Совершенствование информационного обеспечения управления безналичными расчетами: сегментация учета
Автор: Каешко Татьяна Викторовна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 773 раза
Библиографическое описание:
Каешко, Т. В. Совершенствование информационного обеспечения управления безналичными расчетами: сегментация учета / Т. В. Каешко. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1793/ (дата обращения: 12.11.2024).
Хорошо налаженная, четко организованная система безналичных расчетов имеет огромную значимость в хозяйственной жизни организаций любой формы собственности. Это объясняется тем, что наличие существенных сумм взаимной задолженности, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа субъектов хозяйствования. Это все отражается на важнейших показателях их финансово-хозяйственной деятельности, что определяет актуальность темы.
Анализ становления управленческого учета на предприятиях различных отраслей и различных организационно-правовых форм собственности приводит к выводу о том, что для создания эффективной системы управленческого учета безналичных расчетов необходим целый комплекс концептуальных условий, которые можно систематизировать и представить в виде основных концептуально-методологических проблем становления учета. Таким образом, к наиболее важным условиям ведения эффективного управленческого учета можно отнести:
1.Заинтересованность и инициатива руководителей предприятий и организаций- в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает на проблемы такие как становление бухгалтерского и налогового учета, а эффективная система управленческого учета безналичных расчетов отсутствует. Ответственность за решение всех этих проблем ложится на руководство предприятия. В этой связи своевременное вовлечение руководства предприятия в процесс ведения учета и процесс создания полноценной системы управленческого учета в значительной мере облегчит взаимодействие различных служб в решении сопутствующих организационных, технологических и технических проблем;
2.Наличие квалифицированных специалистов - в современных условиях очень важны поиск, подбор и привлечение высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт постановки управленческого учета и сочетающих его со знаниями финансового анализа, бухгалтерского учета, системы налогообложения, международных принципов бухгалтерского учета, структурных особенностей, информационных систем;
3. Методики адаптирования управленческого учета безналичных расчетов к отдельным отраслям - при наличии значительного числа методических подходов, касающихся общих вопросов управленческого учета, применительно к отраслям они почти не адаптированы и не учитывают специфику отдельных производств. В этой связи одним из непременных условий становления управленческого учета является разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учета (направления, аналитические центры), учетную политику, форматы отчетности, процедуры получения информации. Это в современных условиях достаточно сложно, так как процесс внедрения эффективной системыуправленческого учета является длительным, при этом он должен быть непрерывен при постоянной корректировке параметров вслед за изменениями структуры и характера бизнеса.
Главным, по мнению специалистов, является совершенствование организационной и финансовой структуры предприятия и методов управления. Построение системы управленческого учета базируется на концепции децентрализации управления и выделении центров ответственности (например, центры финансовой ответственности для целей бюджетного управления или производственные центры промышленных предприятий) в рамках организационной структуры предприятия. С учетом организационной и финансовой структур предприятия, внешних и внутренних экономических условий выбираются методы управления деятельностью предприятия, обеспечивающие достижение бизнес-целей. В мировой практике самыми популярными методологиями управления являются:MRP, JIT, SCM, ERP:
─ МRР - методы управления промышленным предприятием в условиях конкурентной рыночной экономики. Данный метод обеспечивает формирование производственных планов на основании портфеля заказов и прогнозирования сбыта готовой продукции по периодам. Метод МRР использует развитый управленческий учет расчетов и систему бухгалтерского учета международного класса.
─ JIТ - управление, основанное на высочайшей организации бездефектного производства, синхронизации производственных процессов, включая операции с поставками комплектующих и материалов, выполнением субподрядных работ. Применяется в основном на предприятиях с массовым характером производства.
─ SСМ - при данном подходе осуществляется поддержка полного управленческого цикла выпуска продукции — от проектирования до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.
─ ЕRР - управление ресурсами в рамках единой корпорации[8, с. 150].
К числу основных предложений по формированию необходимых предпосылок создания концептуальных основ развития управленческого учета безналичных расчетов следует отнести:
- создание в нашей стране профессионального саморегулируемого объединения по проблемам управленческого учета безналичных расчетов,
-необходимо разработать самостоятельную концепцию развития управленческого учета на среднесрочную перспективу с адекватным планом мероприятия.
─ для решения методологических и адаптационно-методологических проблем управленческого учета желательно было бы образовать специальный совет по проблемам управленческого учета при Министерстве финансов.
