Понятие восприятия времени в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (301) март 2020 г.

Дата публикации: 14.03.2020

Статья просмотрена: 16065 раз

Библиографическое описание:

Сеньгибская, Е. А. Понятие восприятия времени в психологии / Е. А. Сеньгибская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68083/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: время, восприятие времени, ощущение, психический процесс.

«Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и слуховые» [1]. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в ходе деятельности (Джемс У., Лурия А. Р., Рубинштейн С. Л., Вайнштейн Л. А.).

Восприятие человеком времени изучено намного меньше, чем восприятие пространства. Это связано с тем, что пространственные характеристики весьма наглядны, реальны и могут сводиться к эксперименту. В современной научной картине мира время и пространство связаны между собой и материальными телами, следовательно, о временных изменениях можно судить по изменению физического состояния материального мира. О временных характеристиках, как о реально существующих, люди способны судить лишь по определенным признакам, с «течением времени». Получается своеобразный парадокс. Чтобы заметить, что прошел день, нам достаточно увидеть смену солнца и луны, однако, чтобы эти изменения на самом деле произошли, время необходимо должно идти (Молчанов Ю. Б.).

Самая простая форма восприятия времени у человека — восприятие собственных «биологических часов», которые содержат такие характеристики, как длительность и последовательность. Практически у всех живых существ на планете состояние функциональных систем ритмично изменяется. Это легло в основу биологической гипотезы восприятия времени Х. Хогланда. У человека более 100 разных физиологических параметров меняются с периодом в 24 часа. Эти суточные колебания могут сохраняться как при отсутствии каких-либо внешних факторов (эксперименты, проведенные в подземных бункерах, где человек был изолирован от внешней среды), так и внутренних (например, лишение сна). Сам человек не способен досконально отслеживать параметры собственного тела и не нуждается в этом. Многочисленные эксперименты на животных позволяют выявить глубинные стороны этого вопроса, а что касается поверхностных — люди отлично способны сориентировать свою жизнь во времени, используя знания о сутках, временах года и т. д. Например, деление на «сов» и «жаворонков» зависит от согласования оптимального физиологического и психического бодрствования с циклом суток, по достижению которого тело человека готово к продуктивному функционированию.

Следующая, более сложная ситуация, в которой человек воспринимает длительность временных промежутков, которую изучал советский психолог Д. Г. Элькин (к проблеме восприятия времени он обратился еще в 1940-х годах) — деятельность [2]. Нервные процессы, сопровождающие целенаправленную осознанную активность, на животных изучить нельзя, а при получении научных знаний людьми о людях, всегда возникают сомнения в способности человека изучить самого себя и достоверно интерпретировать полученные знания. В зависимости от сложившихся условий, вида деятельности, эмоционально-волевой составляющей, физического состояния организма на данный момент, типа темперамента человека, приоритетов, целей, мотивов и т. д. индивидуальная оценка времени может быть разной. При оценке продолжительности деятельности, которая носила приятный характер людям свойственно преувеличивать временной интервал, а если деятельность была неприятная — преуменьшать его. Карл фон Верордт сформулировал закон: «Когда люди оценивают длительность коротких промежутков времени, они обычно переоценивают их длительность, а когда оцениванию подлежат длинные промежутки — то недооценивают ее».

Люди способны забывать о длительности и последовательности происходящих событий, а значит, в восприятии времени важную роль играет такой психический процесс, как память. Восприятие прошлого, настоящего и будущего обеспечивает нормальное функционирование человека в обществе. С. Л. Рубинштейн считал, что вся человеческая жизнь, включая психологическое благополучие, зависит от осознания и возможности воспроизведения временной линии, состоящей из последовательно идущих причинно-следственных связей, воспоминаний, эмоционально окрашенных событий и перспектив на будущее (немаловажная роль уделяется воображению). Чтобы человеку было проще ориентироваться во временной последовательности, в современном мире существует множество способов документирования всевозможных деталей повседневности, что с одной стороны открывает перспективы для более глубокого понимания и изучения фактов, а с другой — вызывает противоречия в собственных воспоминаниях.

