Покадровая съемка как прием показа динамики объектов и процессов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цибанова, Н. Н. Покадровая съемка как прием показа динамики объектов и процессов / Н. Н. Цибанова, Ю. А. Шинкарюк. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 82-91. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7740/ (дата обращения: 17.12.2024).

В статье рассматривается вопрос о новом творческом приеме для фотографов и видеооператоров. Авторы исследуют прием таймлапс как одну из технологий по сжатию времени при получении изображения. Итогом статьи является определение покадровой съемки как перспективного направления в создании материалов для современных СМИ и авторских фото и видеоработ.

Ключевые слова: кадр; съемка; время; таймлапс; покадровая съемка; видеосъемка; монтажная съемка; последовательная фотография.

 

Только время не теряет времени.

Жюль Ренар (французский писатель, 1864–1910)

 

Мир ускоряется, время становится самым дорогим товаром на рынке труда и идей. Для эфирных проектов (телевидение, радио) время является ограничивающим творчество фактором, так как за каждую секунду демонстрации приходится платить. Поэтому постоянно идет поиск форматов, способов, технологий, с помощью которых можно сжать временную составляющую в материалах, показать ее по-другому, без ущерба для задумки. Особую актуальность сжатие времени представляет для фотографов и операторов, — им важно уместить идею в ёмкое и краткое содержание без творческих потерь.

Таймлапс довольно интересная техника, находящаяся на грани фото и видео. В последнее время она приобрела заметную популярность, не смотря на то, что эта техника существует уже десятки лет. Раньше таймлапс применялся в основном для съемки и изучения объектов (предметов) и медленно протекающих процессов (от латинского processus — «течение», «ход», «продвижение») для использования в научных целях. Правда, называли его по-другому — покадровая съемка или съемка с интервалом.

Обратимся к словарю. Покадровая видеосъемка — это «разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм съёмочного оборудования выключен, а экспозиция и последующая смена кадра осуществляется периодически; это замедленная киносъёмка или фотосъёмка с точным количеством кадров в минуту» [2, c.487].

Покадровая видеосъемка известна ещё и как цейтраферная съёмка. От немецкого слова «zeitraffer», «zeit» — время, «raffen» — буквально собирать, выхватывать, упорядочивать. В англоязычных странах данную съемку называют time-lapse. Все прекрасно знают, что первое слово в этой связке переводится как «время». Второе слово употребляется в нескольких значениях в семантической категории «время»: «течение, ход времени» или «время течет, проходит» [1, c.134]. Исходя из английского названия рассматриваемой нами видеосъемки, следует, что покадровая съемка — это способ «ухватить, поймать время». Time-lapse целиком построен на динамике в кадре, причем динамике последовательной. Иначе теряется вся суть.

Давайте разберемся сначала с первой составляющей понятия. Итак, время — это спорное и неоднозначное явление, которое сопровождает человека от истории создания человечества до сих пор. Время существовало всегда, оно было и до появления человека, и до появления вселенной. Впервые о категории времени стал говорить ещё Аристотель. Очень интересно, что древнегреческий философ избегает слова «время», когда говорит об этой категории. Он говорит о том, что время — это ответ на вопрос «когда?». Это не длительность, это не философская категория. Это ответ на вопрос «когда?». И этот ответ на вопрос «когда?» дать иногда очень трудно. Потому что на вопрос «когда?» можно ответить по-разному. Можно сказать «никогда» или «всегда». Вот эти две крайности, «никогда» и «всегда», говорят о том, что время является для нас загадкой. И мы всю жизнь пытаемся эту загадку разгадать. До самого конца своего времени. И когда такая бескрайняя загадка стоит перед человеком, перед человеческим обществом, перед людьми, они на этот вопрос дают очень разнообразные ответы.

