Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 11. Изобразительное искусство

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, июнь 2018)

Дата публикации: 23.03.2018

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Киселева Н. Е. Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 28-36. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/292/14014/ (дата обращения: 22.10.2018).



Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразительное творчество имеет немаловажное значение в системе изобразительных искусств наряду с творчеством профессиональных художников. В последнее время не только в крупных городах России, но и в регионах растет интерес к народному изобразительному творчеству: проходят выставки самодеятельного изобразительного творчества, на которых представляются самые разнообразные жанры и техники живописи, множество художественных направлений живописи, что делает актуальным исследование любительской живописи Владимира Федоровича Каклеева.

Ключевые слова: живописные произведения, творчество, художник-любитель, региональный компонент, жанр, история.

The painting of the resident of Chelyabinsk V. F. Kakleyev, as representative of amateur graphic works of amateur artists of the Southern Ural region — the integral component of art activity of painters of the Urals is considered. Folk graphic art is important in the system of the fine arts together with works of professional artists. Recently, interest grows to folk graphic art not only in the large cities of Russia, but also in regions: there take place exhibitions of amateur graphic creativity at which different genres and technology of painting are presented; it is a lot of art directions of painting. It is makes actuality study painting of amateur artist Vladimir Fedorovich Kakleyev.

Key words: paintings, art, artist, Amateur, regional component, genre, history.

Искусство — не роскошь.

Это великая радость жизни, её вкус, её краски, её аромат…

Александр Бенуа

Творчество художников-любителей Южно-Уральского региона составляет неотъемлемый компонент художественной деятельности живописцев Урала и имеет немаловажное значение в системе изобразительных искусств наряду с творчеством профессиональных художников.

Обращение к изобразительному творчеству немалого количества любителей позволяет свободная доступность художественных материалов. В последнее время не только в крупных городах России, но и в регионах растет интерес к народному изобразительному творчеству: проходят выставки самодеятельного изобразительного творчества, на которых представляются самые разнообразные жанры и техники живописи, множествохудожественных направлений живописи. Особое внимание привлекают работы авторов, где стилистика близка к народным основам искусства и «наивному», иначе –инситному, направлению, что делает актуальным исследование данной работы (1).

Во второй половине ХХ — начале XXI века в городах Челябинске (изостудия Народного университета «Палитра» при народном университете общества «Знание», 2006 г.) (2), Златоусте, Миассе («домашняя» студия «Настроение», 2015 г.) организовываются клубы и студии, необычные школы живописи для самодеятельных художников (3). Это люди, не имеющие профессионального художественного образования: бывшие военные, инженеры, врачи и учителя, которые с детских лет увлекались рисованием, но с возрастом выбрали себе совсем другие профессии. Эта увлеченность таилась в глубине их души и только в определенное время, выйдя на пенсию, некоторые позволяют себе заняться художественным творчеством. В данном регионе существует немало таких людей — художников-любителей. К ним относится и Владимир Федорович Каклеев. Художнические наклонности и увлеченность рисованием пробудились у Владимира Федоровича рано, но реализовать в полную силу свои способности ему удается лишь в более позднее время, находясь на пенсии.

Живописные произведения Владимира Федоровича Каклеева представляют пример самодеятельного изобразительного творчества. Здесь пейзажи: и фольклорного Урала, и Горного Алтая,

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Хребет Таганай. Шейхан – смотритель Урала. 2001. 30х40. Х.,м..jpg

Хребет Таганай. Шейхан — смотритель Урала. 2001. 30х40. Х.,м.

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Горный Алтай, 2017. 30х40. Х.,м..JPG

Горный Алтай, 2017. 30х40. Х.,м.

и городские ведуты города Черняховска (Инстербург),

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Инстербург. Лютеранская церковь (Разрушена в 1975 году). 2016. 30х40. Х.,м..JPG

Инстербург. Лютеранская церковь (разрушена в 1975 году). 2016. 30х40. Х.,м.

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Горбатый мостик на реке Анграпа в городе Черняховске (Инстербург) , 2016. 30х40. Х.,м..JPG

Горбатый мостик на реке Анграпа в гор. Черняховске (Инстербург), 2016. 30х40. Х.,м.

и мотивы фэнтези,

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Земля. Фэнтези. 2005. 30х40. Х.,м..JPG C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Затерянный город, 2016. 40х60. Х.,м..JPG

Земля. Фэнтези. 2005. 30х40. Х.,м Затерянный город, 2016. 40х60. Х.,м.

C:\Users\dns\Desktop\Каклеев В.Ф.14.01.2018.JPG

Летучий Голландец, 2017. 30х40. Х.,м.

и живописное изображение Лотоса — в мифах и легендах разных народов лотос считается символом чистоты, красоты, целомудрия, познания своего внутреннего мира.

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Раннее утро лотоса, 2015. 30х30. Х.,м..JPG

Раннее утро лотоса, 2015. 30х30. Х.,м.

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Лотос – чарующий, 2015. 30х30. Х.,м..JPG

Лотос чарующий, 2015. 30х30. Х.,м.

Многие художники считают своей главной задачей отразить красоту этого мира, гармонию природы и ее умиротворенность — не лишены этого и пейзажи В. Ф. Каклеева.

К каждой теме автор относится с особым трепетом, передавая свои эмоции и зрителю. Пейзаж — один из любимых жанров В. Ф. Каклеева, будь то ландшафтный пейзаж или городской. Несмотря на то, что при первом взгляде на полотна кажется все просто: голубые небеса в облаках, сочная зелень елей и сосен, синяя гладь воды, автору удается передать величие природы, ее мощь и силу, всю красоту природы. Он тонко чувствует гармонию природы и талантливо выражает свои ощущения в картинах.

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Магическая гладь воды в горах. 2010. 40х50. Х.,м..JPG

Магическая гладь воды в горах. 2010. 40х50. Х.,м.

Пейзаж любителя-живописца легок для понимания, повествователен и подробен в деталях. Но его визуальная простота ни в коей мере не говорит о его примитивности и бездушности. Напротив, художник строит образ природы, дотошно вникая во все подробности, добиваясь точности в характеристике, которыми сам ее наделил. Художник становится соавтором природы в созидании красоты.

Исследования отечественных искусствоведов отмечают, что пейзажи реалистического направления в самодеятельном творчестве — явление распространенное и закономерное. Многие непрофессиональные живописцы стремятся овладеть мастерством и классическими приемами изобразительного искусства. Природный талант и приобретенный опыт в классическом искусстве дают возможность любителю изобразительного творчества вырасти в мастера, имеющего полное право на звание художника, а индивидуальность каждого придает творчеству особую неповторимость и самобытность (4), что вполне присуще изобразительному творчеству Владимира Федоровича. Несомненно, что в своих работах В. Ф. Каклеев будет постигать тот художнический опыт, который позволит ему встать в один ряд с мастерами художниками-профессионалами.

Исследование живописной коллекции В. Ф. Каклеева — представителя любительского изобразительного творчества — демонстрирует современное состояние художественного самодеятельного творчества Челябинска конца второй половины ХХ — начала XXI века во всей его полноте: многообразие пластическо-живописных форм, жанрово-тематического содержания, авторских индивидуальностей, эстетических представлений. Все это присуще и отражено в содержании художественного собрания Владимира Федоровича Каклеева. Его яркая, полнокровная, насыщенная событиями жизнь военного летчика, заботливого семьянина и добросовестного труженика в гражданской сфере позволит нам увидеть и оценить еще немало интересных работ, привлечет внимание региональных искусствоведов к его творчеству для изучения и популяризации любительского изобразительного творчества на Южном Урале.

Творческие работы Владимира Федоровича Каклеева

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Одинокая сосна. 2008. 30х40. Х.,м..JPG C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\. Тайна казны Тамплиеров, 2010. 30х40. Х.,м..JPG

Одинокая сосна. 2008. 30х40. Х.,м. Тайна казны Тамплиеров, 2010. 30х40. Х.,м.

C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Замок в горах. 2014. 30х40. Х.,м..JPG C:\Users\dns\Desktop\Работы Каклеева В.Ф\Лотосы, 2015. 30х30. Х.,м..JPG

Замок в горах. 2014. 30х40. Х.,м. Лотосы, 2015. 30х30. Х.,м.

