Социально-экономическая политика развития дотационного региона | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лачинина, Т. А. Социально-экономическая политика развития дотационного региона / Т. А. Лачинина, М. С. Чистяков. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7331/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье рассматривается сущность государственной политики регионального развития, основные причины ее неэффективности. Обосновывается необходимость и пути ее совершенствования.

Ключевые слова:социально-экономическая политика, региональная политика, дотационный регион, регион-реципиент.

 

In article the essence of a state policy of regional development, the main reasons for its inefficiency are considered. Need and ways of its improvement locates.

Keywords:social and economic policy, regional policy, subsidized region, region recipient.

 

В свете сегодняшних событий российское государство испытывает огромное экономическое давление со стороны внешних факторов, к которым можно отнести и введенные санкции со стороны Запада. Тем самым, обостряются и без того во многом нерешенные проблемы, в частности, социально-экономическое развитие регионов России.

Формирование рациональной социально-экономической политики развития регионов на длительную перспективу является одной из важнейших задач федерального центра. Но нужно стремиться к тому, чтобы на региональном уровне была заинтересованность в саморазвитии. Этого можно добиться через формирование экономических стимулов для регионов-реципиентов.

В целом региональная социально-экономическая политика связана, прежде всего, со стратегическими направлениями развития страны, а ее цели носят долговременный характер. При этом на федеральном уровне социально-экономическая политика регионального развития направлена на укрепление экономического единства страны, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России и всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики [7].

В России государственная система управления социально-экономическим развитием включает различные инструменты, из которых необходимо выделить бюджетно-налоговые. На протяжении длительного времени применялась практика избранной поддержки отдельных регионов, когда дотационные регионы финансировались за счет регионов-доноров. Кроме этого, проводилось регулирование, включающее в себя действия правового, социального, политического, финансового, экономического и иного характера, предназначенных для активизации ресурсного потенциала и инициирования условий для активации потенциальных точек роста территорий, которые по объективным причинам временно не могут существовать в режиме саморазвития [8,с 47–49]. Данная политика осуществляется через федеральные, региональные и муниципальные программы с использованием двух основных подходов. Как отмечает О. С. Пчелинцев,это может быть [5]:

-          долевая форма финансирования программ, когда региональные программы социально-экономического развития включаются в качестве составного элемента программ социально-экономического развития более высокого уровня — макрорегионов (федеральных округов), или общегосударственных программ;

-          финансирование программ и проектов из средств бюджета самого региона, когда регион самостоятельно осуществляет программы по приоритетным направлениям своего социально-экономического развития.

Как показывает практика, государство использует только один инструмент — перераспределение финансовых ресурсов от благополучных регионов к регионам-реципиентам. Тем самым, государство усугубляет имеющееся экономическое положение, способствует большему отставанию данных регионов, лишает их всякого смысла в саморазвитии. Очевидно, государству нужно менять данную политику, переходить от постоянного датирования отстающих регионов к их экономическому и финансовому развитию.

По словам В.И Меньщиковой, «сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания» [3]. Проводя данную политику, государство не только поощряет иждивенческий настрой среди дотационных регионов, но и нивелирует мотивацию к развитию у регионов-реципиентов. Кроме того, использовался ограниченный набор инструментов, который сводился к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. И в настоящее время многие регионы стараются решать свои экономические и социальные проблемы за счет федеральных целевых программ.

Региональная социально-экономическая политика по отношению к субъектам РФ должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение их равных прав и ограничение возможностей каждого из субъектов односторонне воздействовать на отношения между государством и отдельной территорией. Фактически речь идет о выработке новой модели отношений между центром и субъектами РФ, а также между субъектами, в соответствии с которой государству следует стимулировать определенную состязательность между субъектами Федерации, но не допускать доминирующего положения отдельных субъектов [4].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации реализация многих социально-экономических программ в регионах-реципиентах затруднена в силу их большого количества, отставания на технологическом уровне экономического развития в большинстве субъектах Федерации, сохранении административных методов управления.

