Библиографическое описание:

Улюмджиева Е. В. Инвестиции в сельское хозяйство Республики Калмыкия [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 157-158.

В современных условиях наряду с положительными тенденциями в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных фондов, техническая и технологическая отсталость отрасли. Нехватка денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% общего объема инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий.

Инвестиции в сельскохозяйственное производство &#; это чаще всего инвестиции не в развитие, а в выживание, поскольку не обещают не только прибыль, но даже возврат вложенных средств в ликвидной форме. Отсюда сельскохозяйственное производство в целом по сравнению с другими отраслями экономики Российской Федерации имеет слабую инвестиционную привлекательность для внешних инвесторов.

Как известно, отраслевая принадлежность во многом предопределяет инвестиционную привлекательность предприятий для различных типов инвесторов (государственных и частных) и, следовательно, доступность инвестиций из различных источников финансирования[2].

При всем многообразии видов инвестиции в сельское хозяйство представлены в незначительном объеме весьма ограниченным набором:

  • собственными в форме амортизационных отчислений и части чистой прибыли;

  • государственными инвестициями в форме прямого финансирования наиболее важных объектов, например племенного скота.

Это объясняется не только объективными причинами, к числу которых относится более низкая доходность отрасли и, соответственно, инвестиционная привлекательность, но и многочисленными причинами субъективного характера. Второе объединяет в себе умение квалифицированно разработать инвестиционный проект и бизнес&#;план к нему, а также привлечь к себе внимание инвесторов.

При разработке инвестиционного проекта и бизнес&#;плана учитываются общие понятия инвестиций, правила и механизмы привлечения, а также специфические для отрасли сельского хозяйства. Они должны быть не простым набором, а комплексом взаимосвязанных элементов, работающих на конечную цель &#; привлечение инвестиций. Отсюда возникает необходимость проектного подхода к самой проблеме привлечения инвестиций.

Успех реализации данного проекта будет зависеть от уровня проработки всех вопросов, а также от того, насколько акцентированным на конкретные доступные виды инвестиций и источники финансирования, механизмы привлечения, будет инвестиционный проект и бизнес&#;план.

Необходимыми условиями привлечения инвестиций является:

  • выделение объекта инвестирования в отдельное производство с раздельной бухгалтерией на базе действующего предприятия и создание с инвестором совместного предприятия на паритетных началах;

  • бизнес&#;план, показывающий, насколько эффективно соискателем инвестиций будут использованы средства инвестора и каким образом они будут возвращены по истечении предусмотренного инвестиционным договором срока с необходимыми платежами за пользование средствами.

Невозможность выделения на базе действующего предприятия какого-либо подразделения с целью создания на его базе совместного предприятия делает невозможным привлечение в сельское хозяйство частных инвестиций. Последние могут иметь место лишь в крайней форме &#; покупке объекта инвестирования, что нежелательно для соискателя инвестиций. Поэтому в сельском хозяйстве получила развитие специфическая форма инвестирования &#; лизинг[2].

Важным условием привлечения инвестиций является учет того факта, что они привлекаются на платной, возвратной и срочной основах. Эти принципы учитываются в явном виде в конкретных расчетах эффективности привлечения инвестиций.

Для государственных инвестиций вместо названных принципов важное значение имеет принцип &#; целевое использование бюджетных средств.

При разработке инвестиционного проекта и бизнес&#;плана необходимо учитывать, каков характер привлекаемых одновременно инвестиций. Инвестиции могут быть взаимодополняющими, взаимоисключающими и конкурирующими.

Государственные инвестиции, не требующие возврата и оплаты за пользование ими, являются взаимодополняющими к любой другой форме инвестиций. Собственные инвестиции и лизинг &#; конкурирующими. Поскольку за лизинг необходимо платить, то приходится сокращать долю собственных инвестиций.

Таким образом, успех деятельности в привлечении внешних инвестиций в сельскохозяйственное предприятие предполагает необходимость проектного подхода с детальной проработкой всех элементов с учетов их внутренних взаимосвязей, а также нацеленности их на общую цель &#; привлечение инвестиций.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия органами государ­ственной власти и местного самоуправления продекларированы и реализуются меры по стимулированию инвестиционной деятельности:

  • изменение сроков уплаты налогов и сборов;

  • установление льготных условий аренды помещений и других основных фондов, находящихся в республиканской собственности;

  • кре­дитование и предоставление государственных гарантий республики, субсидий, субвенций из республиканского бюджета;

  • предоставление достоверной информации инвесторам о фирмах - предполагаемых партнерах, их финансовом, экономическом по­ложении, кредитоспособности;

  • принятие антимонопольных мер;

  • снижение трансакционных издержек при осуществлении инвестиций в экономику республики.

Таблица

Объем инвестиций в экономику Республики Калмыкия*


2003 г.

%

2004 г.

%

2005 г.

%

2006 г.

%

2007 г.

%

Инвестиции в основной капитал, всего, млн. руб.











в том числе:











Сельское хозяйство

232,7

9,3

226,3

10

434

14,2

589,3

15,0

667,9

16,9

Добыча полезных ископаемых

85,3

3,6

76,2

3,4

153,2

5,0

72,8

1,9

30,4

0,8

Обрабатывающие производства

75,6

3,1

159,8

7

190,6

6,2

210,6

5,4

7,8

0,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

185,8

7,7

254,5

11,2

232,7

7,6

317,2

8,1

500,3

12,7

строительство

227,6

9,5

236,6

10,4

445,9

14,5

451,0

11,5

281,6

7,2

Транспорт и связь

920,3

38,2

534,9

23,6

341,6

11,2

375,2

9,6

809,6

20,5

*Калмыкия в цифрах. Стат.сб.- Элиста: Калмыкиястат,2008

В целях привлечения частных инвестиций в экономику республики в декабре 2008 г. был принят Закон Республики Калмыкия № 59-IV-3 «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия», предусматри­вающий совместное участие государства и бизнеса в реализации инвестиционных проектов.

Благодаря такой целенаправленной государственной политике объем инвестиций в экономику республики (без субъектов малого предпринимательства) в 2007 г. составил 3951,6 млн. руб., в том числе в сельское хозяйство - 667,9 млн. руб., или 16,9% всех инвестиций против 9,3% в 2003 г. Соотношение собственных и заемных средств, привлекаемых на осуществление инве­стиционной деятельности в респуб­лике, составило 41,5 и 58,5% против 31,4 и 68,6% в 2003 г.

Следует заметить, что за 2006-2007 гг. доля собственных средств, одним из источников которых является прибыль предприятий, в связи с инфляцией и убыточностью произ­водства несколько уменьшилась - на 8,4 процентных пункта и соответственно увеличилась доля заемных средств, в структуре которых преобладают бюджетные средства.

Существенную роль в создании благоприятной инвестиционной среды и развитии инвестиционной деятельности играют республиканские инвестиционные программы. Как отдельный блок республиканского бюджета они имеют социальную направленность, поскольку в них особое внимание уделяется созданию социальной и инженерной инфраструктур.

Другим источником финансирования инвестиционной деятельности в республике являются кредиты банков. В настоящее время банки выдают сельскохозяйственным товаропроизводителям долгосрочные инвестиционные кредиты на срок до восьми лет.

Одним из направлений работы по улучшению инвестиционного климата в сельской местности республики Калмыкия должно стать совершенствование налогового законодательства. Очень важно создать гарантии стабильности налогового режима, так как в настоящее время его характеризуют, к сожалению, крайняя нестабильность и противоречивость.

Для активизации инвестиционной деятельности необходимо принять меры по формированию систе­мы страхования рисков инвесторов, долевому участию муниципальных бюджетов в финансировании инвестиционных проектов, развитию рыночной инфраструктуры, созданию и распространению ее новых институциональных форм, улучшению условий развития предприятий - сельхозтоваропроизводителей.


Литература:

  1. Калмыкия в цифрах. Стат.сб.- Элиста: Калмыкиястат,2008

  2. В.Иванова, В. Гончаров. Инвестиционная деятельность а АПК России// АПК: экономика, управление. 2011. № 4

Основные термины (генерируются автоматически): привлечения инвестиций, сельское хозяйство, привлечение инвестиций, частных инвестиций, инвестиционной деятельности, проблеме привлечения инвестиций, условиями привлечения инвестиций, условием привлечения инвестиций, эффективности привлечения инвестиций, экономику республики, привлечения частных инвестиций, хозяйство частных инвестиций, общего объема инвестиций, долю собственных инвестиций, форме инвестиций, Доля инвестиций, общие понятия инвестиций, эффективно соискателем инвестиций, доступные виды инвестиций, доступность инвестиций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос