Владимирская вышивка — народный художественный промысел | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае Отличные иллюстрации

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №6 (36) июнь 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 1134 раза

Библиографическое описание:

Тузова, М. О. Владимирская вышивка — народный художественный промысел / М. О. Тузова, Л. С. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 6 (36). — С. 147-151. — URL: https://moluch.ru/young/archive/36/2102/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сегодня вышитые вручную изделия уступают место изделиям фабричной выработки. Почему изделия с ручной вышивкой становятся эксклюзивным товаром, почему их все меньше в нашем быту? В работе над данной статьей мы провели не только теоретическое исследование, но и частично прикладную работу. Сохранение технологии ручной Владимирской вышивки — требование времени.

Ключевые слова: Владимирская вышивка, изделие, вышивка, русская народная вышивка, растительный орнамент, Мстера, орнамент, мотив.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для каждого из нас очень важно сохранять ценное культурное наследие родного края.Объектом исследования являются швы и узоры владимирской вышивки. Предмет исследования — вышитые владимирскими швами изделия.

Цель исследования — доказать необходимость сохранения технологии Владимирской вышивки.

Задачи — исследовать узоры Владимирской вышивки, изучить потребности населения в товарах с ручной Владимирской вышивкой, найти применение полученных результатов.

Методы исследования. Анкетирование; краеведческий поиск; источниковедческий анализ и синтез; семантико-семиотический и стилистический анализ и синтез; беседа; интервью, наблюдение; поиск материала в сети Интернет.

С целью изучения востребованности изделий с Владимирской вышивкой я составила анкету и опросила респондентов в количестве 100 человек.

1. Есть ли в Вашем доме вышитые изделия?

а) да, много; б) в моем доме нет вышитых изделий; в) планирую приобрести;

2. С какой целью Вы обычно приобретаете вышитые изделия?

а) в качестве подарка; б) для декора; в) для дома; г) для коллекции .

3. Нравятся ли Вам изделия с Владимирской вышивкой?

а) да, очень; б) нет, слишком яркие; в) не знаком с ними

4. Какие изделия с Владимирской вышивкой Вы хотели бы приобрести?

а) салфетка; б) сумка; в) фартук; г) кухонный набор.

5. Что больше всего привлекает Вас во Владимирской вышивке?

а) яркие краски; б) выразительность орнамента; в) разнообразие сюжета.

6. Какие мотивы узоров Вам нравятся больше других?

а) растительные; б) зооморфные; в) антропоморфные; г) смешанные.

7. Как Вы считаете, можно выполнять Владимирскую вышивку на другой ткани? а) трудно ответить; б) вышивка будет невыразительной.

8. Хотели бы Вы научиться искусству Владимирской вышивки?

а) хотел(а) научиться; б) уже умею; в) нет, не люблю вышивать.

9. Как вы думаете, можно ли заменить традиционный красный цвет Владимирской вышивки? а) да, это будет не менее привлекательно; б) все зависит от вида изделия; в) это изменит назначение изделия.

10. Нужно ли расширять в продаже ассортимент таких изделий?

а) да, т. к. все изделия однообразны; б) не считаю нужным.

11. Где предпочитаете приобретать вышитые изделия?

а) в магазине; б) по каталогу; в) на рынке; г) шьете и вышиваете сами.

12. При покупке вышитых изделий, чем вы руководствуетесь?

а) прежде всего качество; б) красивый внешний вид; в) доступная цена.

13. Ваш пол? а) мужской; б) женский.

14. Ваш возраст ? а) до 20 лет; б) 21–35 лет; в) 36–45 лет; г) старше 45 лет

В результате опроса выяснилось, что каждый третий респондент имеет или желает приобрести изделия с вышивкой. Причем, многие отдают свое предпочтение именно Владимирской вышивке, отмечая выразительность и яркость орнамента. Достаточно часто вышитые изделия приобретаются в подарок. Следует отметить, что многие выразили желание научиться искусству Владимирской вышивки. Респонденты отметили, что замена традиционного красного цвета иным способствовала бы расширению границ возможного применения изделий. А вот от кардинальной замены ткани, на которой традиционно выполняется Владимирская вышивка, советуют отказаться большинство опрошенных.

  1. Источниковедческий анализ и синтез

1) Специалист по русскому народному искусству Г. С. Маслова в монографии «Орнамент русской народной вышивки» [2] рассматривает техники выполнения вышивки, ее сюжеты и семантику отдельных орнаментированных мотивов. Автор выделяет основные типы вышивки, а также показывает связь типов вышивки с различной социальной средой, т. е. показывается влияние города, усадебного быта на композицию орнамента. В первых же строках книги читаю: «Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения» [2].

2) И. Я. Богуславская в книге «Русская народная вышивка» [1] пишет: «Прочесть такие орнаменты почти невозможно. Они впечатляют ритмической красотой узора и таинственной, почти магической, исходящей от них силой» [1]. В книге нашли достаточное освещение вопросы происхождения и развития узора в орнаменте народной вышивки.

3) Вкниге «Народные художественные промыслы» [3] авторы Уткин П. И. и Королева Н. С. подробно осветили вопросы особенностей Владимирской вышивки, а также дали оценку вкладу современных мастеров для развития этого вида искусства

4) В альбоме «Владимирские швы» [4] изложены теоретические сведения об особенностях Владимирской вышивки, дано описание техники выполнения Владимирских швов, представлены фото авторских работ ведущих мстерских художников по вышивке: В. Н. Носковой, Т. М. Дмитриевой.

Изучая литературу по теме, я узнала, что для русской вышивки наиболее характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, в изображениях которых закладывается определенный смысл. Для Владимирской вышивки более характерен свободно построенный растительный орнамент. Вышивание «верхошовом» выполняется преимущественно красным мулине по льняной ткани. Все авторы — исследователи сходятся во мнении, что вышивальщицы стремятся сохранить исторически сложившиеся характерные техники вышивания.

  1. Поиск материала в сети Интернет

Вышивка — один из древнейших и поныне самых популярных видов украшения текстильных изделий. Этот вид рукоделия, изменяясь и совершенствуясь параллельно историческим этапам развития человечества, отражает прогресс культуры. В различных регионах России в соответствии с особенностями быта народа, местными и природными условиями сформировались традиционные орнаменты.

Вышитые изделия, найденные на территории Владимиро-Суздальского княжества XI — начала XII вв. в захоронениях сельского населения, характеризуют развитое декоративно-прикладное искусство. Установлено, что вышивки выполнялись в основном шелковыми и золотыми нитями. Фрагменты тканей, сохранившие древнюю вышивку, позволяют восстановить фактуру нитей и особенности орнамента.

Гладь в старинных золотошитых изделиях выполнялась так, что лицевые нити образовывали плотные стежки. Позже золотая вышивка выполнялась техникой «вприкреп», когда нити прикрепляются к ткани при помощи шелка, что позволяет сохранить целостность основного изделия без проколов жесткой золоченой или серебряной проволокой. Вероятно, именно эта техника легла в основу «владимирского шва», или «верхошва», в котором крупными стежками застилается лишь лицевая сторона орнамента. Характер орнамента владимирской вышивки менялся под воздействием заимствований из парчовых тканей, привезенных с Востока. Неоспоримо влияние христианской культуры, и, главное, белокаменной резьбы, украшающей храмы города Владимира.

Описание: C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\EW9WGCAZFWIR0CAKSU84VCA1YPM2DCAB8E3C4CAF0UB1JCA6BS08KCAGO7W8GCA4BGLTQCAEMA6O7CA7N47YXCAOPBXA5CAOYA4KVCA75NFGRCAQDMRB6CA2DRODHCAQIUKZHCABCXCFBCAKM5XV2CACEV4BU.jpg

Однако заимствованные мотивы не вытесняли сердцевинные, исконные образы родной природы. Гармония космического и земного как идеальное представление наших предков об окружающем мире отразилось в многообразии декоративных мотивов растительного орнамента. Мотив солнца, трав, птиц, цветов характеризует старинные вышивки и продолжает оставаться характерной чертой современной владимирской вышивки.

Зарождение и развитие вышивального промысла в поселке Мстёра Владимирской области относится к 60-м годам XIX столетия. Уже к 1875 г. в этом промысле было занято более 50 человек. Самобытность мстерской вышивки рождена своеобразием художественной культуры Владимирского края. В основе так называемого «владимирского шва», лежит яркая, броская декоративная вышивка крупными стежками толстых цветных нитей. Она носит звучный мажорный характер. Обобщенный узор многоцветен и строится обычно на трезвучии красного, синего и желтого. Одностороннюю гладь, ее называют верхошов, выполняют цветными нитками мулине или цветной шерстью. Яркая, нарядная, цветная гладь, где доминирует красный цвет, декорирует скатерти, настенные панно, портьеры, покрывала. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле. Вышивку владимирским швом часто дополняют нарядными накладными сетками.