Другим перспективным направлением совершенствования бухгалтерского учета на предприятии является расширение компьютерного учета, организация автоматизированных рабочих мест каждого бухгалтера, каждого участка учета, что позволяет создать новую технологию обработки учетной информации. Компьютерный учет имеет сейчас особенно огромное значение, так как происходят большие перемены в бухгалтерском учете, контроле, аудите и анализе.
Необходимо проводить работу по рекламе рынка. Реклама - двигатель прогресса. Чем больше покупателей привлечено, тем выше товарооборачиваемость, следовательно предприятие получит дополнительный доход, что в конечном итоге, увеличит сумму чистой прибыли.
К числу основных предложений по формированию необходимых предпосылок создания концептуальных основ развития управленческого учета безналичных расчетов следует отнести:
- создание в стране профессионального саморегулируемого объединения по проблемам управленческого учета безналичных расчетов,
-необходимо разработать самостоятельную концепцию развития управленческого учета на среднесрочную перспективу с адекватным планом мероприятия.
─ для решения методологических и адаптационно-методологических проблем управленческого учета желательно было бы образовать специальный совет по проблемам управленческого учета при Министерстве финансов.
Другим перспективным направлением совершенствования бухгалтерского учета на предприятии является расширение компьютерного учета, организация автоматизированных рабочих мест каждого бухгалтера, каждого участка учета, что позволяет создать новую технологию обработки учетной информации. Компьютерный учет имеет сейчас особенно огромное значение, так как происходят большие перемены в бухгалтерском учете, контроле, аудите и анализе.
Необходимо проводить работу по рекламе рынка. Реклама - двигатель прогресса. Чем больше покупателей привлечено, тем выше товарооборачиваемость, следовательно, предприятие получит дополнительный доход, что в конечном итоге, увеличит сумму чистой прибыли.
Отличительной особенностью в совершенствовании управления расчетами является сегментная отчетность. Принципы подачи в отчетности информации по сегментам изложено в международном стандарте финансовой отчетности № 14 «Сегментная отчетность». Под сегментом понимается в первую очередь самостоятельное юридическое лицо, которая является или дочерней организацией в подчинении материнской организации, или входит в какую-нибудь ассоциацию, союз или холдинг. Такая сегментная отчетность признана для внешних пользователей как дополнение до полных комплектов опубликованной финансовой отчетности.
Географический сегмент – распознающий компонент организации, который занят производством товаров или оказанием услуг в определенном географическом регионе, который подвергается риску и получает финансовые результаты, отличительные от рисков и результатов тех компонентов, которые работают в других экономических условиях. Отличительный хозяйственный компонент организации, который занимается производством отдельного товара или оказанием отдельного вида услуг, или отдельной группы связанных товаров и услуг, которые реализуются основным внешним клиентам, называется операционным сегментам.
Элементами сегментной отчетности являются доходы, расходы, активы и обязательства. Доходы и расходы отчетных сегментов указываются в отчетности о прибылях и убытках и определяются по тем же правилам, что и по организации в целом, однако с некоторыми особенностями и исключениями. Доходы сегмента представляют собой выручку от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг в определенном регионе или выручка определенной отраслевого компонента. Это может быть также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент. Они могут состоять как с доходов от реализации продукции, работ и услуг внешним покупателям и клиентам, так и с доходов от операций с внешними сегментами этой же организации.
Расходами сегмента называются расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на сегмент или пути их распределения между несколькими сегментами на основе обоснованной азы такого распределения. Организации могут использовать разные способы распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств. Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств зависит от характера объектов учета, вида деятельности. При необходимости распределения между сегментами общих расходов может использоваться прием их локализации. Локализация расходов – это постепенное ступенчатое деление общих расходов, обусловленных производством и реализацией продукции и услуг, которые входят в состав операционных или географических сегментов на основе использования разных баз распределения до того времени, пока они не будут полностью распределены между сегментами.
Информация о деятельности отчетного периода должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации. Показатель, который принят в качестве базы распределения, должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике организации. В случае, когда сегментам является обособленное структурное подразделение организации, его учетная политика не должна отличаться от общей учетной политики организации. Однако может использоваться и специальная учетная политика сегмента, которая дополняет общую. В специальной учетной политике показываются склад доходов и расходов сегмента, правила их распределения, методы взаимных расчетов и другие аспекты сегментной отчетности. Избранные методы распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами должен постепенно переходить от одного отчетного периода к другому [6, с. 515].
