Что должно быть в центре региональной экономической политики?
При всей очевидности ответа на него, оказывается не столь простым. Согласно определению, региональная экономическая политика — это специализированная часть общей региональной политики и одновременно ядро системы государственного регулирования регионального и территориального экономического развития [1].
Ученые и практики региональной политики в качестве предмета региональной экономической политики выделяют региональное развитие [6].
Вместе с тем нельзя не согласиться с известнейшими исследователями проблем регионального развития и регулирования В. Н. Лексиным и А. Н. Швецовым в том, что «... сейчас, когда идея системного развития, казалось бы, повсеместно сменилась парадигмой экономического и физиологического выживания, а по отношению к регионам государство работает преимущественно в режиме «поддержки»... современная региональная политика ориентирована не на «развитие», а на «поддержку» [2].
Неудивительно и то, что в большинстве нормативных актов соответствующего содержания также присутствует слово «поддержка».
Учитывая, что государственная региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный (региональный), в последнее время очевидно, что федеральный уровень превосходил субфедеральный, причем разрыв уровней все увеличивался по мере усиления влияния федерального центра.
При проведении различных экономических реформ в силу объективных различий регионов, особенностей сформировавшихся в них производственных и социально-экономических структур, выбранной тактики проведения экономических преобразований, результаты реформ и социально-экономическая ситуация в каждом регионе России оказываются во многом уникальными [2]. В этой связи проблемы учета региональных особенностей при формировании экономической политики, выработки согласованных с региональными субъектами вариантов политики и способов ее реализации до сих пор не нашли полного теоретического и практического разрешения. Многочисленные попытки разработать и внедрить в технологию экономического регулирования региональной политики системуинструментов, способствующих определенным целям экономического роста для отделенных территорий, до настоящего времени в России не увенчались успехом, что говорить о муниципальных образованиях в составе субъекта России.
В свете сегодняшних событий, когда российское государство испытывает огромное экономическое давление со стороны внешних факторов, к которым можно отнести и введенные санкции со стороны Запада, на фоне чего обостряются и без того во многом нерешенные проблемы, формирование рациональной социально-экономической политики развития регионов на длительную перспективу является одной из важнейших задач федерального центра [3]. Но нужно стремиться к тому, чтобы на региональном уровне была заинтересованность в саморазвитии. В настоящее время появился новый тренд, регионы стали самостоятельными в принятии экономических решений, проведении определенной экономической политики на своей территории, строительстве своих экономических взаимоотношений с федеральным центром, другими регионами, муниципальными образованиями, развитии и наращивании своего экономического потенциала. Примером может послужить принятие множества долгосрочных стратегий развития субъектов федерации, среди которых выделяется «Стратегия-2030: Татарстан»
Конечно, в целом региональная социально-экономическая политика связана, прежде всего, со стратегическими направлениями развития страны, а ее цели носят долговременный характер. При этом на федеральном уровне социально-экономическая политика регионального развития направлена на укрепление экономического единства страны, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России и всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики [5]. Поэтому важно, учитывая социальные, экономические, географические факторы регионов оказывать федеральное кураторство, что особенно актуально при программе импортозамещения.
На данном этапе в России система управления регионами довольно-таки тривиальна. Как показывает практика, используется один инструмент — это перераспределение финансовых ресурсов от благополучных регионов к регионам дотационным. По многим причинам, главная из которых кроется в сильном центре, государство усугубляет имеющееся экономическое положение, способствует большему отставанию дотационных регионов, потому что просто они теряют смысл в саморазвитии. Но что более опасно, теряется смысл в развитии благополучных регионов, которые так же становятся зависимы от центра. Все это уже привело к тому, что в настоящее время многие регионы стараются решать свои экономические и социальные проблемы за счет федеральных целевых программ [3].
Региональная социально-экономическая политика по отношению к субъектам РФ должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение их равных прав и ограничение возможностей каждого из субъектов односторонне воздействовать на отношения между государством и отдельной территорией [6]. Когда появятся первые преуспевающие в новых условиях регионы, модель их политики при прочих равных можно будет применять на других регионах [4].
В конечном счете Россия может прийти к тому, что дотации будут носить все более политический характер, как, например, ситуация в Крыму. В контексте межбюджетных отношений останется понятие инвестиции, потому что они позволяют регионам больше стимулировать экономический рост, предоставлять больший объем социальных услуг. Это повышает инвестиционную привлекательность территории.
Исходя из перечисленного, можно сделать вывод, что для более эффективного развития территорий, как субъектов федерации так и муниципальных образований, необходимо либерализировать с одной стороны и ужесточить с другой формирование новой региональной экономической политики, при которой регион или муниципальное образование должно будет полагаться только на свои силы при поиске источников и механизмов развития.
Литература:
- Зайлов А. С. Региональная экономическая политика: формирование и реализация (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Автореферат диссертации, 2010.
- Лаварсланова З. М. Основные факторы и инструменты формирования региональной экономической политики // Ежемесячный научный журнал Серия «Экономика» № 3/09
- Лачинина Т. А., Чистяков М. С. Социально-экономическая политика развития дотационного региона // Проблемы современной экономики — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С.116–118
- Меньщикова В. И. Региональная социально-экономическая политика в России: новые императивные возможные последствия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2010. № 11(91). С.181–192.
- Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3(049). С.145–149.
- Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.,2000.