В 1923 г. во Мстере была организована строчевышивальная артель имени Н. К. Крупской, в которой развилась традиционная вышивка белой и цветной гладью на хлопчатобумажных тканях. Крупнейшим художником мстерского вышивального промысла является Т. М. Шульпина (Дмитриева). Развитие ее творчества началось в тридцатые годы. Вскоре она стала ведущим мастером, в совершенстве владеющим белой гладью и владимирским швом. С тех пор ею созданы многочисленные произведения, в которых интересно интерпретировались природные и фольклорные мотивы. Она воспела радость жизни, изображая цветущий сад с порхающими между цветами и деревьями мотыльками и птичками. Травы то сплетаются в легкие изящные гирлянды, то собираются в маленькие букетики. Через все самые значительные произведения проходит удивительное, ни с чем не сравнимое сказочно-поэтическое видение образа. В сороковые годы начала работать вышивальщицей В. Н. Носкова. Ее язык более обобщен и возвышен. Она — мастер больших жанровых панно, скатертей. Художница удивительно умело ограничивает себя в выборе художественных средств, но зато каждое произведение предельно закончено и ясно выражает замысел автора.

Семантика и символика вышивки. Среди мотивов растительного орнамента в вышивке видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни. В содержании вышивки находили отражение вечные силы живой природы, выраженные через знаки и символы. Каждый элемент вышивки, знаки и даже линии имели определённое значение, являлись средством общения и оберегами. В славянской деревне женщина была хранительницей обрядов , которые должны были обеспечить благо семье. Вышивали одежду, пояс, рукавицы, обувь. Вышитыми тканями убирали крестьянский дом. В узорах этих вышивок используют мотивы растительного и зооморфного характера. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т. е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери-прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. «Розетка», состоящая из 8-ми лепестков — лопастей, соединенных в центре, выступает как символ женского начала, плодородия.

Знак солнца представлен в виде ромба, круга, ладьи с конскими и птичьими головами; женская фигура — это богиня — Мать – сыра земля с воздетыми к солнцу руками.

Стилистический анализ узоров для вышивки. Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни. Во все времена крестьянская вышивка развивались самостоятельно и своеобразно, постепенно изменяя смысл древних изображений и превращая их из магических знаков в декоративные узоры [1]. Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать, используя в качестве рисунков для вышивки натуралистические изображения, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» не отвечают особенностям декоративно — прикладного искусства. Как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений. Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художественную ценность. При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент. Для Владимирских швов более характерен свободно построенный растительный орнамент, который выполняется по рисованному контуру, очерченному округлыми линиями.

Образы солнца, птиц, людей, животных изображаются определенными стилистическими приемами. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру — Землю, выступает покровительницей плодородия. Она призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

  1. Краеведческий поиск. Посещение экспозиции «Вышивка» Музея в Троицкой церкви г. Владимира. Музей создан в 1975 г. В музее 11 экспонатов с владимирской вышивкой. Большинство работ в коллекции принадлежат Шульпиной Т. М., также есть работы Катковой Н. М., Кислиной А. И., Ерофеевой Л. А. и Юдиной И. И. Самая «возрастная» работа — это работа Катковой Н. М. «Дружная семейка», выполненная в 1960 году. Музей пользуется популярностью. Каждая работа, представленная в музее, подчеркивает индивидуальность и самобытность искусства Владимирской вышивки. Особенно мне понравилось панно «Вдоль деревни» Т. М. Шульпиной, где в разрезе показываются дома, и мы видим, что происходит в каждом из них. В первом доме изображено гуляние, во втором, конечно же, чаепитие, ну а в третьем — рукоделие.

