Факторы выбора вида транспорта и формирование затрат на транспортировку
Автор: Москвитина Вера Павловна
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 43310 раз
Библиографическое описание:
Москвитина, В. П. Факторы выбора вида транспорта и формирование затрат на транспортировку / В. П. Москвитина. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1682/ (дата обращения: 23.11.2024).
Выбор транспорта одно из важнейших и основных решений в логистическом менеджменте.
Очень часто транспортировка груза является главной статьей расходов и составляет от 40 % до 50% логистических расходов и от 4% до 10 % от конечной стоимости продукта.
В транспортной логистике присутствует ряд стратегических решений, от которых зависит стабильная работа всей логистической цепочки. Обозначим основную часть таких решений: выбор вида транспорта, выбор перевозчика, выбор модели транспортной логистики, планирование транспортировки, консолидация грузов. Невозможно охватить все эти решения в рамках одной работы, поэтому остановимся лишь на двух из них в рамках данной работы: рассмотрим факторы, оказывающие влияние на принятие решения о выборе вида транспорта для трансфера груза и три основные модели транспортировки на длинные дистанции на примере автотранспорта.
Выбор вида транспорта для перевозки груза зависит от множества факторов:
Количество транспортируемого груза.
Выбор вида транспорта первостепенно зависит от количества необходимого к транспортировке груза. Здесь необходимо учитывать объем груза и его вес. Обычно для транспортировки крупногабаритного груза или больших партий товара используют фургоны различного вида. Например, стандартная Евро-фура с размерами 13,6 м х 2,4м х 2,45 м вмещает груза до 21,5 тонн и 82 м3 (фактически объем вмещаемого груза значительно ниже около 60 м3 и ниже, если только это не мешки с пухом). Вместимость груза варьируется в зависимости от марки автомобиля и прицепа, количества осей и характера самого груза, либо упаковки. Если необходимо транспортировать незначительное количество груза (до 300 кг), имеет смысл использовать для отправки таких посылок курьеров-экспедиторов. Примером таких компаний могут послужить DHL, DPD, Major cargo express, TNT и т.д. Фактически каждый подобный перевозчик предлагает различные по времени и виду транспорта опции перевозки грузов.
Природа и физические характеристики транспорта.
Стоит обратить внимание, что невозможно транспортировать хрупкие грузы; грузы, упакованные в картонные коробки; жидкие, фасованные грузы; опасные грузы одним и тем же транспортом. В особенности, это касается отправок опасных грузов, которые подчиняются своду законодательно закрепленных правил. Данные виды грузов требуют наличия у перевозчика сертификатов и лицензий на транспортировку опасных грузов, сертифицированный транспорт, аттестованных водителей, т.е. большего количества сопроводительных документов.
Примером можно привести транспортировку радиоактивных материалов, использующихся нефтяными компаниями для проведения некоторых работ. В настоящее время в России существует только две крупные сертифицированные компании, соответствующие всем требованиям для транспортировки таких материалов наземным (авто) транспортом и фактически имеющих монополию в своем сегменте услуг. Это накладывает определенный ряд проблем для клиентов, поскольку отношения с поставщиком строятся по принципу «поставщик выбирает себе клиентов и определяет условия работы» и зачастую клиент попадает в безвыходное положение и вынужден играть по правилам поставщика, не имея иного выхода.
Ценность товаров.
Для товаров высокой стоимости могут быть использованы затратные виды транспортировки, в то время как для товаров с низкой стоимостью необходимо выбирать экономичные варианты транспортировки.
Вес/объем товаров.
Необходимо учитывать, что различные виды транспорта имеют различные лимиты по весу и объему транспортируемых грузов. Например, Евро-фура или 40-футовый контейнер имеют лимит для транспортировки около 20 тонн груза и 80 м3
Необходимо также принимать во внимание размеры транспортируемого груза. Например, Евро-фура может транспортировать груз не более 13,6 метров длиной, 2,40 метров шириной, 2,45 метров высотой. Все что не вписывается в данные характеристики, хотя бы по одному параметру, относится к категории не габаритных грузов и требует специальных разрешений, и соответственно, дополнительных затрат, как для оформления разрешений на транспортировку, так и со стороны перевозчика за повышенную сложность работы и дополнительные риски.
Требование клиента о сроках поставки.
Если клиенту необходим короткий срок поставки, необходимо выбирать быстрый вид транспорта (авто транспорт напрямую к клиенту, авиа отправка), затраты на который выше. Если нет ограничения по сроку поставки, логично выбрать более экономичный вид поставки.
Географическое размещение клиентов (дистанция, концентрация).
Если клиенты значительно удалены от поставщика, затраты на прямую доставку могут быть слишком затратны. Это часто ведет к необходимости использовать консолидационные транспортировки, либо мульти-модальные транспортировки. Для точек доставки, расположенных на близком к пункту отгрузки расстоянии, можно использовать для доставки собственный автотранспорт.
Время транспортировки.
Время, необходимое на доставку груза, имеет значение в случае транспортировки скоропортящихся продуктов или модной одежды. Например, морская транспортировка из Азии в Европу требует около 2 месяцев, поэтому необходимо рассчитывать дизайн и производство, учитывая данное время, в противном случае, клиент получит одежду на прилавках европейских магазинов только к концу сезона.
Это же правило касается ряда продуктов питания, имеющих ограниченный срок годности. Если срок годности продукта 3 дня, то время доставки не должно превышать нескольких часов.
Частота рейсов и расписание транспортных средств.
Для некоторых направлений существует плотное расписание, в то время как для других направлений некоторые виды транспорта достаточно редки, либо не доступны. Данный фактор необходимо учитывать для планирования транспортировок.
Примером, может послужить город Усинск. Автотранспортировка грузов в данный город не возможна, поэтому специалисты отделов логистики не имеют другого выхода кроме как отправлять груза железнодорожным транспортном, либо авиатранспортом.
Надежность (временные риски).
Некоторые виды транспорта обладают очень низким уровнем доверия по отношению к точности соблюдения сроков доставки. Необходимо учитывать риски при планировании транспортировки, связанные с перегрузкой, растаможкой, дополнительными проверками груза. В России крайне важно учитывать, что железнодорожный транспорт является крайне ненадежным по отношению к соблюдению сроков трансфера груза, поскольку возможны непредвиденные задержки на сортировочных станциях, в пути, задержки в связи с непринятием контейнера на станции получения из-за загруженности станции и т.д.
Общие затраты.
Затраты на транспортировку не ограничены только затратами доставки груза от точки А в точку В. Они также включают затраты на все логистические операции: упаковка, затарка, растарка, складирование, получение разрешений и т.д. Общие затраты на конкретную схему транспортировки с учетом требований, применяемых к конкретному продукту, и требований клиента - финальный критерий для выбора стратегии транспортировки.
Далее более подробно рассмотрим принципы формирования затрат на транспортировку.
Затраты на транспортировку тяжело оценить, поскольку это рынок и тарифы на транспортировку грузов колеблются в зависимости от спроса и предложения.
Однако есть несколько ключевых принципов формирования этих затрат. Часть основных затрат - это фиксированная часть. Транспортные средства (автофургон, корабль, самолет) имеют приблизительно одинаковые затраты вне зависимости от того, находятся они в рейсе пустые или загруженные. Поэтому транспортировщики ищут возможности увеличить доход за счет полной загрузки их транспортного средства. На графиках 1,2,3 изображена зависимость между затратами и различными факторами (дистанция, транспортируемый вес и транспортируемый объем груза).
Затраты Затраты Затраты
Дистанция Вес Объем
Затраты на транспорт
Можно выделить 4 категории затрат на транспорт: фиксированные затраты, варьирующиеся затраты, затраты на персонал (экипаж), накладные расходы.
Фиксированные затраты: Затраты на содержание транспортного предприятия вне зависимости от объема работ. Затраты фиксированы на длительный период времени (на год например). Подразумевают расходы на амортизацию, расходы на финансирование, налоги, страхование и т.д.
Варьирующиеся затраты: представляют собой расходы на топливо, расходы на содержание, ремонт транспортного средства.
Затраты на персонал (экипаж): объединяют затраты на заработную плату, оплата сверхурочных, премий, социальных выплат, командировочные расходы.
Накладные расходы: совокупность административных расходов - дополнительные затраты, связанные с управлением предприятия и хозяйственно-организационными нуждами производства.
затраты на упаковку
Затраты на упаковку зависят от характера и хрупкости товаров и вида транспорта. Затраты могут быть значительны. Некоторые товары требуют специальной защиты для того чтобы избежать риски повреждения во время погрузки и транспортировки.
При авиатранспортировке предпочитают легкую по весу упаковку. Для морской транспортировки используют устойчивую упаковку и товары обязательно должны быть помещены в контейнеры.
затраты на погрузочно-разгрузочные работы
Затраты а ПРР предприятие несет при каждой перегрузке, т.е. каждый раз когда происходит смена вида транспорта или когда происходит помещение на склад даже временно. Это связано с необходимостью вовлечения в процесс материальных средств и человеческих ресурсов. Каждый раз, когда происходит морская или авиа отправка груза, как правило, необходима доставка груза автотранспортом до терминала отправления (порт или аэропорт). Затем происходит перегрузка паллет или контейнеров в основное транспортное средство. По прибытии груза в терминал происходит разгрузка основного вида транспорта и погрузка в автотранспорт, осуществляющий доставку до грузополучателя.
затраты на страховку
Все операции по транспортировке груза предполагают риски: авария, повреждение груза, кража и т.д. В связи с этим, необходимо страхование груза. Размер страховки зависит от ценности груза и вида используемого транспорта.
Оптимизация затрат на транспортировку
Арбитраж частоты отправок:
Как мы уже отметили, затраты на транспортное средство практически независимы от количества транспортируемого груза. Чтобы снизить затраты на единицу транспортируемого груза, целесообразно максимально заполнять транспортное средство консолидируя большие партии груза. Это может приводить к рейсам через значительные периоды ожидания, скопления достаточного количества груза и к необходимости складировать значительный объем груза в пункте отправления и прибытия. Если мы хотим быстрее реагировать на спрос и не ожидать консолидации товаров, нужно быть готовым к увеличению затрат на транспортировку.
Оптимизация затрат на транспортировку путем оптимального использования транспортного средства:
Необходимо брать в расчет логистические факторы, такие как, концепция продукта и упаковка. Еще на стадии маркетинга и разработки дизайна продукта, необходимо учитывать вопросы упаковки, производя расчеты размеров упаковки, чтобы вся поверхность паллеты была использована. Если хотя бы одну из сторон упаковки сделать на несколько сантиметров больше и будет утеряно место на паллете, то в транспортное средство будет загружено меньше продукта.
Необходимо понимать, что упаковка должна быть достаточно крепкой, чтобы позволить штабилировать продукт на паллете и паллеты одну на другую.
Улучшать долю заполнения машины или контейнера. Улучшение достигается за счет группирования товаров транспортируемых в одном направлении.
Литература:
1. Baglin G ., Bruel O ., Garreau A .Management Industriel et Logistique. - Paris : Economica, 2007 .- c.423-452
2. Pons J . Transport et logistique. – Paris : Hermes,1997. - c . 134-201
3. Savy M .Le transport des marchandises . - Paris: Eyrolles, 2007 .- c. 346-361