Доходами и расходами отчетного периода не являются проценты и дивиденды, доходы от продажи финансовых вложений, ха исключением случаев, когда такие расходы и доходы являются предметом его деятельности, а также внереализационные доходы и расходы. Разность между доходами и расходами сегмента показывает его финансовый результат. Он отражает операционный финансовый результат сегмента. Налог на прибыль, общехозяйственные и другие расходы относятся к организации в целом.
В сегментной отчетности о прибылях и убытках раскрываются следующие показатели: величина выручки с выделением выручки от продажи внешним покупателям и другим сегментам, финансовый результат, сумма капитальных вложений, амортизационных отчислений и другие показатели. Они взаимосвязаны с показателями сводной отчетности о прибылях и убытках организации. В пояснительной записке организации могут указываться виды товаров, работ и услуг, включенных в отчетность операционного сегмента или раскрываться состав каждого географического сегмента.
Формирование расходов, доходов, активов и обязательств отчетного сегмента должно осуществляться с выполнением следующих требований. При формировании информации о выручки отчетного сегмента от операции с другими сегментами передача между ними должно оцениваться на основе тех цен, которые фактически используются организацией. Порядок ценообразования на продукцию, работы и услуги, которые реализуются между сегментами, подлежит раскрытию в финансовой отчетности. Задолженность по налогу на прибыль не включается в обязательства отчетного сегмента.
Важными элементами сегментной отчетности являются балансовые величины активов и обязательств. Они необходимы для определения чистых активов сегмента и других показателей, с помощью которых оценивается и контролируется его деятельность. Активы сегмента – это часть бухгалтерского баланса в виде материальных и нематериальных ценностей, а также дебиторской задолженности, которая может идентифицироваться с определенным сегментом и используется им для производства в определенном регионе. Обязательства, которые возникают при производстве и продажи отдельных товаров, выполнение работ и оказания определенных услуг или в результате функционировании часть организации в другом географическом регионе, называются обязательствами сегмента.
Обязательства по кредитам и займам отражается в отчетности сегмента только тогда, когда проценты по ним относятся на его расходы. При определении обязательств сегмента учитывают только те обязательства, которые по своим целевым значениям относятся к этому сегменту.
Изменение в учетной политике, которая оказывает существенное влияние на оценку и принятие решений интересующими пользователями, а также причины этих изменений и оценка их последствий в денежном выражении, подлежат особенному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Это касается определения отчетных сегментов, способов распределения между ними доходов и расходов. При изменении учетной политики информация об отчетных сегментах за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствии с учетной политикой отчетного года.
Исследование проблем в управленческом учете безналичными расчетами необходимо воспользоваться всеми предложенными мероприятиями по улучшению платежеспособности предприятия, что позволит сократить время и облегчить работу специалистам по учету безналичными расчетами.
-
- Литература:
Косач, О. Ф. Совершенствование методики учета движения денежных средств при использовании корпоративных пластиковых карточек в организациях сферы обращения / О. Ф. Косач // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. - № 11. – С. 35-39.
Косач, О. Ф. Учет расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в организациях сферы обращения: проблемы и пути их решения / О. Ф. Косач // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. - № 8. – С. 32-35.
Палий, В. Ф. Современный бухгалтерский учет. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 792 с.
Рогач, С. Оформление операций с использованием пластиковых карточек / С. Рогач // Главный бухгалтер. Учетная и отчетная документация. – 2006. - № 4. – С. 4-6.
Статистический ежегодник 2010 года : офиц. текст. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. – 678 с.
Шаулюкоу, А. П. Бухгалтарская справаздачнасць : вучэб. – практычны дапаможнік / А. П. Шаулюкоу. – Мн. : Совр. Школа, 2008. – 608 с.
Шаулюкоу, А. П. Грошы, крэдыт, банкі : вуч. дапаможнік / А. П. Шаулюкоу. – Гомель : ГКІ, 2001. – 672 с.
Шлемина, Т.В., Дюбанова, Л.В. Концентуальные основы развития управленческого учета: сборник материалов ХХХ межвузовской студенческой конференции по итогом научных исследований за 2009-2010 учебный год / Гомель:БТЭУ. - 2010. – 268с.