Посещение Мстерского Художественного музея. Музей основан 5 октября 1919 г. решением комиссии под председательством известного художника, академика живописи — уроженца Мстеры — Ф. А. Модорова. С 1996 г. — Муниципальное учреждение культуры Вязниковского района Владимирской области «Мстерский художественный музей». Основная экспозиция музея — «Искусство Мстеры». Выставочный зал музея расположился в старинном двухэтажном доме № 1 по улице Ленина и занимает площадь 295 м 2 . Количество посетителей в год — 6–7 тыс. чел. Собрание музея насчитывает свыше 2000 единиц экспонатов. В музее представлена искусство мстёрских мастеров в уникальных авторских произведениях от XVII века до настоящего времени, в том числе и вышивка «владимирскими швами».

  1. Беседа с профессиональной вышивальщицей — педагогом пос. Мстера. Мстёра, пожалуй, единственный в нашей стране посёлок, где практически каждый второй житель — художник или вышивальщица. Примером тому является семья Некосовых — членов союза художников России. Валентина Семеновна больше 15 лет преподавала искусство вышивки во Мстерской средней школы № 11. Будучи на пенсии, она не забывает своё любимое дело, участвуя в профессиональных выставках.
  2. Интервью с бывшей работницей фабрики им. Крупской

1. Вопрос: Когда было создано предприятие? Ответ: В 1923 г. 2. Вопрос: Какие изделия производились на фабрике? Ответ: Мы вышивали столовое бельё, покрывала, портьеры, одежду. Многие изделия шли на экспорт, отсюда и большая заработная палата. 3. Вопрос: Какие отношения были в коллективе? Ответ: Коллектив был дружный, особенно объединяла совместная работа над совместным панно для выставки или на заказ. 4. Вопрос. Пользовалась ли спросом выпускаемая продукция? Ответ: Выпускаемая продукция пользовалась большим спросом. Покупались и изделия массового тиража, и авторские работы. 5. Вопрос: Как получилось, что фабрика прекратила свою деятельность? Ответ: Традиционная ручная вышивка достаточно трудоемка, поэтому и дорога. Снизился спрос на продукцию, фабрика оказалась в тяжелом состоянии. Предприятие временно остановили на зимний период, но восстановить так и не смогли.

Заключение. Изучая информацию по теме, я обнаружила, что сведения о Владимирской вышивке, на мой взгляд, представлены в недостаточном объеме, поэтому главной частью моей исследовательской работы стала поездка в Мстеру. Меня тронула поездка в этот тихий задумчивый поселок. Я с удовольствием посетила местный Художественный музей, где меня очаровали авторские работы мастериц вышивального искусства. Удалось встретиться с одной из лучших вышивальщиц Мстеры — бывшей учительницей Некосовой В. С. Какие же эксклюзивные произведения искусства она создает с помощью иглы и нитки! Давно закрыта строчевышивальная фабрика. Уже 5 лет не обучают искусству вышивания в местной школе, а с 2003 года в Мстерском Художественном училище закрылось отделение профессиональных вышивальщиц. Фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка», на которой работают единицы энтузиастов. В результате проведенного исследования, я поняла, что Владимирская вышивка по своим художественным качествам и своему значению как исторического источника, представляет непреходящую ценность. Проведенные мною исследования доказывают, что есть надежда на сохранение и развитие такого самобытного народного искусства, как Владимирская вышивка! Приобщаясь к ручному декоративно-прикладному творчеству, мы становимся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественную культуру человечества!

Литература:

  1. Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. «Искусство»,М-1972.-151 с.
  2. Маслова Г. С. Орнамент pyсской народной вышивки как исторический источник. — СЭ, 1975, № 3, с. 34–44.
  3. Уткин П. И. Народные Художественные промыслы. 1992.- 159с.
  4. Владимирские швы. Государственный научно-исследовательский институт художественной промышлености; альбом — 1962.-24с.
  5. Вышивка. Журнал «Мир Женщины. «Дом печати» г. Ульяновск, 1992 год.
  6. Шитье и рукоделие. Энциклопедия М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1994. — 286с.
  7. http://www.bibliotekar.ru/rusDrevnyaya/5.htm
  8. http://www.russiancity.ru/dbooks/d09d.htm
  9. http://ubabushki.ru/index.php?menuop=view&menuid=7&contentop=view&conte
  10. http://www.russiangifts.ru/history.php?pos=160&lang=ru
Основные термины (генерируются автоматически): Владимирская вышивка, изделие, вышивка, растительный орнамент, Мстера, мотив, орнамент, Владимирская область, Краеведческий поиск, владимирский шов.


Задать вопрос