Лоскутное шитье: возникновение, развитие и классификация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 2626 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Ю. Лоскутное шитье: возникновение, развитие и классификация / Т. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101449/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор делает попытки выделения исторических этапов возникновения народного промысла — лоскутного шитья, выделения особенностей развития; классификации видов лоскутного шитья по стилистическим особенностям.

Ключевые слова : лоскутное шитье, народные промыслы, виды лоскутного шитья.

Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций — мозаичных узоров — из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

Лоскутное шитье относится к искусству создания ткани путем сшивания различных лоскутков материалов. На протяжении веков это практиковалось для создания одеял, одежды и других полезных предметов. Однако это также вид искусства, который набирает популярность в мире текстиля. Появление лоскутного шитья как современного вида искусства взяло мир штурмом, и различные художники теперь используют свой творческий потенциал, чтобы использовать эту среду для создания впечатляющих поделок [3].

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани? Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников [2].

Лоскутные узоры родом из разных уголков мира. Например, афроамериканские лоскутные одеяла были вдохновлены Древним Египтом и Западной Африкой, в то время как европейские методы квилтинга находились под влиянием викторианской эпохи. Лоскутное шитье использовалось также в Японии, где оно называлось «боро», что означает «тряпки» или «лоскутки».

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества [1]. Западное название такой техники — пэчворк.

Со временем технология лоскутного шитья была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Изготовление стеганых одеял из обрезков ткани — квилт — стало своеобразной традицией и времяпрепровождением. Согласно обычаю стеганые одеяла были даже неотъемлемой частью свадебного приданного: невесты должна была сшить тринадцать одеял в стиле квилт. Вскоре после того, как лоскутное шитье обосновалось в Америке, начали появляться свои собственные схемы и узоры. Темы для них брали из бытовых реалий, окружавших людей — от орудий труда до библейских притч («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Звезда Огайо и Техаса», «Лестница Иакова») [2].

Что касается нашей страны, то и у нас лоскутное шитье появилось не так давно, хотя экономия ткани всегда была в почете. Я думаю, каждый из нас может вспомнить свои поездки в деревню к родным, деревянные срубы, теплые избы, уютные плетенные разноцветные коврики и пестрые стеганые одеяла, созданные заботливыми руками бабушек. До XVIII века покупная ткань на Руси была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье. В деревнях полотно ткали сами, соответственно и использовать старались каждый кусочек, да не по одному разу [5].

Вскоре лоскутное шитье начали использовать даже в качестве замены более дорогим кружевам и вышивкам. Причем в каждой местности наблюдались свои предпочтения в сборке полотна, выборе цветовых решений и методе стежки. В целом, традиционные узоры сводились к использованию простых квадратов, прямоугольников, треугольников, полосок, к сочетанию ярких контрастирующих цветов, деревенских мотивов [4]. Использование общей основы, к которой пришивались лоскуты, было редкостью.

Появление же лоскутного шитья как современного вида искусства можно объяснить слиянием различных мировых культур. Межкультурный обмен позволил художникам исследовать лоскутное шитье с современной точки зрения. Современные художники по лоскутному шитью занимаются не только созданием практичных предметов, но и заинтересованы в создании уникальных произведений искусства и инсталляций.

Лоскутное шитье превратилось из традиционного ремесла в вид искусства, который включает в себя целый ряд техник, таких как коллаж, вышивка, аппликации и печать. Художники также используют смешанные материалы, такие как бумага, металл и пластик, для создания замысловатых дизайнов, отражающих современные проблемы, такие как технологии, глобализация и экологичность [2].

Экологичность — важная тема в современном искусстве лоскутного шитья. Идея переработки отходов, которая предполагает превращение отходов в новые продукты более высокой ценности, вдохновила художников-лоскутников на создание экологически чистых произведений искусства с использованием переработанных материалов. Такой подход не только демонстрирует творческий потенциал художников, но и подчеркивает важность устойчивых и этичных практик в мире искусства.

Лоскутное искусство также стало платформой для современных социальных комментариев. Художники используют медиа для решения социальных, политических и культурных проблем, таких как раса, гендер и идентичность. Лоскутные инсталляции и выставки стали пространством для диалога по вопросам, которые часто упускаются из виду в обществе.

Лоскутное шитье, виды и техники которого весьма разнообразны, пользуется широкой популярностью. Из лоскутков можно изготовить любые предметы личного гардероба, с помощью пэчворка легко обновить интерьер своего дома или квартиры. Из полотна «Крэйзи» получаются нарядные блузки, жилеты и даже юбки. Используя лоскутную технику можно сшить милые вещи для детей. Также с использованием различных техник лоскутного шитья легко изготавливаются оригинальные косметички, кошельки, сумки.

Рассмотрим наиболее популярные техники и виды лоскутного шитья:

Современное лоскутное шитье — это более современный взгляд на традиционный стиль. В нем часто используются более смелые принты, яркие цвета и альтернативные материалы, такие как блестки, бисер и кружево. Современное лоскутное шитье также имеет тенденцию к более абстрактному дизайну, который может потребовать более сложных техник склеивания [6].

Художественные лоскутные одеяла — это лоскутные изделия, которые были возведены в ранг изобразительного искусства. Эти изделия могут включать традиционные элементы пэчворка, но часто в них также используются другие нетрадиционные материалы, такие как краска, вышивка или аппликация. Художественные лоскутные одеяла, как правило, являются единственными в своем роде изделиями, которые предназначены для демонстрации в качестве настенных гобеленов, а не функциональных лоскутных одеял.

Английское paper piecing — это стиль пэчворка, который включает в себя сшивание кусочков ткани по шаблонам, сделанным из бумаги или картона. Этот стиль часто используется для создания сложных, высокодетализированных узоров, таких как шестиугольники, ромбы и цветы.

Сшивание основы по частям — это техника, которая включает в себя пришивание ткани к основному материалу, такому как бумага, муслин или сопряжение. Этот метод позволяет получать точную выкройку и точные припуски на швы, и его часто используют для создания более сложных узоров, таких как изогнутые выкройки или замысловатые аппликации [7].

Машинное сшивание — популярный метод лоскутного шитья, который включает в себя использование швейной машины для сшивания кусочков ткани вместе. Машинное шитье происходит быстрее, чем ручное, и часто используется для создания больших лоскутных одеял, хотя его можно использовать и для небольших проектов.

В заключение можно сказать, что лоскутное шитье — это универсальный и разноплановый вид искусства, который предлагает бесконечные возможности для творчества и самовыражения. Независимо от того, предпочитаете ли вы традиционный дизайн или более современные подходы, существует стиль пэчворка, который будет соответствовать вашим интересам и навыкам. Разбираясь в различных видах пэчворка, вы сможете изучить новые техники и стили, а также найти новые способы выразить свое творческое видение.

Литература:

  1. Адамян А. А. Вопросы эстетики и теории искусства. — М.: Дашкова, 2019. — 168 с.
  2. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. — М.: Практика, 2021. — 167 с.
  3. Калинина Е.С Натура и фантазия в декоративной композиции. — М.: Высшая школа, 2020. — 194 с.
  4. Мартынова Л. С. Художественная роспись тканей. — М.: Лань, 2021. — 179 с.
  5. Муханова И. А. Шитье из лоскутков. — М.: Дашкова, 2020. — 159 с.
  6. Носков В. Г. Перекличка веков. — М.: Высшая школа, 2021. — 187 с.
  7. Рондели Л. Д. Народное декоративное прикладное искусство. — М.: Практика, 2020. — 153 с.
  8. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство. — М.: Дашкова, 2020. — 183 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лоскутное шитье, создание, техник, Америка, Англия, вид искусства, национальный вид творчества, современное лоскутное шитье, современный вид искусства, сшивание кусочков ткани.


Ключевые слова

народные промыслы, лоскутное шитье, виды лоскутного шитья

Похожие статьи

Резьба по дереву: история становления в России, классификация

статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.

Роль и значение кустарничества

В статье представлены роль и значение кустарничества в условиях рыночной экономики и развития народно-прикладного искусства.

Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту

В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на визуальной основе

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Из истории вышивки. Вековая канитель

Статья рассказывает об одном из видов золотого шитья — вышивке канителью. Рассматриваются вопросы возникновения, историческое развитие, технологии изготовления и применения, ее современное состояние. Описываются технологические приемы выполнения кани...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы

Статья посвящена разностороннему анализу сущности и проблематики современной реконструкции одежды посредством компиляции разрозненной информации по данной тематике. Детерминированы характеристики отдельных типов реконструкции. Раскрыты проблемные нап...

Похожие статьи

Резьба по дереву: история становления в России, классификация

статье автор делает попытки: выделения исторических этапов становления народного промысла — резьбы по дереву, выделения стилистических особенностей произведений на каждом из этапов; классификации видов резьбы по стилистическим особенностям.

Роль и значение кустарничества

В статье представлены роль и значение кустарничества в условиях рыночной экономики и развития народно-прикладного искусства.

Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту

В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Восприятие искусства и формирование предметного образа на визуальной основе

В статье рассматривается предметный образ, формирование и восприятие искусства через элементы и мотивы казахских орнаментов.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Технология выполнения графического пейзажа

В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Из истории вышивки. Вековая канитель

Статья рассказывает об одном из видов золотого шитья — вышивке канителью. Рассматриваются вопросы возникновения, историческое развитие, технологии изготовления и применения, ее современное состояние. Описываются технологические приемы выполнения кани...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы

Статья посвящена разностороннему анализу сущности и проблематики современной реконструкции одежды посредством компиляции разрозненной информации по данной тематике. Детерминированы характеристики отдельных типов реконструкции. Раскрыты проблемные нап...

Задать вопрос