Развитие круизного туризма на Байкальской территории
Автор: Удалых Станислав Кузьмич
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 10.08.2014
Статья просмотрена: 1065 раз
Библиографическое описание:
Удалых, С. К. Развитие круизного туризма на Байкальской территории / С. К. Удалых. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 215-218. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6057/ (дата обращения: 25.11.2024).
Круизный туризм — ускоренно развивающаяся сфера деятельности современной туристской индустрии мира и России.
Согласно Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2016 годы)», одними из самых популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников в год [3].
Круизный туризм и его инфраструктура непосредственно способствуют созданию новых рабочих мест и наполнению средствами бюджетов разных уровней, удовлетворению социальных потребностей определенных слоев населения путем развития путешествий, созданию и совершенствованию международных связей. Особое значение для круизного туризма и отдыха имеет озеро Байкал и прилегающая к нему территория — участок всемирного природного наследия.
По мнению многих туристов и специалистов, для ознакомления с самыми интересными и живописными местами природы Байкала необходимо совершить водный круиз. На Байкале круизным бизнесом занимаются множество больших, средних и малых кораблей и яхт — начиная от трёхпалубных на 100 пассажиров, теплоходов-катеров на 10–15–20 пассажиров и оканчивая мини-яхтами на 2–3 человека.
В соответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различных маршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает в себя: желание отдохнуть на воде; желание провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; желание увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и др.; не иметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена [5]. Следует также отметить, что круизный отдых, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.
Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный и др. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых и других городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую деятельность [1]. Из всего указанного числа туристских организаций только 32 фирмы занимаются особым и относительно сложным для Приангарья видом деятельности — водными байкальскими круизами.
В составе этих «круизных» фирм можно выделить три типа организаторов официальных круизных маршрутов:
- собственники различных видов байкальских судов (теплоходы, катера, яхты);
- организаторы круизов, которые не имеют собственного водного транспорта и пользуются услугами только арендованных судов;
- организаторы круизов, которые имеют в частной собственности 1–3 судна и одновременно используют арендованные судна.
Организаторами круизов и, одновременно, прямыми владельцами водных судов являются 6 фирм (т. е. их меньшая часть — 20 %); основная же часть — 18 фирм, или 55 % — предоставляют круизные услуги на арендованных судах; одна четвертая часть (8 фирм, или 25 %) используют смешанный способ.
Основным судовладельцем, который осуществляет по Байкалу главные пассажирские перевозки (в том числе организует свои официальные круизные маршруты, а также сдает в аренду суда или предоставляет туристическим фирмам на них места), является группа компаний «Истлэнд». В эту компанию входят туристическая компания «Истлэнд» и ОАО «Восточно-Сибирское пароходство», которое владеет современным флотом на Байкале.
Собственниками и одновременно организаторами круизных бакайльских маршрутов также являются известные в Приангарье туристические фирмы: «Байкальская виза», «Абсолютная Сибирь», «Байкалинфо», «Байкал Сити», «В мире фантазий», «Персона», «СибТаймс» и др. Все перечисленные иркутские туристические фирмы, осуществляющие официальные круизные туры, ведут в различных СМИ и на турстических выставках активную рекламную компанию на каждый летний сезон. Особым рекламным инструментом, имеющим всемирное распространение, является Интернет, где все указанные фирмы ведут полноценные современные сайты.
Материально-техническая база (МТБ) байкальской круизной индустрии объединяет, как минимум, сами различные суда флота, ремонтно-механические производства, порты, причалы и их оборудование, энергетическое, коммунальное и бытовое хозяйство, а также прочие здания и сооружения, обеспечивающие надежную эксплуатацию объектов флота, способствующие эффективной работе трудового персонала и повышению качества обслуживания пассажиров, в том числе отдыхающих и участников круизов.
Основу МТБ организации круизов по Байкалу составляет флот — теплоходы, катера и яхты. Флот, задействованный на озере Байкал и состоящий на классификационном учете Восточно-Сибиского филиала Российского Речного Регистра, представлен: пассажирскими, прогулочными, разъездными, сухогрузными, поисково-спасательными, экспедиционными, научно-исследовательскими судами; грузовыми и грузопассажирскими паромами; самоходными буксирами и прочими судами.
Необходимо отметить, что осуществлять пассажирские перевозки, в том числе организовывать официальные круизные туры на Байкале весьма сложно. Эта деятельность в соответствии с российским законодательством подвергается в последние годы серьезному контролю со стороны ряда государственных органов. В целях безопасности плавания и предотвращения загрязнения водных путей при эксплуатации судов на озере Байкал ведется: государственный надзор, технический надзор, отраслевой контроль, производственный контроль, санитарный надзор.
Многолетняя практика судоходства на Байкале определила основные принципы методики разработки маршрутов круизов. Схема маршрута зависит от ряда факторов, в том числе от: сумм предполагаемых затрат и ожидаемого дохода; типа судна (его возможностей); периода навигации (месяц лета и осени); перечня достопримечательностей для осмотра; перечня мест высадки и их оборудованием (наличие причалов и портов); расстояний до примечательных мест; состава группы туристов и их запросов; продолжительности тура; в отдельных случаях на характер маршрута влияют погодные условия (ветер, осадки) и некоторые форс-мажорные обстоятельства (поломка судна, болезнь туриста и пр.).
С учетом вышеперечисленных факторов на Байкале сложились определенные, почти стандартные типы маршрутов, которые не существенно отличаются друг от друга, но которые в целом устраивают туристов, оставляющих множество положительных отзывов и массу благодарностей устроителям круизов. По продолжительности можно отметить такие круизы: однодневные (1 день), средней продолжительности (3–8 дней) и долговременные (8–14 дней). Все эти круизы популярны, но наиболее востребованы туры средней продолжительности. По статусу байкальские туры бывают: круизы VIP, круизы класса комфорт и круизы класса стандарт. Наиболее массовые — круизы класса стандарт, так как это относительно дешевые туры, рассчитанные на средние доходы населения.
Подавляющее большинство маршрутов начинается с города Иркутска (пристань «Ракета») или с поселка Листвянка (Иркутск и Листвянка — это «Ворота Байкала»). Следующим пунктом является Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) или бухта Песчаная.
На Байкале весьма много примечательных и интересных мест, однако их осмотреть и побывать на них за время круиза не удается и просто невозможно; в итоге выбираются только особо важные и известные места. Поэтому дальнейший маршрут включает длительный водный поход по Малому Морю и обязательное посещение замечательного острова Ольхон (в составе маршрута может быть посещение нескольких мест — бухт и заливов этого острова); далее идет посещение острова Огой и, как правило, следует переход на Чивыркуйский залив и, иногда, на Баргузинский залив. После пребывания в этих местах, чаще всего, осуществляется многочасовой переход через Байкал на юг озера вдоль западных его берегов с возвращением в поселок Листвянку или в город Иркутск (пристань «Ракета»).
Таков в общем принципиальный набор мест посещения и ознакомления по стандартным круизным маршрутам, хотя каждый из них носит свое особое название, например, «Байкальская Одиссея», «Большое Путешествие», «Золотое кольцо Байкала», «Сердце Байкала», «Тайны Байкала», «Байкальское кольцо» «Славное море-Байкал» и др.
Вместе с тем, отдельные маршруты могут иметь свои особенности. Так, редкие специальные круизы после Чивыркуйского залива предусматривают переход на север озера Байкал (г.Северобайкальск). Некоторые другие круизы включают после Листвянки посещение отдельных мест на западной материковой части озера (МРС), далее — переход на восточное побережье озера (Баргузин), поход в Чивыркуйский залив и возврат на МРС или Листвянку.
В последние годы формируются новые гибкие походы — сборные круизы. Суть их в следующем:
- туристы собираются из самых разных мест России и зарубежных стран;
- включиться в круиз можно из разных пунктов: с самого начала круиза (Иркутск, Листвянка) или с промежуточных остановок (МРС, Ольхон и других знаменательных мест озера Байкал);
- к формированию сборных круизов на договорной основе привлекаются туристические агентства их других городов Сибири и всей страны. Таким приемом достигается увеличение зоны обслуживания, т. е. расширяется «география» туристов — участников круизов по Байкалу.
Общим принципом всех водных круизов пока является не включение в программу походов самой южной части Байкала, так как эта зона связана со всемирно известной экологически вредной деятельностью БЦБК. Туристические фирмы, организующие водные круизы, считают нецелесообразным на ближайшие годы посещение туристами загрязняющего природу этого промышленного объекта и сопряженной территории.
Анализ организации российского, в том числе иркутского круизного туризма позволил выявить важные проблемы данного вида туризма и, соответственно, пути и перспективы развития этого сегмента туристской индустрии. Некоторые из них приведены ниже.
1. Отсутствие достоверного статистического учета.
Предлагается: совершенствование в системе Росстата статистического учета параметров деятельности морского и речного транспорта и морского и речного круизного туризма. Речь идет о регулярных (или, хотя бы, разовых сплошных) сборах и обработках первичной информации и публикации основных сводных показателей разных видов круизного туризма в России, в том числе о количестве туристов, объемах услуг и их качестве, стоимости услуг, количестве действующих морских и речных судов, основных маршрутах, формах собственности и т. д.
Такая статистическая информация даст возможность более объективно оценить уровень развития этой важной сферы туристских услуг, определить вклад ее в национальную экономику, наметить стратегию и перспективы ее развития на долгосрочный период.
2. Ослабление государственного регулирования.
Предлагается: усиление государственного регулирования круизного туризма. Для этого необходимо создание в государственной системе — в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм) Министерства культуры РФ специального подразделения (департамента) по регулированию деятельности круизного туризма. Предлагается возложить на это подразделение функции разработки стратегии развития российского круизного туризма, основных индикаторов совершенствования этой сферы туризма, в том числе механизмов, норм и нормативов реализации основных направлений «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» [6] и Концепции «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011–2016 годы)».
3. Отсутствие долгосрочных документов развития отрасли.
Предлагается: разработка силами Ростуризма, Министерства транспорта РФ и его подразделения — Федерального агентства морского и речного транспорта, Министерства промышленности и торговли РФ, Проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», Российского Союза Туриндустрии Стратегии и Концепции развития круизной деятельности в России на период до 2025–2030 годов.
В этих документах спрогнозировать предстоящие объемы круизных пассажирских перевозок, численность и классы круизных судов, объемы необходимых инвестиций и другие перспективные показатели круизного туризма. При уточнении (сейчас идет этот процесс) «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4] в разделе «Транспорт» ввести и разработать подраздел «Пассажирское судостроение в Российской Федерации».
4. Отсутствие программы стимулирования развития судостроения.
Предлагается: разработка и принятие долгосрочной программы «Возрождение национального гражданского (круизного) судостроения», предусматривающей ряд льгот в области кредитования постройки судов, а также прямое субсидирование из бюджета отдельных работ по созданию судов. В настоящее время в России не существует системы кредитования строительства гражданских судов. Российские банки дают кредиты максимум на два года и минимум под 15–20 % годовых, что делает экономически невыгодным строительство судов в России за счет кредитов российских банков.
5. Отсутствие законодательной базы для развития судостроения.
Предлагается: ускорить принятие федерального закона «О создании экономических условий для обновления парка судов российского флота и их строительства» (этот законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ), который будет способствовать решению проблемы возрождения морского флота России, повышению конкурентоспособности продукции российского судостроения на мировом рынке.
Законопроектом предусматривается субсидирование государством части процентных ставок по кредитам отечественных банков и предоставление государственных гарантий под кредиты зарубежных и отечественных банков на строительство на российских верфях судов для российских судовладельцев. Это позволит обеспечить приток инвестиций в судостроение, увеличить объемы строительства судов и налогооблагаемую базу, создать предпосылки развития судостроения и судоходства.
6. Недостаток отечественных кораблей и ориентация на иностранные суда.
Предлагается: постепенный отказ для морских круизов от фрахта иностранных судов и переход на эксплуатацию отечественных судов. Для этого в структуре ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»:
- определить ведущие заводы (компании, верфи) по строительству до 2030 года нескольких высококлассных российских круизных лайнеров вместительностью каждый до 200–1000 мест (если будут решены принципиальные вопросы их создания и изыскано необходимое финансирование этих проектов);
- определить ведущие заводы (компании, верфи) по строительству до 2030 года современной линейки речных судов малой и средней вместимости для основных рек и водоемов России (Волга, Енисей, Байкал, Иркутское и Братское водохранилище и др.).
При этом необходимо уточнить Государственную программу РФ «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» в части дополнения специальной подпрограммой о строительстве на российских заводах круизных судов разной вместимости [2].
7. Слабая роль и поддержка делового сообщества.
Предлагается: повышение роли российских общественных организаций в развитии морского и речного круизного туризма, в том числе Российского Союза Туриндустрии, Союза российских судовладельцев, Ассоциации морских торговых портов, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ с целью усиления воздействия на органы власти по поводу совершенствования и коренной модернизации этой сферы туристской индустрии.
8. Недостатки в подготовке кадров.
Предлагается: в связи с предстоящим увеличением масштабов круизного туризма расширение подготовки и повышение качества специалистов высшего и среднего руководящего звена в морских и речных учебных заведениях. Введение в систему высшего образования по направлению «Туризм» профиля «Менеджер морского и речного круизного туризма». Расширить подготовку механиков и других линейных специалистов среднего звена в речных училищах страны.
9. Низкие темпы создания особых экономических зон.
Предлагается: ускорение создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа в ряде регионов страны, в том числе в Иркутской области и Республике Бурятия, что будет способствовать развитию круизного туризма, в частности, на Байкале. Кроме того, ускоренное создание ряда особых экономических зон портового типа.
10. Отсутствие современных проектных и научных организаций.
Предлагается: возрождение ряда специальных проектных и научно-исследовательских организаций с целью создания современной российской индустрии гражданского судостроения; усиленная государственная финансовая поддержка Центрального НИИ морского флота и СоюзморНИИпроекта; полное завершение создания Государственного научного Центра Российской Федерации на основе ФГУП «ЦНИИ им.акад.А. Н. Крылова» — головной научной организации отечественного судостроения.
11. Отсутствие надежных источников инвестиций.
Предлагается: изыскание надежных источников относительно больших инвестиций для проектирования и строительства современных отечественных круизных морских и речных судов. К сожалению, в Федеральном бюджете на 2014–2016 годы выделение финансовых средств Министерству транспорта РФ в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП) на создание отечественных круизных морских и речных судов не предусмотрено.
Вышеизложенные проблемы, а также многие другие вопросы развития круизного туризма могут быть разрешены при разработке и реализации научно-обоснованных долгосрочных Стратегий и Программ по круизному туризму. Необходимо отметить, что, к сожалению, в России на сегодняшний день нет какой-то специальной опубликованной в открытой печати программы или перспективного плана развития круизного туризма. Поэтому предстоящие объемы этих туристских услуг, численность подобных туристов, число и классы круизных судов, необходимая инфраструктура пока не достаточно ясны для бизнеса.
Литература:
1. Агентство по туризму Иркутской области //tour.irkobl.ru
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» // www.minpromtorg.gou.ru
3. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на 2011–2016 годы)» //www.russiatourism.ru
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года //www.economy.gov.ru
5. Портал «Туризм в России» //rusotourism.ru
6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года //www.russiatourism.ru