Все это привело к неравенству в социально-экономическом благополучии регионов России, а, следовательно, в дотировании от успешных регионов отстающих.

Следует отметить, что социально-экономическая политика развития регионов-реципиентов            - это особый вид государственной политики, которая включает в себя два относительно самостоятельных уровня: а) федеративную государственную региональную политику и б) государственную региональную политику субъектов Федерации — регионов-реципиентов [7].

Федеральный центр осуществляет текущую и инвестиционную поддержку дотационных регионов. Текущие дотации производятся за счет межбюджетных отношений на повседневные затраты и обязательства, т. е. от вышестоящих бюджетов к региональным. Инвестиционные же позволяют регионам больше стимулировать экономический рост, предоставлять больший объем социальных услуг. Это повышает инвестиционную привлекательность территории.

Из конкретных инструментов и направлений поддержки экономического развития регионов, находящихся в ведении Минрегиона, можно назвать следующие: федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов; Инвестиционный фонд Российской Федерации; поддержка моногородов, Программа строительства олимпийских объектов, развитие приграничного сотрудничества [7].

Общефедеральные цели региональной политики конкретизируются на субрегиональном (собственно региональном) уровне. Субъектность региона означает, что он, наряду с государством, в лице своих лидеров, региональных органов власти и управления обладает сегодня собственной ценностной системой, своими интересами и целевыми установками, соответствующей экономической, политической и интеллектуальной мощью, способностью самостоятельно и под свою ответственность принимать и реализовывать стратегические решения, необходимые для встраивания его в разноуровневые пространства национальной и мировой экономики [6].

Исходя из вышерассмотренного, следует, что региональная власть проводит политику управления, находящихся под их юрисдикцией территорий. Она включает в себя экономические, социальные, демографические, экологические составляющие — это и управление территорией, развитие региональной социально-экономической инфраструктуры, целевое использование ресурсов региона, повышение благосостояния граждан и т. д.

Для более эффективного функционирования региональной власти необходимо переходить «…от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня к новой, децентрализованной либеральной системе, в которой существенное значение должен получить поиск регионами собственных источников, потенций и механизмов развития» [7].

Кроме того, необходимо произвести дифференциацию и идентификацию территорий, отнести к тому или иному типу регионов по общности природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Это позволит проводить более эффективную региональную социально-экономическую политику.

Социально-экономическая политика развития регионов прослеживается не только из федерального центра. Инициатива заметна и со стороны регионов. Таким образом, только в комплексном взаимодействии между центром и различными регионами можно прийти к стабилизации и прорыву в политическом, экономическом и социальном направлении.

Большинство исследователей данного вопроса указывает на хаотично сложившуюся социально-экономическую политику развития регионов-реципиентов, которая заключается в спонтанном реагировании на возникающие проблемы. Поэтому необходимо уходить от сложившейся практики централизованного регулированиями регионами к системному подходу в оценке ситуации в территориях. Это позволит проводить более эффективную социально-экономическую политику развития дотационных регионов с наименьшими затратами.

 

Литература:

 

1.                  Кузнецова Е. Л., Бочкова Е. В. Региональная социально-экономическая политика современной России: основные контуры и проблемы идентификации // Вестник ВСГТУ. 2013. № 1 С.111–117.

2.                  Лексин В. Н. Самодостаточность государства в контексте идеологии глобализма // Национальная идея России. М., 2011

3.                  Меньщикова В. И. Типология регионов в контексте обоснования применения региональной социально-экономической политики (статья) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2011. № 10. С.11–14.

4.                  Меньщикова В. И. Региональная социально-экономическая политика в России: новые императивные возможные последствия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2010. № 11(91). С.181–192.

5.                  Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1. С.1–20.

6.                  Родионова Н. Д., Казаков В. В. Институционально-экономические предпосылки социально-экономической политики регионального развития // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 147–150.

