Институциональные возможности развития социально-трудовых отношений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпушкина, А. В. Институциональные возможности развития социально-трудовых отношений / А. В. Карпушкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1066/ (дата обращения: 17.12.2024).

Институциональные источники экономического роста и развития всё в большей степени становятся объектом исследования экономистов. В настоящее время диапазон употребления понятия «институт развития» достаточно широк. Условно взгляды на сущность институтов развития можно разделить на три группы. Согласно первому представлению, институты развития - это определённые нормы и правила поведения, устанавливаемые государством в целях формирования у субъектов стимулов к деятельности в заданном направлении. К этой группе принадлежат позиции МВФ, Мирового банка [1, С. 59].

Второй подход объединяет взгляды, согласно которым под институтами развития понимают специальные организационно-хозяйственные структуры и субъектов хозяйствования, созданные государством и используемые им как инструмент регулирования экономики и поддержки других субъектов, деятельность которых отнесена к приоритетным [2, С.8].

Представители третьего подхода считают, что институтом роста (развития) может стать любая социально-обусловленная структура (инструмент, механизм), снижающая неопределённость в системе и стимулирующая более эффективную экономическую деятельность [3, С.87]. Согласно данному подходу, институты, в их узком понимании как отдельных организаций и процедурных механизмов, способствуют экономическому прогрессу в том случае, если позволяют реализовывать эффективные управленческие решения. Эти институты являются средой и одновременно инструментом государственной политики развития. В этом контексте выделяются следующие типы институтов развития: приоритеты инновационного развития, сети и кластеры, права собственности, финансовая поддержка малых инновационных предприятий, косвенное стимулирование инновационной деятельности, эффективное оценивание качества и результативности, центры превосходства и т.д.

В качестве целей институтов развития чаще всего называются преодоление «провалов» рынка, «провалы» в экономиках с развивающимися рынками или побочные отрицательные эффекты реформ. Фактическое существование значительного количества таких отрицательных эффектов, в частности в России, объясняет и множественность формулировок задач, которые должны решаться институтами развития. Разнообразие задач и направлений деятельности институтов развития обуславливает отсутствие универсальных, унифицированных норм и правил их создания и функционирования. Отсюда и существование широкого спектра как теоретических подходов к пониманию сущности институтов развития, так и реальных практик их внедрения в экономическую реальность.

Следует отметить, что эффективность уже действующих в России институтов развития неоднозначно оценивается научным сообществом. Часть исследователей считает российские институты развития своевременным, необходимым и эффективным инструментом государственной экономической политики, позволяющим комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами; диверсифицировать экономику, обеспечивать развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств; а также не только поддерживать, но и наращивать темпы экономического роста в стране на долгосрочной основе [4]. Однако более распространённой является точка зрения, согласно которой действующие на данный момент в России институты, вопреки задекларированным инновационным и прорывным направлениям деятельности, фактически превратились в инструмент поддержки приближенных к власти субъектов из традиционных отраслей экономики с легко прогнозируемой и низкорискованной деятельностью, не ориентированных в принципе на любой технологический прорыв [5]. Ключевой проблемой, необходимость решения которой признаётся представителями власти, бизнеса и науки, является отсутствие критериев эффективности институтов развития [6].

Автор, основываясь на собственном представлении о сущности институтов [7], считает, что институты развития отличаются от прочих институтов целями, задачами и принципами своего функционирования, содержание которых направлено на повышение социально-экономической эффективности вида деятельности, рынка, субъекта, системы. Цели, задачи и принципы должны определять содержание правил, механизм процедур, особенности организационных и институциональных форм, составляющих суть института развития. Тождество целей, задач, принципов института развития тем правилам, процедурам, конструкциям организационных и институциональных форм, которые конституируют данный институт, определяет эффективность функционирования последнего. Нетрудно заметить, что авторское понимание сущности институтов развития близко к представлениям, отнесённым к «третьему подходу».