В психологии восприятие времени связывают с интеллектом. Современная техника позволяет ученым проводить эксперименты в этой области. Понятие интеллект объединяет в себе все психические процессы, в том числе и память. Способность человека в ходе самообучения составлять определенные программы для решения любого рода задач и решать их, неразрывно связана с операцией оценивания коротких интервалов времени и их скорости. Именно коротких, так как существует зависимость между скоростью установления связей в работе мозговых структур, в которых различают ритмичные едва заметные изменения (ЭЭГ фиксирует данные с точностью до миллисекунд), и потенциальной вероятностью найти решение задачи. Ю. В. Бушов, М. В. Светлик акцентируют внимание на том, что чем быстрее активируются нейронные связи, тем быстрее выполняется операция по поиску разрешения ситуации [3]. Чем быстрее решается проблема, тем больше реального времени остается на решение следующих т. е. объем возможно решенных задач увеличивается. Следовательно, чем меньше требуется времени для поиска «ответов», тем выше интеллектуальный уровень. В работе Б. И. Цуканова «Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта» выяснено, что у лиц с высоким интеллектом точность восприятия времени тоже высока [4]. Это объясняется тем, что каждый отдельно взятый момент времени, мозг перерабатывает неимоверное количество информации, получаемой как из внешней среды, так и от тела. Когда произойдет процесс ее слияния в единой целое и создастся никогда более неповторимый момент в физическом пространстве и времени, мозг сможем создать и осознать целостную картину мгновения.

Как сказано в определении понятия «восприятие времени», самую важную роль при точном различении промежутков времени играют кинестетические и слуховые ощущения (по Сеченову И. М.). Так как понятие кинестетических ощущений в психологии варьируется, то рассмотрим два случая: 1) когда к кинестетическим ощущениям относят ощущения от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках (передают ощущения движения и относительного положения частей тела); 2) к кинестетическим относят ощущения, которые человек непосредственно получает на выходе от контактных рецепторов тела, при прямом воздействии на них.

Еще древние философы говорили, что время — это мера движения. С детства человека учат считать, и, как правило, чтобы что-либо запомнить, ребенок проговаривает цифры вслух. Считать человеку приходится всю оставшуюся жизнь, и некоторые люди, способны очень отчетливо отсчитывать время: профессиональные музыканты, военные, спортсмены, танцоры и т. д. Их профессиональная деятельность выработала и закрепила нужные нейронные связи для восприятия музыкального темпа, ритма, для выполнения действия по команде и т. д. (по данным исследований Франсуа М., в ходе специальных длительных тренировок, человек способен повысить точность восприятия временных промежутков). Все эти занятия также предусматривают индивидуальное проговаривание тех небольших временных интервалов, которые необходимы для координации движений и действий. Становится очевидна связь между артикуляцией, слуховыми ощущениями, самим действием и сопоставлением ответных сигналов.

Во втором случае получается, что при непосредственном воздействии на рецепторы тела, можно судить о временных характеристиках. Согласно этому подходу, любые модально-специфические ощущения могут служить ориентирами. Эта интерпретация шире, чем предыдущая, а значит, способна объяснить, каким образом изменения внешней среды могут влиять на восприятие времени. Самым простым примером будет распознаванием дня и ночи зрительным анализатором.

Как и все психические процессы, восприятие времени исследуют с помощью субстрата-носителя психики — мозга. Большинство данных исследований в этой области проводились на людях, перенесших инсульт, имеющих черепно-мозговые травмы или были получены путем клинических наблюдений за больными людьми. Данные изменения мозга неизбежно ведут к тому, что у исследуемых будет нарушена какая-либо из составляющих, входящих в «комплекс активации» процесса восприятия времени. Следовательно, полученная информация не может быть абсолютно идентична для здорового мозга. Сложность так же состоит в том, что восприятие времени опирается на другие психические процессы, а значит, в принципе не может быть исследовано изолированно от них, как некая самостоятельная часть.