Категория времени непосредственное отношение имеет к покадровой съемке. Покадровая съемка сама по себе изменяет привычное для нас понятие времени. Оператор, применяя покадровую съемку, как бы борется со временем, ломает его, — то замедляет, то ускоряет. Поэтому необходимо понять, как меняется масштаб времени при использовании покадровой видеосъемки.

Теперь о «перетекании». Масштаб времени — это количественная мера ускорения или замедления, то есть отношение скоростей проекции и съёмки. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным темпом процесса на экране. Такое ускорение получается при съемке с частотой 12 кадров в секунду. Для получения большего масштаба необходима ещё более низкая частота съёмки вплоть до покадровой. С её помощью достижим произвольный масштаб времени, вплоть до десятилетий за одну секунду.

Замедленная киносъёмка может осуществляться камерами общего назначения, имеющими регулировку частоты кадров, например, с 24 стандартных до 4 кадров в секунду.

Покадровая видеосъемка с интервалами применяется в фильмах, показывающих в ускоренном темпе протекание каких-либо чрезвычайно медленных процессов. Например, программы на телеканале BBC о дикой природе. Такая съемка производится с помощью устройства, которое автоматически задает съемку по одному кадру через определенные, установленные заранее интервалы времени. В том случае, если это профессиональная съемка. Оператор-любитель может сам руководить этим процессом, если у него довольно простая камера.

В зависимости от скорости развития явления или протекания процесса могут потребоваться самые различные интервалы времени, через которые камера должна снимать по одному кадру. Чем длиннее интервалы, тем меньше кадров будет отснято, и тем быстрее будет протекать процесс перед глазами зрителей на телеэкране.

Если процесс, который нужно заснять, длится Т1 секунд, а течение его нужно показать на экране за Т2 секунд, то интервалы между съемками кадров определяются по следующей формуле:

T2 (25 + n),

где n — число кадров, укладывающееся в отрезок съемочного времени, равный 1, 1/2 или 1/4 с.

Пример [3]. Процесс распускания цветка длится 2 часа (7200 с), время показа его на экране 10 секунд при частоте смены кадров 25 кадров/с. С какими интервалами нужно производить покадровую съемку? Определяем интервал: движение на экране при этом будет ускорено в T1/T2 = 7200: 10 = 720 раз. Для покадровой видеосъемки с интервалами требуется соблюдение одного важного условия. Освещенность объекта съемки не должна изменяться на протяжении всего процесса до полного его завершения. Если это условие будет нарушено, то эффект одномоментной съемки будет нарушен.

В современном мире людям не хватает времени ни на что. Мы настолько заняты удовлетворением своих потребностей (физиологических, потребности в безопасности, потребности в уважении, потребности в реализации) [4, c.23], что у нас нет времени для полного осознания красоты окружающего мира. Покадровая видеосъемка — это один из множества способов, с помощью которого человек может постичь и осмыслить многообразие нашего прекрасного мира. Однако, это ещё и особое мастерство оператора: применить свои знания на практике для извлечения отлично выстроенных кадров в смысловую цепочку.

Для того чтобы изучить покадровую видеосъемку изнутри, нам необходимо познакомиться еще с некоторыми понятиями. Начнем с понятия «кадр» — основополагающего «кирпичика» в изучаемом нами явлении. В толковом словаре Д. Н. Ушакова указано: «(франц. Cadre — кино). 1.Отдельный снимок на кинопленке. 2.Участок кинофильмы, занятый отдельной сценой, какой-нибудь деталью картины» [5, c.364]. Далее обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова: «1.Отдельное ограниченное определенными размерами изображение на фото- или кинопленке, на теле- или киноэкране, отдельный фотографический снимок. 2.Отдельный эпизод, сцена в кинофильме» [6, c.559]. И третий толковый словарь Т. Ф. Ефремовой говорит о кадре: «Отдельный снимок, отдельная сцена на кинопленке» [7, c. 388].