Применительно к социально-трудовым отношениям институтами развития могут стать институты социального партнёрства и рынка труда. По нашему мнению имеются объективные предпосылки выполнения институтом социального партнёрства функций института развития, а именно:

1) взаимодействие всех субъектов экономической жизнедеятельности - работников, работодателей, государства, необходимое при определении приоритетов, целей и задач развития;

2) широкая область взаимодействия субъектов социального партнёрства, получающая свою институционализацию в целом ряде законодательных актов, формирующих институциональную структуру российской экономики и определяющих её развитие и, как следствие, социально-трудовых отношений;

3) функциональная способность снижать перераспределительный эффект от деятельности групп особых интересов и выработка коллективных действий, направленных на повышение эффективного использования ресурсов экономическими агентами.

Существующие дисфункции института социального партнёрства обуславливают создание условий реализации им потенциала института развития, в числе которых конкретизация содержания региональных институциональных форм социального партнёрства, контроль и санкции за девиантное поведение его субъектов.

Принципиальная значимость для экономики регионов и страны в целом института развития рынка труда аргументируется комплексностью проблем рынка труда и многоаспектностью задач по обеспечению его перспективной динамики, решение которых обуславливает необходимость консолидированных действий ряда институтов, а именно, института передачи прав собственности на услуги труда, зарплатообразования, охраны труда, институтов мобильности, развития трудового потенциала (накопления человеческого капитала). Согласование и взаимоувязка таких действий логично вписывается в рамки деятельности института развития рынка труда. Однако и в этом случае необходимо выделить те условия, соблюдение которых позволит перейти от декларативности к действенности и результативности функционирования института развития рынка труда. К таковым могут быть отнесены: 1) вид и метод разработки институциональных форм; 2) их согласованность с утвержденными стратегическими индикаторами экономического развития регионов.

1.Институциональными формами развития рынка труда являются целевые программы. Отсюда значимость разработки соответствующих программ на основе методологии программно-целевого планирования, с включением обязательных блоков: аналитического, прогнозного, функционального, методического. В данной статье мы лишь схематично остановимся на возможном содержании обязательных блоков целевых программ развития рынка труда. На наш взгляд аналитический блок программы должен содержать интепретацию:

1) динамики основных показателей социально-экономического развития региона (ВРП, абсолютные или индексные показатели по видам экономической деятельности, инвестиции, численность экономически активного населения, доходы населения и т.д.);

2) экономической активности населения (демографические тенденции, уровень и структура экономической активности населения, неформальной занятости); спрос на труд (динамика принятых работников, потребность предприятий и организаций в работниках, численность граждан, ищущих работу, в том числе в профессионально-квалификационном и территориальном разрезе; предложение труда (динамика численности безработных по определению МОТ, уровень общей безработицы, количество заявленных вакансий в профессионально-квалификационном и территориальном разрезе, показатели напряженности на рынке труда);

3) оплаты труда (минимальная оплата труда, среднемесячная номинальная и реальная зарплата по видам экономической деятельности, отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности к среднероссийскому уровню, динамика просроченной задолженности по зарплате и т.д.);

4) условий труда (удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, по воздействующим факторам, видам экономической деятельности и полу; травматизм и профессиональные заболевания; численность пострадавших при несчастных случаях);

5) мобильности и миграционных процессов (прием и выбытие работников по видам экономической деятельности и в территориальном разрезе, выбытие работников по причинам по видам экономической деятельности и в территориальном разрезе; численность работающих иностранных граждан, распределение численности работающих иностранных граждан по видам экономической деятельности и территориям);

6) развитие трудового потенциала (подготовка специалистов и квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионального образования, выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по группам специальностей и направлениям подготовки, выпуск квалифицированных рабочих учреждениями начального профессионального образования по профессиям,

профессиональное обучение безработных граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости)

Основное содержание прогнозного блока должны составлять прогнозы спроса и предложения рабочей силы на основе вариантов прогноза экономического развития региона, демографических, миграционных процессов в профессиональном и территориальном аспектах, оценка баланса спроса и предложения. В содержание функционального блока включаются планируемые действия, целевые индикаторы и показатели, объемы финансирования в рамках институтов социально-трудовых отношений:

1) передачи прав собственности на услуги труда совместно с институтом контроля: мероприятия по легализации занятости;

2) охраны труда: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и приведение их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, вывод рабочих мест с плохими условиями труда, совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда, подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда, совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения;

3) зарплатообразования: повышение минимального и среднего уровня заработной платы, корректировка межотраслевых деформаций в оплате труда;

4) межфирменной, внутренней территориальной и международной мобильности: развитие негосударственных агентств занятости, системы информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах РФ; стимулирование трудовой мобильности путем адресной поддержки переселяющихся в другую местность (в том числе в сельскую местность) в целях трудоустройства; содействие по адаптации трудовых мигрантов из других регионов; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; формирование заявок работодателей на иностранную рабочую силу и определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

5) занятости: снижение структурной безработицы, фрикционной безработицы; меры по борьбе с застойной безработицей; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, реализация адресных мер по содействию занятости населения моногородов, в которых сохраняется высокий уровень безработицы; формирование механизмов защиты от безработицы на основе внедрения принципов добровольного страхования на случай потери работы; расширение информационной базы региональных банков вакансий за счет более полного предоставления работодателями данных о свободных рабочих местах, в том числе в других субъектах Российской Федерации и т.д.

6) развития трудового потенциала: подготовка кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии со структурой спроса, развитие форм сотрудничества субъектов системы образования, науки и бизнеса, совершенствование инфраструктуры образования и т.д.

Методический блок должен содержать методику сбора исходной информации, прогнозирования, расчета целевых индикаторов и показателей, оценки социально-экономического эффекта реализации программы.

2. Разрабатываемые программы должны быть увязаны с утвержденными стратегическими индикаторами экономического развития регионов с точки зрения бюджетов, поскольку отсутствие реального финансирования является главной причиной декларативности данных институциональных форм. Эффективность воплощения институциональных действий существенным образом будет зависеть от достоверности и реалистичности стратегических решений, сформированных механизмов реализации и контроля.


Литература:

1. Киндзерский, Ю. Институты развития: принципы формирования и проблемы использования в экономических преобразованиях./ Ю. Киндзерский. // Общество и экономика, 2010, №7, C. 57-78.

2. Сулакшин, С.С., Сафонова Ю.А. Об институтах развития в России. / С.С. Сулакшин, Ю.А. Сафонова // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. М.: Научный эксперт, Выпуск № 15, 2010, 32 с.

3. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: Национальный доклад. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008, 168 с.

4. Петрикова, Е.М. Институты развития как факторы экономического роста. [Электронный ресурс]// URL:http://institutiones.com/investments/1180-instituty-razvitiya.html (дата обращения 25.06.2011)

5.Паппэ, Я., Дранкина, Е. Как развивают Россию./ Я.Паппэ, Е. Дранкина. // Деньги, 2008, №36 (691) [Электронный ресурс]// URL: http://www.kommersant.ru/doc/1024272?isSearch=True (дата обращения 17.08.2011)

6.Круглый стол «Вклад институтов развития в реализацию стратегических приоритетов Российской Федерации» 23 марта 2011 г. [Электронный ресурс]// URL: http://www.ng.ru/economics/2011-03-24/4_goscorp.html (дата обращения 13.08.2011)

7. Карпушкина, А.В. Институты социально-трудовых отношений: структурно-функциональный анализ. /А.В.Карпушкина.// Человек и труд, 2011, №.1 С. 46 -49.

Основные термины (генерируются автоматически): институт развития, социальное партнерство, институт, развитие, Россия, трудовой потенциал, экономический рост, экономическое развитие регионов.

Похожие статьи

Педагогические основы развития социально-активной личности

Институциональные основы государственной политики регулирующего воздействия

Перспективные пути эффективного использования трудового потенциала в условиях модернизации экономики

Проблемное поле выбора оптимальных условий и методов мотивации профессиональной деятельности педагогических работников

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Актуальные вопросы создания системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Экономические особенности социальной сферы в организации расширенного воспроизводства человеческого потенциала

Социально-экономическое значение производственных отношений в условиях рыночной экономики

Собственность и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Похожие статьи

Педагогические основы развития социально-активной личности

Институциональные основы государственной политики регулирующего воздействия

Перспективные пути эффективного использования трудового потенциала в условиях модернизации экономики

Проблемное поле выбора оптимальных условий и методов мотивации профессиональной деятельности педагогических работников

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Актуальные вопросы создания системы экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Экономические особенности социальной сферы в организации расширенного воспроизводства человеческого потенциала

Социально-экономическое значение производственных отношений в условиях рыночной экономики

Собственность и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя