  4. Газета «Блокнот Волгограда» №4 (548) 21 – 27 января 2012 г.

  5. http://www.rg.ru/2010/10/01/doma-standart-dok.html

Основные термины (генерируются автоматически): общее пользование, дом, общедомовый прибор учета, Постановление Правительства РФ, Российская Федерация, сфера ЖКХ, управляющая организация, услуга, Волгоградский регион, Общественная Палата.

Похожие статьи

Организационные и правовые проблемы использования показаний средств автоматического выявления и фиксации нарушений в области безопасности дорожного движения

Актуальные проблемы прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

О тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (на примере Ярославской области)

Методика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о капитальном строительстве и ремонте объектов военной и социальной инфраструктуры

Стандартизация и система управления качеством производства макаронных изделий на предприятиях Челябинской области

Анализ причин предаварийного состояния несущих стен многоквартирного жилого дома в г. Астане и рекомендации по восстановлению

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Правовые основы взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов и организаций, осуществляющих деятельность по управлению такими домами

Результаты экспертизы промышленной безопасности здания котельной участка тепловодоснабжения в г. Лиски

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения

Похожие статьи

Организационные и правовые проблемы использования показаний средств автоматического выявления и фиксации нарушений в области безопасности дорожного движения

Актуальные проблемы прокурорского надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

О тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (на примере Ярославской области)

Методика осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о капитальном строительстве и ремонте объектов военной и социальной инфраструктуры

Стандартизация и система управления качеством производства макаронных изделий на предприятиях Челябинской области

Анализ причин предаварийного состояния несущих стен многоквартирного жилого дома в г. Астане и рекомендации по восстановлению

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Правовые основы взаимодействия собственников помещений многоквартирных домов и организаций, осуществляющих деятельность по управлению такими домами

Результаты экспертизы промышленной безопасности здания котельной участка тепловодоснабжения в г. Лиски

Проблемы реализации права детей-сирот на предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения