Принципы построения системы мониторинга земель на примере г. Калачинска | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.10.2014

Статья просмотрена: 2298 раз

Библиографическое описание:

Капранова, Е. М. Принципы построения системы мониторинга земель на примере г. Калачинска / Е. М. Капранова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6174/ (дата обращения: 16.12.2024).

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Рис.1 Классификация системы мониторинга земель

Применительно к территории г. Калачинска актуальны следующие виды мониторинга:

Локальный — ведется на территориальном уровне, в границах административных районов, населенных пунктов, отдельных землепользований, на которых наблюдение за состоянием и использованием земель разных форм собственности необходимы для регулирования землепользования и земельных отношений.

Импактный — наблюдение за состоянием земель в месте непосредственного воздействия антропогенных факторов. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель.

Состав работ государственного мониторинга земель на локальном уровне:

1.                 систематизация и анализ сведений об использовании и состоянии земель муниципального образования;

2.                 информационное обеспечение государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной кадастровой оценки и иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

3.                 подготовка отчетов о ведении мониторинга земель;

4.                 изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ;

5.                 информационное обеспечение граждан и юридических лиц сведениями о состоянии и использовании земель;

Объектами мониторинга земель на локальном уровне являются:

-        полигоны;

-        стационарные пункты;

-        опорные разрезы;

-        биостанции;

-        природно-территориальные комплексы;

-        угодья;

-        категории земель;

-        производственные объекты [1];

Важной частью полевых обследований является работа на «ключевых» участках. Их выбор, планирование на них видов и объемов работ проводится на подготовительном этапе. Обусловлено это тем, что проводить детальное изучение больших, особенно однородных территорий, испытывающих однотипные антропогенные (или природные) воздействия неразумно и невыгодно экономически. Таким образом, основная цель работы на ключевом участке — его максимально детальное обследование для последующей экстраполяции полученных сведений на другую, менее детально обследуемую территорию. Ключевые участки должны быть информативны, типичны, репрезентативны. Очевидно, что при использовании материалов аэро- и космических съемок количество ключевых участков сокращается.

Одним из существенных показателей состояния земель и связанного с ним использования является загрязнение земель. Территории подвергшиеся загрязнению, а так же размеры (величины) загрязнения определяются службами соответствующих министерств и ведомств. Задача, которая стоит перед мониторингом использования земель состоит в том, чтобы установить насколько фактическое использование загрязненных земель соответствует установленному соответствующими нормативными актами. В этих целях осуществляются специальные землеустроительные обследования использования земель, подвергшихся радиоактивному, химическому или биологическому загрязнению, в состав работ которых входит:

-        отображение на картах использования и состояния земель ареала распространения явления по зонам в соответствии со степенью воздействия загрязнения и т. д.;

-        выявление наличия решений администраций о необходимости дезактивации и рекультивации загрязненных земель, установления особого режима использования земель;

-        оценка с установленной периодичностью соблюдений решений администрации о проведении дезактивации и рекультивации земель, а так же соответствия фактического использования земель установленному;

-        получение данных об ареалах загрязнения и характеристиках загрязнения от организаций, осуществляющих сбор сведений о землях, подвергшихся загрязнению.

В целях выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков проводится инвентаризация земель.

В состав работ входит:

-        создание административной комиссии по инвентаризации земель;

-        сбор, изучение и анализ материалов;

-        подготовка рабочего инвентаризационного плана;

-        обследование на местности;

-        составление инвентаризационного плана и вычисление площадей земельных участков;

-        систематизация материалов и данных обследования, составление ведомостей, списков и отчета;

-        оформление материалов инвентаризации и их утверждение на комиссии;

-        учет материалов.

В составе работ по инвентаризации земель не предусматривается обновление картографической основы, съемочные, геодезические работы (в том числе вычислительные), работы по межеванию земель, установление, восстановление или уточнение границ землепользований и черты поселений, вынос и закрепление их в натуре; мероприятия по сбору данных для регистрации прав на недвижимое имущество.

При инвентаризации земель осуществляется так же и мониторинг объектов капитального строительства. Если данные объекты являются режимообразующими (промышленные предприятия, ЛЭП и пр.), то мониторинг загрязнения территории осуществляется при проведении других работ. По окончанию работ результаты инвентаризации земель фиксируются на Плане инвентаризации земель.

По результатам инвентаризации устанавливают условия:

-        использования земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными предприятиями, кооперативными и иными юридическими лицами, физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, а так же разрешенного использования земель в других целях;

-        образование новых и упорядочение существующих земельных участков, а так же перераспределения земель;

-        планирование и организация рационального использования земель и их охраны;

-        восстановление нарушенных и деградированных земель;

-        передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса;

-        обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения [3].

При проведении почвенного мониторинга должны выполняться следующие виды работ:

-        разработка методов контроля за наиболее уязвимыми свойствами почв, изменение которых может вызвать потерю плодородия, ухудшение качества растительной продукции, деградацию почвенного покрова;

-        постоянный контроль над важнейшими показателями почвенного плодородия;

-        ранняя диагностика негативных изменений почвенных свойств;

-        разработка методов контроля над сезонной динамикой почвенных процессов, с целью прогноза ожидаемых урожаев и оперативного регулирования развития сельскохозяйственных культур.

Чтобы почвенный мониторинг был эффективным, его нужно реализовывать в трех направлениях: мониторинг состояния почвенного покрова, мониторинг состояния почв, мониторинг загрязнения почв. Карты почв издаются ограниченными тиражами или остаются в съемочном виде.

Подготовка отчетов о ведении мониторинга земель включает:

-        систематизацию сведений о сети наблюдения (местоположение, вид пункта, площадь, характеристика объекта)

-        систематизацию данных о состоянии и использовании земель [2].

В целях соблюдения требований экологической безопасности землепользования в соответствии с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10 января 2002 г. были рассмотрены вопросы оценки экологического состояния земель города Калачинска.

Территория города была поделена на оценочные участки и в их пределах проводилась экологическая оценка и оценка ландшафтной структуры. В результате можно сказать, что:

1)           ландшафты города находятся в переходной стадии формирования (характеризуется мягким протеканием ландшафтообразующих процессов, но все еще проявляются природные негативные процессы в средней или сильной степени, почвы пригодны для сельскохозяйственного использования, ландшафты с выразительной пейзажностью.)

2)           город сильно урбанизирован, средостабилизирующие показатели слишком низкие, а негативное воздействие слишком велико, что позволяет сделать вывод, что на территории города необходимо проведение природоохранных мероприятий.

3)           в целом экологическое состояние на территории города относительно благоприятное, хотя наблюдаются и неблагоприятные условия, это обусловлено высокой концентрацией промышленных объектов и минимальным количеством средостабилизирующих составляющих (лесистость, рекреация, сельскохозяйственное использование, природоохранные территории), а так же высокой концентрацией населения и недостаточным озеленением административного центра города.

Результаты анализа и прогноза состояния и использования земель применяются в процессе подготовки и принятия решений при рассмотрении вопросов экономической, продовольственной и экологической безопасности Российской Федерации.

При построении прогнозов учитывается необходимость сохранения лесов с их водоохранными, почвозащитными и иным защитным назначением, а так же болот, являющихся аккумуляторами влаги и источниками питания рек.

Литература:

1.      Земельный кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2014.

2.      Орлов Д. С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении /Д. С. Орлов.- Портал научно-технической информации ЭБ Нефть и газ, 2007.

3.      Федеральный закон от 18 июня 2001г. № 78-ФЗ «О Землеустройстве»

Основные термины (генерируются автоматически): использование земель, инвентаризация земель, состав работ, сельскохозяйственное использование, территория города, ведение мониторинга земель, государственный мониторинг земель, локальный уровень, почвенный мониторинг, почвенный покров.

Похожие статьи

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Анализ современных фасадных систем жилых зданий на примере города Оренбург

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Особенности исполнения местных бюджетов на примере муниципального образования город Бузулук

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Похожие статьи

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Анализ структуры регионального рынка медицинской техники (на примере Республики Татарстан)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Проблемы и практика разработки программы развития муниципальных кадров на примере органа местного самоуправления Джидинского района Республики Бурятия

Анализ современных фасадных систем жилых зданий на примере города Оренбург

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Особенности исполнения местных бюджетов на примере муниципального образования город Бузулук

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Анализ современного состояния и тенденции развития финансового контроля (на примере Департамента финансов Администрации муниципального образования Приуральский район)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)