Итак, кадр — это самая маленькая единица не только в изучаемом нами явлении, но и во всем операторском мастерстве. Видеосъемка всегда начинается с кадра, — с одного запечатленного момента.

Из кадров, сцен и актов режиссёры и операторы создают определенный готовый продукт. Процесс создания фильма или видео называется видеосъемка. Видеосъемка — «процесс съемки фото- или видеокамерой» [8, c. 93]. А слово съемка без первого корня обозначает следующее: «работа, имеющая целью составить на плоскости точное, верное, полное и ясное изображение известного пространства местности с показанием как предметов физической природы (горы, реки), так и произведений человека (предметы искусства, дороги, строения)» [9, c. 604]. Это определение нельзя оставить в стороне. Оно раскрывает суть видеосъемки: воссоздать на экране точное и полное изображение действительности, при этом необходимо отметить главное условие покадровой съемки — последовательность. Значение слова Последовательный по словарю Д. Н. Ушакова следующее: 1. Непрерывно следующий, совершающийся один за другим; 2. Логически закономерный [6, с.]. Именно запись кадров происходящего одного за другим события (изменения) в жизни объекта или процесса является основой приема создания материалов с помощью покадровой съемки.

Рассмотри ещё одно понятие, которое имеет прямое отношение к покадровой видеосъемке. Покадровый монтаж — это соединение кадров в последовательности, наиболее точно раскрывающей суть монтируемого материала. Покадровым монтаж называется потому, что в том месте, где к одному видеофрагменту мы добавляем другой, мы фактически обрываем последний кадр первого видеофрагмента, и он сменяется тем кадром другого видеофрагмента, который мы сочли нужным «приклеить» к первому. А то место на получившейся в результате видеозаписи, где один фрагмент сменяется другим, вполне официально называется «монтажная склейка».

Интересный факт, что в терминологии профессиональных операторов есть и такое понятие, как «монтажная съемка». Это понятие скрывает под собой покадровую видеосъемку и раскрывает суть преимущества этого способа видеосъемки.

Изменение плана (крупности объектов в кадре) во время покадровой съемки невозможно, — теряется суть увиденного с одного места в короткое время. При скачкообразном поведении объектов внутри кадра невозможно получить целую картину динамики. Также неприемлемым является перестановка снятых кадров в монтаже, — только то, что происходило друг за другом, по очереди, можно склеивать в прямой или обратной последовательности. Соответственно, последовательная съемка и монтаж, соблюдение одной крупности в кадре являются приемообразующими методами для покадровой съемки, независимо от протяженности интервалов записи.

Теперь мы имеем представление о том, что такое покадровая видеосъемка. Это особый вид съемки, монтаж которого начинает осуществляться тогда, когда оператор включит и выключит камеру. То есть ещё в процессе съемки он может проводить монтаж. А это огромный плюс и огромное преимущества покадровой видеосъемки.

Итак, покадровая видеосъемка — это замедленная съемка. Есть и другие интересные способы съемок. Рассмотрим некоторые из них для выявления особенностей изучаемого нами способа съемок.

Самое банальное и простое деление видеосъемок на 3 категории выглядит так:

-        ускоренная видеосъемка;

-        замедленная видеосъемка;

-        покадровая видеосъемка.

И здесь разобраться довольно легко. При замедленной видеосъемке движение объектов на экране будет ускоренным. А при ускоренной — замедленным. Обыватель сразу задастся вопросом: «Как?». Такова особенность масштаба времени в видеосъемке.

Создать плавное замедленное или плавное ускоренное движение видеокамерой невозможно. Нет ещё таких видеокамер, которые бы смогли обманывать время. Эффект ускорения или замедления достигается уже в процессе монтажа, когда оператор или монтажер с помощью специальных программ добивается такого эффекта.

Стоит заметить, как раз-таки исключением из этого правила, что видеокамерой создать эффект замедления или ускорения невозможно, является покадровая видеосъемка. Такой видеосъемке управлять временем подвластно. Отдельные кадры снимаются в течение длительного времени с временными интервалами и возникает эффект замедления или ускорения.

