Авторы: Дородных Анна Алексеевна, Кузнецова Кристина Вячеславовна

Рубрика: 10. Теория и методология искусства и проблемы искусствоведения

Опубликовано в

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 07.07.2017

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Дородных А. А., Кузнецова К. В. Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности в методологии архитектурного проектирования [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12745/ (дата обращения: 12.12.2017).



Широко известно, что метод как способ решения конкретной задачи — это совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Методика же — это последовательность выполнения определенных действий для решения поставленного задания в рамках определенного метода. Методология архитектурного проектирования (по определению Ю. Евреенова) — это, отдельное направление науки, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической архитектурной деятельности, необходимая для изучения в художественных и технических вузах. К методологии архитектурного проектирования можно отнести совокупность средств, приемов, принципов и подходов, которые нашли применение в разных видах архитектурной деятельности. Методы архитектурного проектирования могут быть различными, в зависимости от индивидуальности личности архитектора, но в целом именно они определяют творческий метод архитектора, его авторский почерк.

Одним из базовых методов, применяемых на практике, является метод ассоциаций на этапе формирования идеи. Ассоциативные образы, формирующиеся в памяти человека на протяжении всей его жизни, помогают архитектору решать поставленные задачи. Взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления, приведение его мыслительного аппарата в постоянную «боевую готовность» — одна из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. [1]

В отличие от репродуктивной формы архитектурно-проектной деятельности, направленной на получение известного результата известными средствами путем повторения привычных схем действия, т. е. следования стандарту, образцу, продуктивная деятельность характеризуется переходом к иному методу проектирования, опирающемуся не на морфологические структурные свойства объекта, а на его социально-культурное содержание, на своеобразие функционального назначения, на идеологическую значимость, художественные задачи, а также на проблематизацию проектной ситуации.

Особенность учебной архитектурно-проектной деятельности состоит в том, что в ней репродуктивные и продуктивные компоненты деятельности особым образом сочетаются, педагогу необходимо развивать в студентах как репродуктивный тип мышления, так и продуктивный. Разработка нового замысла на первых этапах приводит к менее совершенному результату и сопряжена с преодолением больших трудностей и противоречий, чем при заимствовании известной схемы. Поэтому в дидактическом отношении поиск своеобразного решения повышает творческую активность студента. Одним из приемов развития мыслительной деятельности студентов давно стал именно метод ассоциаций, детально исследованный Б. Г. Бархиным [2] Этот метод является одним из способов формирования идеи и направлен на поиск ассоциаций, имеющих отношение к теме. Ассоциации по смежности, сходству и контрасту, почерпнутые из ассоциативного фонда, хранящегося в памяти студента, связываются между собой в соответствии с логикой данной архитектурной системы. Эта логика делает ассоциации опорой продуктивной преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.

«Архитектура не профессия, а образ мышления» — этот афоризм Ле Корбюзье позволяет оценить значение развития ассоциативного мышления как необходимого инструмента при получении студентом архитектурного образования. Мысль архитектора облекается в форму зрительно-образных представлений. Уменье мысленным взорам охватить всю квартиру в целом — «панорамность», целостность восприятия и способность к «свертыванию» цепи рассуждений с заменой их одним обобщающим понятием — образом являются специфическими особенностями творчества архитектора. Для зодчего характерно продуктивное дивергентное мышление, направленное на создание нового, в отличие от конвергентного мышления, остающегося в рамках Формальной логики. Архитектора отличает также гибкость мышления, легкость ассоциирования и уменье увидеть путь к решению, используя информацию, не имеющую прямого отношения к проблеме — «боковое мышление», уменье отказаться от замысла, не сулящего успеха, и быстро переключаться с одних явлений на другие.

В общем понимании, ассоциация — это образ, возникающий в сознании человека при воздействии внешнего раздражителя, которым может выступать звук, запах, мелодия, какой-то визуальный объект. При этом обязательным явлением становится формирование новых связей в сознании.

Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума творческого человека — архитектора, дизайнера, художника и т. п., позволяющая ему креативно мыслить и производить обобщение и абстрагирование

Важным моментом в обучении архитекторов является развитие ассоциативного мышления путем творческих заданий, наблюдения за работой мастеров и за ходом их мыслей, оформленных в архитектурных эскизах зданий от зарождения мысли до воплощения.

Ярким примером ассоциативного мышления творческого человека могут служить работы художника-графика Пабло Херреро (Pablo S.Herrero), работы которого основаны на ассоциативном методе [3].

http://1.bp.blogspot.com/_ZrvXFPoutio/TCYd8a-fSPI/AAAAAAAACOE/yTO-D-kjnfs/s640/huesca5.jpg

Рис. 1. Работы художника-графика Пабло Херреро, иллюстрирующая ассоциативное мышление

Что касается классификации ассоциаций, то они могут быть внутренними (связанными с внутренним миром человека и объединяющие различные стороны психических процессов) и внешними (ассоциации, возникающие как отражение в сознании взаимосвязи различных сторон и качеств физического мира) и организуются по сходству, контрасту и смежности (В. С. Кузин). В процессе творческой работы на этапе возникновения архитектурно-художественного замысла могут возникнуть прямые (связанные с получением изображений, соответствующих главной образной идее), косвенные (дополняющие основной изобразительный мотив новыми образами), спонтанные и запланированные ассоциации.

Объекты ассоциативных связей охватывают самые различные сферы жизни, деятельности, культуры и внутреннего мира человека. «В прошлом зодчие вдохновлялись образцами природы либо интерпретировали архитектурно-строительные мотивы. Сегодня арсенал источников безграничен и опирается на визуальные аналоги, заимствованные у науки, искусства, техники, живой и неживой природы, жизненных ситуаций», — констатирует В. Т. Шимко. Для учебной деятельности по поиску оригинальных архитектурных идей, связанных с образными ассоциациями, необходимо освоение методов и технологических приёмов, способствующих не только решению частно предметных архитектурных задач, но и развитию креативных способностей личности в целом. Известный американский психолог А. Маслоу в этой связи отмечал, что обучение через творчество может стать альтернативой всем другим видам обучения. Идеи креативного образования детерминировали педагогический интерес к творческим (эвристическим, креативным) методам обучения. Работа с ассоциациями требует поиска ярких вербальных характеристик образных интерпретаций, раскрепощения творческого воображения в процессе погружения в открытый поток сознания. Поэтому поисковую работу над эскизами к композиции, изображающей архитектурный ансамбль, насыщенный ассоциативными мотивами, предваряет метод свободных ассоциаций (Ф. Гальтон, З. Фрейд и др.). Метод свободных ассоциаций способствует раскрытию образной концепции композиции. Этот метод представляет собой самопроизвольное изложение сюжетов, приходящих на ум, вне зависимости от их рациональности и объективности. Подборка слов, невольно всплывших в сознании в процессе осмысления задачи, может натолкнуть на случайные находки нестандартных её решений [4].

Выбор методики, на которой строится обучение архитектурному проектированию — основной дисциплине в обучении студента-архитектора, должна исходить из анализа профессиональной архитектурной деятельности и эффективных приемов и методов творческой деятельности.

С точки зрения раскрытия механизма творческого мышления особый интерес представляет начальный период проектной деятельности. Процесс архитектурного творчества оставляет реальные следы в виде эскизов, рабочих моделей-макетов, раскрывающих движение мысли от замысла к исполнению. Архитектор-педагог А. Степанов отмечает, что с момента получения задания на проектирование деятельность студента-архитектора целенаправленна. На первом этапе творческого мышления его основная функция — выдвижение исходной идеи или гипотезы, определяющей активное отношение к имеющейся информации, обеспечивающей единство замысла и организующей процесс дальнейшего поиска (в профессиональном творчестве — исходная проектная ситуация). Обычно выдвигаются сразу несколько конкурирующих идей. Примером могут служить эскизы студентов-архитекторов, которые они выполняют в ходе изучения дисциплины «Методология проектирования», иллюстрирующие поиск идей и проверку их на реализацию в заданных условиях с учетом имеющихся средств. Наброски в дальнейшем позволяют студенту остановиться на одной из идей, атак можно проследить рождение и формирование идеи, формы и даже материала и цвета будущего здания. После детальной проработки эскизов, на первый взгляд не связанных с архитектурной, творческий процесс идет в направлении конкретизации исходного замысла, его содержательного наполнения и развертывания. Причем первичный творческий импульс позволяет улавливать полезные, с точки зрения цели, данные из условий задачи, взвешивать ресурсы и объединять их в одно смысловое целое.

Рис. 2. Учебные работы студентов-архитекторов 2 курса ЮЗГУ, иллюстрирующие творческий поиск путем метода ассоциации (преп. — Дородных А. А.)

Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов протекает различно. Известно, например, что у А. Бурова и К. Мельникова, столь разных по творческому методу архитекторов, мысленная модель предшествовала выполнению набросков. Они обладали живым воображением и способностью действовать «в уме», комбинировали и конструировали свои идеальные образные модели длительное время в уме, ничего не рисуя на бумаге. У архитектора Ле Корбюзье материализация архитектурного образа в набросках сопутствует мыслительному процессу. Его наброски нередко сопровождаются надписями, утверждающими определенный тезис или носящими полемический характер. Наброски архитектора-педагога В. Кринского к своим проектам, которые относятся к периоду становления новой архитектуры, характеризуют развитие художественного образа последовательно, поэтапно — от наброска к наброску [5].

Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что методика архитектурного проектирования является важной ступенью в обучении архитекторов, а изучение конкретных методов необходимо выполнять на практике, давая студентом задания для развития их творческого мышления. Ассоциативное мышление, развитое на начальном этапе обучения, помогает в будущем быстрее решать вопросы архитектурного поиска проблемы организации архитектурной среды и влияния архитектурного пространства на человека. Все эти вопросы представляют интерес для архитекторов и архитекторов-педагогов; являются важнейшими в профессиональной архитектурной деятельности, равно как и в процессе профессионального обучения студентов–архитекторов как в художественных, так и в технических вузах.

Литература:

  1. Вырезкова А. В. Сравнение метода ассоциации и бионического метода в проектировании // Строительство и архитектура/1. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2016/Stroitelstvo/1_206298.doc.htm
  2. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования: учеб.-метод. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Стройиздат, 1993. — 224 с.
  3. Pablosherrero.com. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lasogaalcielo.blogspot.ru/
  4. Левин И. Л. Выполнение ассоциативных архитектурно-графических композиций в контексте креативной парадигмы образования // Педагогика искусства. Институт художественного образования и культурологии РАО (Москва). — 2014. С. 127–135.
  5. Никитина Н. П. Творческий процесс в архитектурном проектировании // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19405
Основные термины (генерируются автоматически): архитектурного проектирования, архитектурной деятельности, методологии архитектурного проектирования, ассоциативного мышления, творческого мышления, профессиональной архитектурной деятельности, метод ассоциаций, открытию новых отношений, мыслительной деятельности, ассоциативного мышления творческого, Режим доступа, Методология архитектурного проектирования, практической архитектурной деятельности, видах архитектурной деятельности, Электронный ресурс, Методы архитектурного проектирования, архитектурно-проектной деятельности, этапе творческого мышления, Методика архитектурного проектирования, развития ассоциативного мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос