Инвестиции в сельское хозяйство Республики Калмыкия
Автор: Улюмджиева Евгения Викторовна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 452 раза
Библиографическое описание:
Улюмджиева, Е. В. Инвестиции в сельское хозяйство Республики Калмыкия / Е. В. Улюмджиева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1364/ (дата обращения: 09.12.2024).
В современных условиях наряду с положительными тенденциями в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных фондов, техническая и технологическая отсталость отрасли. Нехватка денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет всего 4% общего объема инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в 1991 г. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий.
Инвестиции в сельскохозяйственное производство ; это чаще всего инвестиции не в развитие, а в выживание, поскольку не обещают не только прибыль, но даже возврат вложенных средств в ликвидной форме. Отсюда сельскохозяйственное производство в целом по сравнению с другими отраслями экономики Российской Федерации имеет слабую инвестиционную привлекательность для внешних инвесторов.
Как известно, отраслевая принадлежность во многом предопределяет инвестиционную привлекательность предприятий для различных типов инвесторов (государственных и частных) и, следовательно, доступность инвестиций из различных источников финансирования[2].
При всем многообразии видов инвестиции в сельское хозяйство представлены в незначительном объеме весьма ограниченным набором:
собственными в форме амортизационных отчислений и части чистой прибыли;
государственными инвестициями в форме прямого финансирования наиболее важных объектов, например племенного скота.
Это объясняется не только объективными причинами, к числу которых относится более низкая доходность отрасли и, соответственно, инвестиционная привлекательность, но и многочисленными причинами субъективного характера. Второе объединяет в себе умение квалифицированно разработать инвестиционный проект и бизнес;план к нему, а также привлечь к себе внимание инвесторов.
При разработке инвестиционного проекта и бизнес;плана учитываются общие понятия инвестиций, правила и механизмы привлечения, а также специфические для отрасли сельского хозяйства. Они должны быть не простым набором, а комплексом взаимосвязанных элементов, работающих на конечную цель ; привлечение инвестиций. Отсюда возникает необходимость проектного подхода к самой проблеме привлечения инвестиций.
Успех реализации данного проекта будет зависеть от уровня проработки всех вопросов, а также от того, насколько акцентированным на конкретные доступные виды инвестиций и источники финансирования, механизмы привлечения, будет инвестиционный проект и бизнес;план.
Необходимыми условиями привлечения инвестиций является:
выделение объекта инвестирования в отдельное производство с раздельной бухгалтерией на базе действующего предприятия и создание с инвестором совместного предприятия на паритетных началах;
бизнес;план, показывающий, насколько эффективно соискателем инвестиций будут использованы средства инвестора и каким образом они будут возвращены по истечении предусмотренного инвестиционным договором срока с необходимыми платежами за пользование средствами.
Невозможность выделения на базе действующего предприятия какого-либо подразделения с целью создания на его базе совместного предприятия делает невозможным привлечение в сельское хозяйство частных инвестиций. Последние могут иметь место лишь в крайней форме ; покупке объекта инвестирования, что нежелательно для соискателя инвестиций. Поэтому в сельском хозяйстве получила развитие специфическая форма инвестирования ; лизинг[2].
Важным условием привлечения инвестиций является учет того факта, что они привлекаются на платной, возвратной и срочной основах. Эти принципы учитываются в явном виде в конкретных расчетах эффективности привлечения инвестиций.
Для государственных инвестиций вместо названных принципов важное значение имеет принцип ; целевое использование бюджетных средств.
При разработке инвестиционного проекта и бизнес;плана необходимо учитывать, каков характер привлекаемых одновременно инвестиций. Инвестиции могут быть взаимодополняющими, взаимоисключающими и конкурирующими.
Государственные инвестиции, не требующие возврата и оплаты за пользование ими, являются взаимодополняющими к любой другой форме инвестиций. Собственные инвестиции и лизинг ; конкурирующими. Поскольку за лизинг необходимо платить, то приходится сокращать долю собственных инвестиций.