В исследованиях ученых роль левого и правого полушарий мозга также неоднозначно интерпретируется. Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Д. А. Кауфман, Н. Н. Николаенко в своей работе «О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени» [5] указывают на то, что время течет неодинаково в разных полушариях: правое полушарие функционирует в настоящем и прошлом, левое — в настоящем и будущем; собственное физиологическое время людей идет быстрее в правом полушарии. Эти данные подразумевают, что длительность оценивается обоими полушариями по-разному. Есть и другая сторона вопроса: восприятие времени становится возможным только при совместной одновременной обработке информации, а задержки, о которых говорится выше, приводили бы к неисправности всей системы. Все это на самом деле заводит исследования в тупик.

Также неясен тот факт, является восприятие времени врожденным или приобретенным. Невозможно оценить тот необъемлемый смысл, который люди вкладывают во время. По Ю. В. Бушову жизнь — временные интервалы от одного биения сердца до другого. В каких бы ситуациях человек не оказался, он все равно вынужден жить с внутренним «тиканьем часов», которое невозможно прекратить, не прекратив и саму жизнь. Физиология не хочет уступать психологическим аспектам этого явления. Во всем животном царстве только человек способен осознать важность и изучить биение собственного сердца, однако, как никто другой, он стремится возвысить себя над остальным миром, в роли носителя разума; сколько бы знаний не получил человек, чего бы не хотел добиться, его таймер все тикает и тикает, время уходит; разум не сможет отделиться от тела и жить дальше, как и человек не сможет взять верх над природой. Людям было суждено «придумать» время в сугубо человеческой интерпретации (имеется в виду восприятие времени с точки зрения прошлого, настоящего и будущего), которая свела бы вместе каждого когда-либо жившего человека, выступала бы в роли вечной неподвластной человеку силы, которую боится и чувствует абсолютно каждый, когда ощущает биение собственного сердца.

Из этого можно сделать вывод, что все основы восприятия времени людям были даны от рождения, но восприятие времени в том виде, в котором им может оперировать современный человек — это приобретенный по собственной необходимости сложный психический процесс.

В возрасте двух лет, на предъявляемый временной вопрос «когда?», ребенок не может ответить, но уже понимает, что ответ должен содержать временную категорию (сегодня, завтра, вчера и т. п.). По данным исследований французского психолога П. Жане, самыми первыми в восприятии времени формируются два понятия: «сейчас» и «не сейчас». Далее, в процессе развития ребенка, активном обучении родителями, при нормальном развитии детской Я-концепции, складывается понимание собственного места в какой-либо ситуации и осознания места окружающих в ней. Таким образом, понятийная база наполняется, и к трем годам, ребенок уже способен назвать приличную временную иерархию.

Одно из главных временных понятий — «сейчас». Способность оценивать данный временной момент, может глубоко охарактеризовать человека. Сам тот факт, что, при описании слова «сейчас», в большинстве случаев, информация содержит пространственный характер и описание изменения физических характеристик объектов, проводит связь между описанием времени и действиями, о чем уже говорилось в первом пункте. Чтобы описать, что было тогда, и что есть теперь, окружение должно измениться; в большинстве этих изменений главную роль играет как природа, так и человек. Из этого следует, что деятельность не только влияет на характер восприятия времени в плане зависимости ситуации и индивидуального к ней отношения, но также и служит самим инструментом, с помощью которого возможно дать себе отчет, об изменении этапов «до» и «после». Человек способен ставить далекие от настоящего времени цели, способен выполнять многофазовые действия (в отличие от животных). Это значит, что ориентированная во времени целенаправленная активность, сама по себе является механизмом для измерения различных по продолжительности промежутков. К примеру, такое понятие, как «всегда» не может вбирать в себя значение вечного и постоянного, так как физический мир ежесекундно изменяется, однако оно носит сильный эмоциональный характер, подразумевающий неизменное отношение конкретного человека к чему (кому)-либо вне времени.

Из всего вышесказанного можно заключить, что потенциал для подробного изучения восприятия времени велик. Существует много знаний, на основании которых можно разрабатывать эксперименты по изучению данной проблемы. Физические, психологические, нейрофизиологические, антропологические и исторические знания, когда-нибудь смогут быть объединены в единую методику, раскрывающую загадки данного психического процесса. У человека есть субъективное восприятие времени, выработанное в процессе жизнедеятельности, а также внутреннее биологическое время, характеризующее протекание ритмичных циклов организма. Топическое местоположение механизма, отвечающего за индивидуальную оценку времени еще не найдено, однако, его работу связывают с совместным включением всех психических процессов.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Микадзе Ю. В., (всего 160 человек) и. д. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г.Мещерякова, В. П.Зинченко. — ОЛМА-ПРЕСС СПб, 2003. — 672 с.
  2. Элькин, Д. Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 312 с.
  3. Бушов, Ю. В. Фазовые взаимодействия между ритмами ЭЭГ в изучении процессов восприятия времени / Ю. В. Бушов, М. В. Светлик //Бюллетень сибирской медицины. — 2014. — № 6. — С. 121–125.
  4. Цуканов, Б. И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта / Б. И. Цуканов // Психол. журн. — 1991. — Т. 12., № 3. — С. 38–44.
  5. Балонов, Л. Я. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Д. А. Кауфман, Н. Н. Николаенко // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. — Л.; АН СССР, 1980. — С. 119–124.
Основные термины (генерируются автоматически): восприятие времени, время, внешняя среда, ощущение, правое полушарие, психический процесс, индивидуальная оценка времени, самое дело, собственное сердце, точное различение промежутков времени.


Похожие статьи

Время в философии и психологии

О вопросах возможности влияния потоков информации на изменение возраста человека

В статье рассматриваются вопросы влияния воспринимаемого человеком потока информации на его психологический и биологический возраст.

Категории времени в философии

В данной статье рассмотрены историко-философские представления о категории «время».

Цель, определение и связь с управлением

Взаимодействие критического мышления и усвоения учебного материала

Теория интеллекта Ж. Пиаже

В статье авторы рассматривают теорию развития интеллекта, создателем которой является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Предметом исследования являются стадии, прохождение которых формируют понимание времени, пространства, собственного мнения...

Применение технических средств в обучении истории

В данной статье рассматривается проблема применение на уроках по истории технических средств. Их положительное и отрицательное воздействие на образовательную среду. ТСО выступает в роли самостоятельных и вспомогательных средств в обучении истории и л...

Теоретический анализ проблемы времени в психологии

Понятие концепта как составляющей единицы картины мира

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия в старшем подростковом возрасте

Похожие статьи

Время в философии и психологии

О вопросах возможности влияния потоков информации на изменение возраста человека

В статье рассматриваются вопросы влияния воспринимаемого человеком потока информации на его психологический и биологический возраст.

Категории времени в философии

В данной статье рассмотрены историко-философские представления о категории «время».

Цель, определение и связь с управлением

Взаимодействие критического мышления и усвоения учебного материала

Теория интеллекта Ж. Пиаже

В статье авторы рассматривают теорию развития интеллекта, создателем которой является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Предметом исследования являются стадии, прохождение которых формируют понимание времени, пространства, собственного мнения...

Применение технических средств в обучении истории

В данной статье рассматривается проблема применение на уроках по истории технических средств. Их положительное и отрицательное воздействие на образовательную среду. ТСО выступает в роли самостоятельных и вспомогательных средств в обучении истории и л...

Теоретический анализ проблемы времени в психологии

Понятие концепта как составляющей единицы картины мира

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия в старшем подростковом возрасте

Задать вопрос