Искусство китайкой и русской вышивки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.10.2015

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Набока, Д. Д. Искусство китайкой и русской вышивки / Д. Д. Набока, Н. С. Терешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22348/ (дата обращения: 21.11.2024).

Одним из самых древнейших видов рукоделия всех времен и народов является вышивание. Каждый народ имел свой, уникальный вид шитья, внося в него свои национальные элементы. Проникая в разные стороны духовной и материальной жизни народа, вышивка ярко и многогранно выразила художественную культуру страны изучаемого и родного языка. Все особенности и специфические черты народного творчества, свойственные искусству шитья, были выработаны многими поколениями мастеров. Постепенно вышивка каждой народности достигла той удивительной гармонии, которая и сейчас восхищает нас в любом произведении национальной вышивки.

Актуальность данной темы состоит в том, что нам необходимо познакомиться с культурой Китая для того, чтобы не только учить китайский язык, но и знать особенности цивилизации страны изучаемого языка [1–3]. Мы познакомимся с таким исконно китайским видом искусства, как вышивка, и сравним её с русской. Благодаря полученным знаниям мы сможем приблизиться к раскрытию секрета китайской вышивки и попытаемся понять её тайну, которая содержит в себе дух Востока и наследия предков. Также, сравнив русскую и китайскую вышивку, мы найдём сходства и различия в истоках зарождения данного вида рукоделия в России и Китае.

Восток издревле славился виртуозным мастерством своих ремесленников. Перечень уникальных изделий может быть очень долгим, однако уникальной жемчужиной является искусство вышивки шелковой нитью по шелковому полотну. Этот вид прикладного искусства занимает важное место в культурном наследии Китая и насчитывает не одну тысячу лет.

Китай — первая страна в мире, которая начала использовать шелк. Производство шелковой нити и ткани привело к развитию китайской вышивки.

Вышивание — одно из древнейших прикладных искусств Поднебесной, зародившееся более 3000 лет назад.

С древних пор в Китае вышивали шелком, шерстью и хлопковыми нитями на самых разных материалах — шелке, атласе, грубой мешковине и т. д. Вышивка шелком по шелку — самая дорогостоящая и изысканная, требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства исполнителя. Картины, вытканные шелком, являются настоящим произведением искусства. Меняющие цвет в зависимости от освещения, прозрачные и воздушные вышивки с акварельными переходами света всегда высоко ценились при императорском дворе и в аристократических семьях [4].

Четыре главных стиля китайской вышивки шёлком сформировались на основе четырех различных культур, господствующих в областях на месте расположения современного Китая: 1) Ксианская вышивка появилась в местности Чанши провинции Хунань. Сяньсюй — 湘绣 (провинция Хунань); 2) гуандунская вышивка известна в местности Чаоджу провинции Гуандун. Юэсюй -粤绣(провинция Гуандун); 3)сычуаньская вышивка родилась в местности Чэнду провинции Сычуань. Это — самый старый стиль вышивки в китайской истории: образцы шелка с фрагментами сычуаньской вышивки были обнаружены более 3000 лет назад в саркофаге мумии в Египте. Шусюй — 蜀绣 (провинция Сычуань).Сычуанская вышивка — шусюй была широко известна уже 1000 лет назад. Рукодельницы при вышивании используют 100 видов стежков и швов, благодаря которым получаются необычайно реалистичные изображения; 4)сучжоуская вышивка. Это наиболее известный и знаменитый стиль, получивший также (впоследствии) название «Свободный стежок», сформировался в местности Сучжоу провинции Цзянсу.Сусюй — 苏绣 (провинция Цзяньсу, г. Сучжоу).Сучжоуская вышивка зародилась в городе Сучжоу свыше 2000 лет назад, в эпоху Троецарствия. В Древнем Китае секреты этого искусства передавали от мужчины к мужчине, или в крайнем случае, жене сына, но не дочерям. Сучжоуская вышивка сочетает в себе графику, живопись и рукоделие. Вышиваются изделия тонкими иглами и шелковыми нитями. Созданные изделия кажутся живыми [4].

Бурное развитие вышивки приходится на время правления династии Хань. Именно в этот период происходит формирование четырех основных направлений данного типа декоративно-прикладного искусства — Сян, Юэ, Шу и Су.

Вышивка Су — коротко от Сучжоу — типичный южный город, в котором она зародилась и получила свое название. Сучжоу отражает спокойствие, утонченность, живостью и элегантность. Вышивка Су преобладала в королевских гардеробах и на стенах. Даже сегодня она занимает большую долю рынка в Китае и в мире.

Вышивка Шу была создана в провинции Сычуань. Китайская вышивка Шу характеризуется изысканностью и живостью. Самая ранняя запись о вышивке Шу была сделана во времена династии Западная Хань.

Во время династии Цин вышивка Шу вышла на рынок. Стиль стал более элегантным и охватывал более широкий диапазон. На вышивке стали изображаться, репродукции картин, шаблоны дизайнеров, пейзажи, цветы и птицы, драконы и феникс, древние монеты.

Вышивка Сян — искусство из провинции Хунань, свое название она получила благодаря реке, протекающей на этой территории. В вышивке Сяннасчитывает картины как будто двигаются и дышат.

