Ключевые слова: налоги, амнистия капиталов, добровольное декларирование активов, риски применения
8 июня 2015 года вступил в силу Закон июня 2015 года № 140-ФЗ «о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» (далее — Закон об амнистии капиталов). [3, с. 1]
В соответствии с текстом закона, целями Закона об амнистии являются: создание правового механизма добровольного декларирования активов и счетов (вкладов) в банках, обеспечение правовых гарантий сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами Российской Федерации, снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов, которые находятся в иностранных государствах, а также с переходом Российской Федерации к автоматическому обмену налоговой информацией с иностранными государствами.
Таким образом, основная идея Закона об амнистии капиталов заключается в том, что физическим лицам предлагается раскрыть сведения о своих зарубежных активах, которые были сформированы/приобретены с нарушениями налогового и валютного законодательства, взамен чего, физическим лицам гарантируется освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности
В соответствии с данным законом, раскрыть сведения о своих активах предлагается, заполнив специальную декларацию, и представив ее в налоговый орган до 31 декабря 2015 года.
Физическое лицо может задекларировать следующие сведения:
- Имущество (земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, в том числе акции, а также доли участия и паи в уставных капиталах российских и / или иностранных организаций)
- Контролируемые иностранные компании, в отношении которых физическое лицо является контролирующим
- Счета / вклады в банках за пределами РФ, где физическое лицо — собственник или бенефициар
Помимо этого, ФЛ вправе дополнительно указать информацию об источниках приобретения (способах формирования источников приобретения) объектов имущества, указанных в декларации, источниках денежных средств, зачисленных на счета (вклады), указанные в декларации, а также представить документы, подтверждающие права декларанта и (или) номинального владельца в отношении объектов имущества, указанных в декларации.
Условия предоставления гарантий
Гарантии предоставляются в отношении деяний, совершенных до 1 января 2015 года и исключительно в пределах правонарушений, совершенных при приобретении/формировании указанных в декларации сведений.
Кроме того, для предоставления соответствующих гарантий, необходимо, чтобы на дату представления декларации в отношении декларанта соответственно не было возбуждено уголовное дело, не начато производство по делу об административном правонарушении и по делу о соответствующем налоговом правонарушении, а также не была начата выездная налоговая проверка
Одним из важных условий предоставления гарантий также является соблюдение требований о репатриации имущества
Требования о репатриации движимого имущества в РФ
В отношении движимого имущества предоставление гарантий будет осуществляться только при условии, что декларируемое движимое имущество не находится в:
1. в государстве (на территории), включенном в «черный» список ФАТФ
2. в государстве (на территории), которое не обеспечивает обмен информацией для целей налогообложения с РФ
На данный момент «черный» список ФАТФ включает следующие страны: Исламская Республика Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика, Алжир, Мьянма.
В отношении государств, не обеспечивающих обмен информацией с налоговыми органами РФ, такой перечень точно не обозначен, что подтверждается письмом ФНС от [5, с. 1], однако, к странам, не обменивающимся информацией с РФ можно с высокой долей вероятности отнести государства, перечисленные в списке Минфина. [5, с. 1]
Репатриация недвижимого имущества в рамках Закона об амнистии капиталов не предусмотрена
Гарантии, предоставляемые Законом об амнистии капиталов
В соответствии Законом об амнистии капиталов декларанту предоставляются следующие гарантии:
- освобождение от уголовной ответственности за следующие преступления:
· Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
· Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
· Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организации
· Неисполнение обязанностей налогового агента
· Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
- освобождение от административной ответственности за следующие правонарушения:
· Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- освобождение от ответственности за налоговые правонарушения
- отсутствие возможности использования сведений, содержащихся в декларации и документах, прилагаемых к декларации, в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном или налоговом правонарушении в отношении декларанта или номинального владельца имущества
- обеспечение налоговой тайны в отношении сведений, содержащихся в декларации в соответствии с законодательством РФ
- получение права задекларировать зарубежные счета, ранее неправомерно незадекларированные, и признание всех валютных операций, совершенных по таких счетам до 1 января 2015 г., осуществленными без нарушений валютного законодательства РФ
- освобождение от налогообложения в РФ операций по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества
Гарантии предоставляются также в случае, если декларантом представлены сведения не обо всех активах, подлежащих декларированию в рамках Закона об амнистии капиталов.
Действительно, законом об амнистии капиталов предусматривается довольно широкий перечень гарантий, тем не менее, перед подачей декларации особую важность представляет оценка деяний и возможных последствий, которые не покрываются законом об амнистии капиталов.
Риски
Тем не менее, в отношении всех правонарушений, совершенных после 1 января 2015 г. гарантии Законом об амнистии капиталов не предусматриваются. Соответственно, все налоги, подлежащие уплате, должны будут быть уплачены в бюджет.
Отсюда также следует, что все операции по незадекларированным иностранным счетам, совершенные после 1 января 2015 г., признаются валютными операциями, осуществленными с нарушением валютного законодательства и гарантии по ним не предоставляются, и ФЛ может быть привлечено к ответственности за их совершение
Учитывая, что штрафы за совершение неправомерных валютных операций начисляются в размере от 75 % до 1 от суммы таких операций, то принятие физическим лицом решения о необходимости декларирования будет, в том числе, зависеть от суммы неправомерных операций, совершенных после 1 января 2015 г. [2, ст.15.25 КоАП]
Помимо этого, Закон об амнистии капиталов предусматривает освобождение от ограниченного перечня налоговой, административной и уголовной ответственности. В связи с чем, совершение правонарушений/преступлений не из данного перечня в случае декларирования влечет привлечение к ответственности в полном объеме.
Также не совсем прозрачна ситуация в отношении гарантий относительно денежных средств. Поскольку Законом об амнистии капиталов отдельно не указано о возможности декларирования денежных средств, то и предоставление гарантий в отношении источников формирования данных денежных средств может оставаться под вопросом. [4, с. 1]
Несмотря на то, что Закон об амнистии капиталов гарантирует соблюдение режима налоговой тайны, неиспользования сведений, содержащихся в декларации в качестве основания для возбуждения дел в отношении декларанта, практики применения данного закона не существует, соответственно, нет и какой-либо определенности по дальнейшему использованию государственными органами сведений, изложенных в декларации.
Таким образом, возможные риски и последствия, описанные выше, могут явиться «отпугивающим» фактором при принятии решения о декларировании активов, что, вероятно, может негативно сказаться на эффективности проведения политики в отношении возвращения капиталов в рамках амнистии капиталов.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2015 года. — Москва: Эскимо, 2015. — 1120 с. — (Законы и кодексы).
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2015)
3. Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ
4. <Информация> ФНС России <О представлении специальной декларации до 31 декабря 2015 года>
5. Письмо ФНС от 21 июля 2015 г. № ОА-3–17/2793@
6. Приказ Минфина России от 13.11.2007 № 108н (ред. от 02.10.2014) «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2007 N 10598)!