7.                  Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3(049). С.145–149.

8.                  Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.,2000.

Основные термины (генерируются автоматически): регион, социально-экономическое развитие, программа, региональное развитие, субъект Федерации, федеральный центр, государственная политика, региональная власть, региональная политика, Российская Федерация.

Ключевые слова

региональная политика, социально-экономическая политика, дотационный регион, регион-реципиент., регион-реципиент

Похожие статьи

К вопросу о мониторинге и оценке инновационного потенциала региона

В статье приводятся подходы к определению инновационного потенциала региона разных авторов и предлагается собственное определение этого понятия. Рассмотрен мониторинг и оценка инновационного потенциала региона. Подробно рассмотрена оценка инновационн...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Матричный подход в системе стратегического управления финансовым обеспечением региона

В статье исследованы особенности политики финансового регулирования эколого-ориентированного развития региона, проанализированы основные ее преимущества и недостатки. Предложен методический подход к усовершенствованию процесса выбора приоритетных инс...

Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем

В статье рассматриваются теоретические аспекты концептуальных основ инновационного развития регионов, касающиеся детерминации базисной категории «региональная инновационная система» и разработки ее организационной структуры, основанной на делегирован...

Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с точки зрения развития социально-экономических систем в рамках институционализма.

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности

В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.

Теоретические основы выявления и регулирования экологической компоненты инновационного потенциала региона в условиях эколого-ориентированного инновационного развития

В статье привлечено внимание к воздействию экологического фактора на инновационный потенциал. Предложена структура инновационного потенциала и комплексная система показателей оценки инновационного потенциала для регулирования экологической компоненты...

Цели и принципы формирования комплексного подхода импортозамещения в сельском хозяйстве

В статье рассматриваются ключевые причины, оказывающие влияние на импортозамещение, а также представлены цели и принципы формирования комплексного подхода импортозамещения в сельском хозяйстве.

Проблема имиджа региона в политическом пространстве России

В статье рассматриваются основные аспекты политического имиджа региона в РФ, а также раскрывается проблема формирования имиджа региона с основными вопросами и требованиями.

Похожие статьи

К вопросу о мониторинге и оценке инновационного потенциала региона

В статье приводятся подходы к определению инновационного потенциала региона разных авторов и предлагается собственное определение этого понятия. Рассмотрен мониторинг и оценка инновационного потенциала региона. Подробно рассмотрена оценка инновационн...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Матричный подход в системе стратегического управления финансовым обеспечением региона

В статье исследованы особенности политики финансового регулирования эколого-ориентированного развития региона, проанализированы основные ее преимущества и недостатки. Предложен методический подход к усовершенствованию процесса выбора приоритетных инс...

Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем

В статье рассматриваются теоретические аспекты концептуальных основ инновационного развития регионов, касающиеся детерминации базисной категории «региональная инновационная система» и разработки ее организационной структуры, основанной на делегирован...

Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с точки зрения развития социально-экономических систем в рамках институционализма.

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности

В статье рассматривается внешнеторговая политика как одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. В работе проанализированы основные источники формирования федерального бюджета РФ.

Теоретические основы выявления и регулирования экологической компоненты инновационного потенциала региона в условиях эколого-ориентированного инновационного развития

В статье привлечено внимание к воздействию экологического фактора на инновационный потенциал. Предложена структура инновационного потенциала и комплексная система показателей оценки инновационного потенциала для регулирования экологической компоненты...

Цели и принципы формирования комплексного подхода импортозамещения в сельском хозяйстве

В статье рассматриваются ключевые причины, оказывающие влияние на импортозамещение, а также представлены цели и принципы формирования комплексного подхода импортозамещения в сельском хозяйстве.

Проблема имиджа региона в политическом пространстве России

В статье рассматриваются основные аспекты политического имиджа региона в РФ, а также раскрывается проблема формирования имиджа региона с основными вопросами и требованиями.