Активное воздействие человека в процессе своей деятельности на природу полуострова и по России в целом, особенно в последние несколько веков, привело к появлению негативных процессов, порой необратимых, для всех живых сообществ. Систематические наблюдения за состоянием окружающей среды проводятся с середины 70-х годов 20 века. В современном понимании мониторинг окружающей среды — это система комплексных наблюдений, выполняемых на основе научно-обоснованных программ, для оценки состояния, прогноза и разработки мероприятий по устранению или уменьшению степени влияния негативных процессов [2, с.12].
Мониторинг земель Республики Крым, являясь составной частью мониторинга окружающей среды, выполняется в соответствии с Федеральным законом № 66 от 13 мая 2008 г., выполняет следующие функции:
‒ своевременное выявление изменения состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении влияния негативных процессов;
‒ информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
‒ обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации мониторинг земель Республики Крым и других территорий России содержит подсистемы, соответствующие категориям земель:
‒ мониторинг земель населенных пунктов;
‒ мониторинг сельскохозяйственных земель;
‒ мониторинг земель промышленности, связи, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;
‒ мониторинг земель заповедного и рекреационного назначения;
‒ мониторинг земель водного фонда;
‒ мониторинг земель лесного фонда;
‒ мониторинг земель запаса.
Постановлением Правительства РФ № 1229 от 21 ноября 1993 г. в России создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Руководство по организации и ведению ЕГСЭМ возложено на Минприроды РФ. Данная система призвана не только проводить мониторинг и оценку состояния окружающей среды, но и осуществлять контроль негативных процессов и управление ими на основе анализа и прогнозирования различных количественных и качественных показателей.
К сожалению, на сегодняшний день мониторингом земель Республики Крым и страны в целом в общей сложности занимаются несколько разных министерств и ведомств, что приводит к разобщенности и неоднозначности сведений о состоянии земель и отсутствию единого центра обработки мониторинговой информации. Эти причины не позволяют эффективно решать задачи мониторинга, охраны и контроля за использованием земель.
Для устранения указанных недостатков предлагается система мониторинга земель, включающая в себя 3 подсистемы и блок контроля и управления (см. рис. 1).
Рис. 1. Блок-схема системы мониторинга земель
Динамический мониторинг организует и проводит наблюдения за:
‒ суффозионными процессами;
‒ эрозионными процессами;
‒ оползнями и обвалами;
‒ карстовыми явлениями;
‒ вулканической деятельностью и прочее.
При этом характер перечисленных процессов и явлений может быть, как природным, так и техногенным.
Экологический мониторинг земель организует и проводит наблюдения за изменением таких показателей почв, как:
‒ механический и гранулометрический состав;
‒ содержание гумуса;
‒ кислотность и карбонатность;
‒ подтопление, заболачивание и опустынивание;
‒ загрязнение пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими вредными веществами;
‒ типы и степень минерализации поверхностных вод;
‒ уровень и химический состав подземных вод [1, с.28].
Функции по организации и ведению экологического мониторинга возложены на органы Минприроды РФ. Однако, важно отметить о несогласованности работ ведомств и их подведомственных организациях в сфере осуществления мониторинга земель и окружающей среды, а также в последующем сборе, анализе и обработке полученной информации по Республике Крым. Разумеется, немаловажную роль здесь играют весьма сложные и напряженные политические отношения между Российской Федерацией и Украиной.
На данном этапе сбор и обработка полученной информации в процессе мониторинга — процесс очень длительный и требует достаточно квалифицированных специалистов. При этом важно помнить, что при формировании какой-либо тематической карты необходимо делать повторные запросы в организации мониторинга, чтобы получить актуальные данные для большей точности карт. Также необходимо отметить, что критерии, на основе которых будут строиться карты для каждой среды разные. Критерии для водной среды совершенно не годятся для, например, карт-схем распространения воздушного загрязнения, а критерии для воздушной среды не подойдут для составления карт-схем миграции населения в течение года и прочие…
Для того, чтобы оптимизировать данный процесс было предложено использование технологических систем мониторинга самых различных видов и категорий.
Современные 1Т-технологии (информационные системы «ГиперКуб»), методы дистанционного зондирования, лазерное сканирование могут осуществлять сбор мониторинговой информации практически в режиме реального времени.
Для хранения, обработки и передачи информации о состоянии земель необходимо создать единый центр мониторинговых исследований, структура которого представлена на рис. 2:
Рис. 2. Блок-схема единого центра мониторинговых исследований
При использовании подобного рода систем и технологий появляется возможность получения информации достаточно широкого спектра. На основе этой информации система может составить карты-схемы достаточно быстро и с хорошей точностью. И для того, чтобы получить абсолютно разные карты, необходимо лишь скорректировать запрос. Данные карты будут востребованы как в Учреждениях, в чью компетенцию входит сбор, анализ и обработка информации, полученной в процессе мониторинга земель и окружающей среды не только по Республике Крым, но и по всей Российской Федерации в целом.
Анализ тематических и прогнозных карт и схем позволит не только оценивать состояние земель, но и позволит принимать эффективные решения по территориальному планированию, проведению землеустройства, оказанию своевременной социальной поддержки населения, проживающего на неблагоприятных территориях, рассчитывать реальную стоимость земель и в целом более эффективно и рационально использовать земельный фонд Республики Крым.
Литература:
- Варламов, А. А. Мониторинг земель [Текст]: учебное пособие / А. А. Варламов, С. Н. Захарова. — Москва, 2000. — 156 с.
- Ашимихина, Т. Я. Экологический мониторинг [Текст]: учебно-методическое пособие. Изд. 3-е. испр. и доп. / Под. ред. Т. Я. Ашимихиной. — М. — Академический проект. — 2006. — 416 с.