Вышивка Юэ — кантонский стиль вышивки. Считают, что история этого стиля началась с династии Тан, так как LuMeiniang, вышившая семь глав буддийских сутр, была родом из провинции Гуандун. Раньше эту территорию называли Кантоном. Портреты, цветы и птицы являются наиболее популярным темами китайской вышивки Юэ. Кроме того,в ней используются насыщенные цвета для сильного контраста, что дает великолепный эффект. Часто изображаются сотни птиц, рыбы, омары, бергамот.

Основой для создаваемого шедевра служит полупрозрачный шёлк, на котором, с помощью тонкой иглы и ярких шелковых нитей, воспроизводят определенный сюжет. Обычно, это изображения почитаемых в стране животных и птиц, красочные композиции из цветов, завораживающие пейзажи. Главный секрет заключается в том, что мастера скрывают узелки нитей так, что каждая из сторон выглядит лицевой.

Вышивка и в настоящее время также важна для Китая. Китайский президент, посещая другие страны, часто преподносит первым лицам этих стран подарок — картина, вышитая шелком — на день рождения или по другому поводу. Все это мы нередко видим по телевизору или читаем в газетах [5, с. 14–41].

Для того, чтобы понять характерные черты и особенности китайской вышивки стоит провести сравнение двух народных видов декоративно-прикладного искусства. Для этого возьмём второй вид национальной вышивки — русскую вышивку.

Для того, чтобы разобраться в художественных особенностях русской народной вышивки, нужно обратить внимание на условия его распространения. Наукой приняты различные типы орнамента, которые и можно рассматривать в качестве принципа классификации.

Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Находки, относящиеся к IX — XII векам, подтверждают, что ручная вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п. Традиционная русская вышивка отличается разнообразием орнаментальных мотивов и технически х приёмов исполнения, поэтому можно выделить две основные группы.

К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой: обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях.

Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани — тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотом шитье. Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка [6,с. 5–10].

Свободная гладь — основной тип мастерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор. Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость [7].

Россия огромная страна, поэтому русская народная вышивка имела свои особенности в каждой области и даже районе. Например в Чувашии к вышивке относились очень трепетно. Здесь для вышивки использовались нити трех основных цветов: черного, красного и белого. Каждый из них имел свое значение. Красный обозначал стремление к новому, хорошему, белый символизировал чистоту, а черный служил чем-то вроде рамки.

Исследовав истории зарождения и техники китайской и русской вышивки, можно прийти к такому выводу: между данными видами рукоделия в России и Китае существуют как сходства, так и различия. Сначала обозначим сходства: во-первых, и в России, и в Китае существует разнообразие техник прикладного искусства, которые различаются по месту возникновения и имеют уникальные черты. Во-вторых, в обеих странах мастера вкладывали душу и сакральный смысл, который нес определённую энергетику и способствовал развитию определённых сторон жизни человека. В-третьих, драгоценные знания рукодельниц передавались из поколения в поколение. Также китайская и русская вышивки имеют существенные отличия: во-первых, данный китайский вид рукоделия зародился гораздо раньше русской. Во-вторых, Русская вышивка отличается от вышивки Китая, т. к. большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных, а в Китае все вышитые картины как будто живые благодаря переливающимся на свету шёлковым нитям. И в-третьих, в процессе развития рассматриваемого прикладного искусства сразу можно выделить различие материалов для работы над картинами или орнаментами (ткань, нити).

Таким образом, традиционная вышивка благодаря своей наглядности может помочь нам воссоздать традиционную картину мира и понять характерные черты в общей картине культуры страны. Художественная культура представляет собой комплексную систему. Искусство вышивки возвращает нас к истории предков и активизирует созидательные силы народа. Сопоставив китайскую и русскую вышивку друг с другом, мы выявили определённые сходства и различия между различными типами декоративно-прикладного искусства. Развитие Поднебесной насчитывает уже более 4 тысяч лет. Китай долгое время формировал свою культуру изолированно от других стран и народностей, поэтому мы моментально видим важные различия в культурном наследии китайской цивилизации. Сразу можно сказать о том, что Китае самое важное значение в жизни людей имеет мораль и духовное развитие, китайская культура поможет нам достичь гармонии с собой и с миром, поэтому китайская вышивка настолько завораживает и покоряет сердца людей.

 

Литература:

 

1.                  Тихонова Е. В., Белов Д. Н. Профессиональная компетентность военного переводчика (на материале китайского языка) // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 525–528.

2.                  Тагина Е. К., Тихонова Е. В. Обучение экономическому переводу студентов-лингвистов китайского отделения посредством виртуальной обучающей среды Moodle // Язык и культура. 2015. № 2. С. 141–145.

3.                  Tikhonova E. V., Tereshkova N. S. Information and Communication Technologies in the Teaching of Interpreting // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 154. С. 534–538.

4.                  Шнуровозова Т.В Вышиваем гладью цветы и картины [Электронный ресурс] URL: https://books.google.ru/books?id=1pYUAgAAQBAJ&pg (дата обращения 10.09.2015)

5.                  Бертин_Гест Ж. Традиционная китайская вышивка. История, техника, мотивы // Кристина — новый век, 2007. — 128 стр.

6.                  Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972. — 164 стр.

7.                  Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский Русская традиционная вышивка [Электронный ресурс] URL: http://www.laurakim.ru/etnologiya/russkaya-traditsionnaya-vyshivka.-n.-v.-gaevskaya-a.-l.-iordanskiy.html (дата обращения 10.09.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, вышивка, китайская вышивка, русская вышивка, декоративно-прикладное искусство, провинция, Россия, вышивка Шу, национальная вышивка, прикладное искусство.


Задать вопрос