Иллюзия замедленного или ускоренного движения в какой-то мере может быть достигнута при съемке видеокамерами, если на камере предусмотрена так называемая функция «Cain Up» [10]. При съемке движущегося объекта иллюзия непрерывного плавного замедленного движения создается за счет ощутимой размазанности движений.

Прием покадровой видеосъемки применяется очень широко: и для того чтобы во много раз ускорить движение, и для того чтобы «оживить» неодушевленные предметы. Все анимационные фильмы снимаются по кадрам. Многие операторы-любители пытаются научиться искусству покадровой видеосъемки. Покадровая видеосъемка набирает популярность, как среди операторов-профессионалов, так и среди любителей.

При воспроизведении фильма или видео, снятых с помощью покадровой видеосъемки, возникнет ощущение большой скорости происходящих на экране процессов. Самый популярный и распространенный пример покадровой видеосъемки — это процесс цветения растений. Когда на экране мы буквально за минуту можем увидеть весь жизненный путь растения, от зарождения до увядания. На самом деле, этот процесс в природе может занимать несколько месяцев или даже несколько лет.

Существует минус покадровой видеосъемки — это довольно трудоемкий и длительный процесс. Особенно если оператор распоряжается не профессиональной видеокамерой. Огромное количество нужно отснять перед тем, как приступить к монтажной склейке. Но если в видеокамере есть функция «стоп-кадр» или «моментальный снимок», с помощью которой камера снимает стоп-кадр из памяти изображения в течение 5–7 секунд, то процесс создание видеосюжета ускориться. Однако эта функция иллюзию движения не обеспечит. И за монтажным столом или компьютером будет ещё много работы.

Итак, особенностью покадровой видеосъемки является то, что это один из немногих способов заставить время остановиться. Покадровая видеосъемка позволяет достичь эффекта ускорения или замедления. Однако, процесс такой съемки непростой. Он требует усидчивости, внимания и увлечения.

Покадровая видеосъемка — это удивительное изобретение человека, способное ухватить время, показать процессы, которые протекают годами и десятилетиями за одну минуту. Покадровую видеосъемку можно отнести и к замедленной видеосъемке, и к ускоренной. А точнее сказать так: это замедленная видеосъемка для ускорения происходящих на экране процессах, действий, событий. Покадровая съемка — это монтажная работа уже во время видеосъемки.

История покадровой видеосъемки такова, что пока ещё нет научных трудов, которые бы рассматривали эту тему с теоретической точки зрения. И это обусловлено тем, что операторское мастерство — в первую очередь, практика.

Любому новичку стоит запомнить, что покадровая видеосъемка — это не набор просто хаотичных кадров, а настоящий, целый фильм, с идеей и замыслом, с сюжетной линией, с зачином, кульминацией и концовкой. Поэтому, прежде чем приступить к съемке, необходимо определить, какая именно динамика будет в кадре. Самое простое, что приходит на ум: движения машин, людей, облаков, каких-то других объектов. Но динамика может заключаться и в другом. Научные ролики, которые наверняка видели многие, ведь это все были покадровые видеосъемки, снимающие физические процессы. Как кусок льда превращается в лужу, как прорастает зерно и появляется растение, как меняется форма объекта со временем, как оставленный на столе кусок хлеба превращается в сухарь и т. п.

На подготовительном этапе помимо некоторого сценарного плана, задумки, необходимо определиться с оборудованием. Во-первых, нужен фотоаппарат с функцией «timelapse» или без неё. Кстати, такая функция в современном мире доступна во многих смартфонах знаменитых фирм. Включив эту функцию на смартфоне, можно будет установить нужное количество кадров в секунду, и камера сама будет определять, когда ей сделать фото. Это то же самое, что и с обычной фотографией. Для того чтобы снять отличный пейзаж или портрет, совсем не обязательно иметь исключительно полнокадровую камеру, навороченное световое оборудование и ассистентов.

Итак, для начала могут быть использованы практически любые цифровые фотокамеры. Главное, чтобы на них была возможность делать снимки через определенный интервал, режим «timelapse». В некоторых руководствах по покадровой видеосъемке есть указания, что съемка должна соответствовать частоте видео, — 24 кадра в секунду. Но это не так. Во-первых, таких камер не так много, во вторых, зачем превращать покадровую съемку в полный аналог видео? В этом нет смысла. Смысл данного способа съемки именно в том, чтобы уместить длительный процесс в очень короткий промежуток времени. Показать целые сутки из жизни города всего за 10 секунд или как растение вырастает не за месяц, а всего за минуту. Раньше об этом можно было только мечтать.

Покадровая съемка — интересный, трудоемкий, но необыкновенный процесс, который, возможно, скоро станет одним из способов выражения авторской мысли и в информационных жанрах на телевидении.

Покадровая съемка в фотографии — это техника съемки, когда объект запечатлен во всех фазах движения в последовательности на одной картинке. Благодаря хорошей технике на статический снимок передается эффект движения. Особенно востребована покадровая съемка в спортивной фотографии. Последовательная фотография может показать объект с разных перспектив, и можно восстановить весь процесс движения объекта. Так же эту технику используют в съемке животного мира и, конечно, в арт-фото.

В последнее время все большую популярность технология покадровой съемки приобретает в видеоиндустрии: производстве видеофильмов, видеороликов. Такую технологию используют в сюжетных частях больших телевизионных материалов, где необходимо показать развитие, в художественных моментах, которые способны с помощью сжатия времени выразить идею автора.

Мир меняется быстро, технологии поспевают и успевают, но наши потребности в информации, ее концентрации, постоянно заставляют искать и находить новые возможности, которые способны изменить представление о мире и в маленьком отрезке времени показать нечто большое.

 

Литература:

 

1.                  Англо-Русский словарь — СПб.: Академия, 2008. –389 с.

2.                  Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова — М.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. Т.2. — 679 с.

3.                  Иофис., Е. А. Советская энциклопедия / Е. А. Иофис — М.: Госполитиздат, 1981. — 943 с.

4.                  Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — М.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1994. — 247 с.

5.                  Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка 100000 слов / С. И. Ожегов — М.: Аспект Пресс, 2013. — 1098 с.

6.                  Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков — М.: Аспект Пресс, 2004.– 642 с.

7.                  Энциклопедический словарь — М.: Аспект Пресс, 2009. 874 с.

8.                  Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПб.: Аспект Пресс, 2011.– 981 с.

9.                  Сайт для операторов-любителей [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.k2x2.info/hobbi_i_remesla/moi_pervyi_videofilm_ot_a_do_ja/p5.php#metkadoc56 (дата обращения 30.10.14)

Основные термины (генерируются автоматически): видеосъемка, съемка, время, кадр, замедленная видеосъемка, процесс, интервал, камера, масштаб времени, толковый словарь.

Ключевые слова

время, кадр, , съемка, таймлапс, покадровая съемка, видеосъемка, монтажная съемка, последовательная фотография

Похожие статьи

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения аудиовизуальным дисциплинам

В статье рассматриваются приемы обучения аудиовизуальным технологиям. В это понятие входит обучение приемам записи звука на применяемые в данное время устройства записи аудио информации. Обучаются студенты и методам компьютерной обработки звуковых фа...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Фотография как объект научного исследования (на примере истории Муниципального водоканализационного предприятия г. Ханты-Мансийска)

В современном мире уже никак нельзя обойтись без фотосъемки мест, людей и событий. Предприятия и организации различной сферы деятельности также входят в число тех, кто использует фотографию для запечатления чего-либо. В статье описывается, как научны...

Создание социальных плакатов и видеороликов в косплей-технологии

Косплей (от англ. Costumeplay ‬- костюмированная игра) подразумевает перевоплощение в любимого персонажа через переодевание, гримирование под него, а также его ролевое «отыгрывание». В статье представлены результаты авторской работы, по формированию ...

Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир

В статье рассматривается вопрос о разновидностях потокового телевизионного продукта. Автор определяет основной и второстепенный контенты телеканалов, диф-ференцирует регулярные и нерегулярные эфирные продукты, которые нуждаются в системном и системат...

Анализ терминологии в сфере аудио и видео монтажа

В статье затрагивается тема профессиональной терминологии в области видео и аудио монтажа в английском языке. Авторы пытаются выявить основные особенности и тенденции развития терминологии в данной области на базе анализа текстов из области профессио...

Аудиовизуальный перевод: понятие, функции и специфика

Аудиовизуальный перевод (АВП) — это процесс адаптации иностранных аудиовизуальных произведений, таких как фильмы, сериалы, документальные фильмы и видеоигры, для зрителей другой страны или культуры. Этот процесс включает в себя несколько этапов, начи...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не то...

Визуализация исторических данных

Представленное в работе исследование носит научно-практический и историко-хронологический характер. В работе дается обзор программного обеспечения, создающего хронологические срезы, аналитическую и графическую части для исторической научно- исследова...

Похожие статьи

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения аудиовизуальным дисциплинам

В статье рассматриваются приемы обучения аудиовизуальным технологиям. В это понятие входит обучение приемам записи звука на применяемые в данное время устройства записи аудио информации. Обучаются студенты и методам компьютерной обработки звуковых фа...

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Фотография как объект научного исследования (на примере истории Муниципального водоканализационного предприятия г. Ханты-Мансийска)

В современном мире уже никак нельзя обойтись без фотосъемки мест, людей и событий. Предприятия и организации различной сферы деятельности также входят в число тех, кто использует фотографию для запечатления чего-либо. В статье описывается, как научны...

Создание социальных плакатов и видеороликов в косплей-технологии

Косплей (от англ. Costumeplay ‬- костюмированная игра) подразумевает перевоплощение в любимого персонажа через переодевание, гримирование под него, а также его ролевое «отыгрывание». В статье представлены результаты авторской работы, по формированию ...

Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир

В статье рассматривается вопрос о разновидностях потокового телевизионного продукта. Автор определяет основной и второстепенный контенты телеканалов, диф-ференцирует регулярные и нерегулярные эфирные продукты, которые нуждаются в системном и системат...

Анализ терминологии в сфере аудио и видео монтажа

В статье затрагивается тема профессиональной терминологии в области видео и аудио монтажа в английском языке. Авторы пытаются выявить основные особенности и тенденции развития терминологии в данной области на базе анализа текстов из области профессио...

Аудиовизуальный перевод: понятие, функции и специфика

Аудиовизуальный перевод (АВП) — это процесс адаптации иностранных аудиовизуальных произведений, таких как фильмы, сериалы, документальные фильмы и видеоигры, для зрителей другой страны или культуры. Этот процесс включает в себя несколько этапов, начи...

Обучение восприятию и пониманию речи на слух на уроке иностранного языка в средней школе

В статье рассматривается аудирование как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется объективным трудностям при аудировании, основным механизмам аудирования, системе работы с аудиотекстом. Приводятся примеры упражнений для формирования механи...

Блоги в системе творческой деятельности журналиста

С развитием интернета и цифровых технологий получил широкое распространение такой вид донесения информации до аудитории как создание и ведение блога. Большое место в нашей статье занимает рассмотрение блога, как инструмента донесения информации не то...

Визуализация исторических данных

Представленное в работе исследование носит научно-практический и историко-хронологический характер. В работе дается обзор программного обеспечения, создающего хронологические срезы, аналитическую и графическую части для исторической научно- исследова...