Графика

C:\Users\dns\Desktop\Зарисовки к композиции СТАРАЯ МЕЛЬНИЦА.JPG

Зарисовки к композиции «Старая мельница», 2017. 30х40. Б., Графитный карандаш.

C:\Users\dns\Desktop\IMG_2643.JPG

Старая мельница, 2017. 30х40. Б., Графитный карандаш.

C:\Users\dns\Desktop\Зарисовки к копозиции Хранитель Урала.JPG

Зарисовки к композиции Хребет Таганай. Шейхан — смотритель Урала

C:\Users\dns\Desktop\УРАЛ.JPG

Зарисовки к композиции «Одинокая сосна» 2001 г.

C:\Users\dns\Desktop\БЫВАЛЫЙ ПЕНЬ.JPG C:\Users\dns\Desktop\ЗАРИСОВКИ НА ПЛЕНЕРЕ.JPG

Пленерные работы. 2016. Б., графитный карандаш. 30х40

C:\Users\dns\Desktop\ДОКУМЕНТЫ\КАКЛЕЕВ В.Ф\Венецианский канал.2018. 40х60 Х., м. (в работе).JPG

Владимир Федорович Каклеев (08.10.1955 г.). Челябинск, 2018 г.

На тематической выставке, посвященной самодеятельным художникам города Челябинска, В. Ф. Каклеев представил несколько своих работ, которые были замечены Санкт-Петербургскими ценителями искусства и приобретены в частную коллекцию в 2001 году.

Литература:

  1. Киселева Н. Е. Живопись. Владимир Каклеев: [каталог] — Барнаул, 2017.
  2. https://www.cheltv.ru
  3. https://mediazavod.ru/articles/daily/drugie-rubriki/tendentsii/132500/
  4. Кулижникова Н. П. Художники-любители / http://cultinfo.ru/art/
Основные термины (генерируются автоматически): самодеятельное изобразительное творчество, владимир, народное изобразительное творчество, графитный карандаш, изобразительное творчество, любительское изобразительное творчество, неотъемлемый компонент, последнее время, горный Алтай, Южно-Уральский регион.

Похожие статьи

Развитие художественного образования в области народного...

Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

В рамках исследования детского изобразительного творчества считаю целесообразным рассмотреть такой художественно-изобразительный феномен, как взаимовоздействие детского и взрослого изобразительного искусства.

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности. Чтобы приобщить детей к духовным ценностям общества нужно в первую очередь сформировать...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

Эмоционально-чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей. Рассмотрим ее значение в изобразительном искусстве младших школьников.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство

Познание народного творчества позволяет раскрыть национальные особенности представлений об окружающем мире.

Развитие творческих способностей детей через изобразительную...

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, 2006 г. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках...

В детском изобразительном творчестве детей младшего школьного возраста... Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном... Эмоционально-чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие художественного образования в области народного...

Подобно другим направлениям изобразительного искусства, народное творчество вводит ребенка в мир во всей его красоте и полноте, учит его любить родной край и беречь природу, прививая нравственные ориентиры.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры.

Воздействие мирового искусства на детский рисунок и влияние...

В рамках исследования детского изобразительного творчества считаю целесообразным рассмотреть такой художественно-изобразительный феномен, как взаимовоздействие детского и взрослого изобразительного искусства.

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

Дошкольное детство — это важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, нужные взрослому человеку в любом виде деятельности. Чтобы приобщить детей к духовным ценностям общества нужно в первую очередь сформировать...

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

Эмоционально-чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей. Рассмотрим ее значение в изобразительном искусстве младших школьников.

Развитие воображения в изобразительной деятельности детей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Творческая деятельность как основа формирования...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство

Познание народного творчества позволяет раскрыть национальные особенности представлений об окружающем мире.

Развитие творческих способностей детей через изобразительную...

Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, 2006 г. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т. Г. Казакова Гуманитар.

К вопросу об использовании графических материалов на уроках...

В детском изобразительном творчестве детей младшего школьного возраста... Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном... Эмоционально-чувственная сторона творчества чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления детей.

Задать вопрос