Таким образом, успех деятельности в привлечении внешних инвестиций в сельскохозяйственное предприятие предполагает необходимость проектного подхода с детальной проработкой всех элементов с учетов их внутренних взаимосвязей, а также нацеленности их на общую цель ; привлечение инвестиций.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Республике Калмыкия органами государственной власти и местного самоуправления продекларированы и реализуются меры по стимулированию инвестиционной деятельности:
изменение сроков уплаты налогов и сборов;
установление льготных условий аренды помещений и других основных фондов, находящихся в республиканской собственности;
кредитование и предоставление государственных гарантий республики, субсидий, субвенций из республиканского бюджета;
предоставление достоверной информации инвесторам о фирмах - предполагаемых партнерах, их финансовом, экономическом положении, кредитоспособности;
принятие антимонопольных мер;
снижение трансакционных издержек при осуществлении инвестиций в экономику республики.
Таблица
Объем инвестиций в экономику Республики Калмыкия*
|
2003 г. |
% |
2004 г. |
% |
2005 г. |
% |
2006 г. |
% |
2007 г. |
% |
Инвестиции в основной капитал, всего, млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сельское хозяйство |
232,7 |
9,3 |
226,3 |
10 |
434 |
14,2 |
589,3 |
15,0 |
667,9 |
16,9 |
Добыча полезных ископаемых |
85,3 |
3,6 |
76,2 |
3,4 |
153,2 |
5,0 |
72,8 |
1,9 |
30,4 |
0,8 |
Обрабатывающие производства |
75,6 |
3,1 |
159,8 |
7 |
190,6 |
6,2 |
210,6 |
5,4 |
7,8 |
0,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
185,8 |
7,7 |
254,5 |
11,2 |
232,7 |
7,6 |
317,2 |
8,1 |
500,3 |
12,7 |
строительство |
227,6 |
9,5 |
236,6 |
10,4 |
445,9 |
14,5 |
451,0 |
11,5 |
281,6 |
7,2 |
Транспорт и связь |
920,3 |
38,2 |
534,9 |
23,6 |
341,6 |
11,2 |
375,2 |
9,6 |
809,6 |
20,5 |
*Калмыкия в цифрах. Стат.сб.- Элиста: Калмыкиястат,2008
В целях привлечения частных инвестиций в экономику республики в декабре 2008 г. был принят Закон Республики Калмыкия № 59-IV-3 «О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия», предусматривающий совместное участие государства и бизнеса в реализации инвестиционных проектов.
Благодаря такой целенаправленной государственной политике объем инвестиций в экономику республики (без субъектов малого предпринимательства) в 2007 г. составил 3951,6 млн. руб., в том числе в сельское хозяйство - 667,9 млн. руб., или 16,9% всех инвестиций против 9,3% в 2003 г. Соотношение собственных и заемных средств, привлекаемых на осуществление инвестиционной деятельности в республике, составило 41,5 и 58,5% против 31,4 и 68,6% в 2003 г.
Следует заметить, что за 2006-2007 гг. доля собственных средств, одним из источников которых является прибыль предприятий, в связи с инфляцией и убыточностью производства несколько уменьшилась - на 8,4 процентных пункта и соответственно увеличилась доля заемных средств, в структуре которых преобладают бюджетные средства.
Существенную роль в создании благоприятной инвестиционной среды и развитии инвестиционной деятельности играют республиканские инвестиционные программы. Как отдельный блок республиканского бюджета они имеют социальную направленность, поскольку в них особое внимание уделяется созданию социальной и инженерной инфраструктур.
Другим источником финансирования инвестиционной деятельности в республике являются кредиты банков. В настоящее время банки выдают сельскохозяйственным товаропроизводителям долгосрочные инвестиционные кредиты на срок до восьми лет.
Одним из направлений работы по улучшению инвестиционного климата в сельской местности республики Калмыкия должно стать совершенствование налогового законодательства. Очень важно создать гарантии стабильности налогового режима, так как в настоящее время его характеризуют, к сожалению, крайняя нестабильность и противоречивость.
Для активизации инвестиционной деятельности необходимо принять меры по формированию системы страхования рисков инвесторов, долевому участию муниципальных бюджетов в финансировании инвестиционных проектов, развитию рыночной инфраструктуры, созданию и распространению ее новых институциональных форм, улучшению условий развития предприятий - сельхозтоваропроизводителей.
Литература:
Калмыкия в цифрах. Стат.сб.- Элиста: Калмыкиястат,2008
В.Иванова, В. Гончаров. Инвестиционная деятельность а АПК России// АПК: экономика, управление. 2011. № 4