Вопросы теории и практики налоговой амнистии за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 14.03.2022

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Прусов, С. Д. Вопросы теории и практики налоговой амнистии за рубежом / С. Д. Прусов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89424/ (дата обращения: 22.11.2024).



Налоговые поступления для каждого современного государства составляют важнейшую часть формирования бюджета. На сегодняшний день вопрос сбалансированности и регулирования бюджетов различного уровня встает крайне остро в каждом государстве, ведь без должных денежных поступлений в бюджет его существование будет весьма затруднено.

Во время финансовых кризисов, застоев и иных проблем образованной экономической системы крайне важно балансировать между принятием мер поддержки и наказания в отношении граждан и организаций, так или иначе нарушающих налоговое, финансовое и иное законодательство [1]. Одной из распространившихся мер в отношении таких лиц (физических или юридических), которые нарушили закон, является амнистия. Даная мера применяется по решению органа государственной власти, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, а именно от оплаты налогов, либо штрафов, предусмотренных за их неуплату.

Налоговая амнистия, при должном ее проведении, достигает не только основных целей, упомянутых выше, а кроме этого формирует финансовую грамотность среди налогоплательщиков, разрабатывает финансовые стимулы по оплате налогов, тем самым побуждает принять в ней участие все группы налогоплательщиков.

Проведение налоговых амнистий сочетает в себе первичную цель — пополнение государственного бюджета, а так же исправление допущенных ошибок и проступков со стороны плательщиков налога.

Следует отметить, что в данном случае необходимо учитывать как интересы государства, так и налогоплательщиков, ведь только в данном случае вышеуказанный механизм будет работать. Для «недобросовестных» налогоплательщиков крайне важно понимание того, что их ответственность за прошлые финансовые проступки будет минимальной, либо вовсе отсутствовать.

Исходя из сложившейся практики, на сегодняшний день сложилось три вида налоговых амнистий:

 налоговая амнистия, позволяющая налогоплательщикам составить уточненную налоговую декларацию с правом внесения налогоплательщиком изменений в первоначальную налоговую декларацию, за определенный налоговый период с последующим смягчением налоговых штрафных санкций, если вместе с уточненной декларацией в налоговый орган направляется платежное поручение об уплате налога;

 налоговая амнистия штрафов, предусматривающая частичное списание штрафов за неуплату того или иного налога;

 налоговая амнистия расследования, сущность которой заключается в том, что налогоплательщику гарантирована защита от риска, который связан с налоговым контролем. Яркими примерами таковых амнистий могут служить налоговая амнистия в США в 2009 году, в Италии с 2009 по 2010 год, Австралии в 2010 году, Великобритании с 2009 по 2010 год. Данные налоговые амнистии, по мнению большинства финансистов явились весьма успешными.

В Соединенных Штатах, на тот момент, участниками налоговой амнистии стали примерно 45 тысяч человек, которые раскрыли свои «неоплаченные» налоги, в том числе оффшорные счета. Налоги и штрафы были оплачены в полном объеме. В свою очередь власти США освободили участников амнистии от уголовной ответственности за неуплату налогов с оффшорных капиталов [2]. США во время глобального финансово-экономического кризиса смогло весьма успешно провести налоговую амнистию, что послужило стимулом для возврата «утерянных» бюджетных средств, путем перечисления недостающих налоговых платежей.

Кроме этого, крайне интересным примером налоговой амнистии служит итальянский пример. Там, налоговая амнистия получила свое распространение на частных лиц, малый и средний бизнес. Участники обязаны были вывести деньги из оффшоров в пользу экономической системы Италии, а так оплатить налог по пониженной ставке. Для лиц, все же сокрывших информацию об оффшорных счетах был предусмотрен двойной штраф. На 2009 год бюджет Италии получил обратно недостающие 4 миллиарда евро.

Исходя из зарубежного опыта, налоговые амнистии могут быть весьма действенным способом по выводу теневых капиталов, возвратом средств из оффшоров. Опыт США, Италии, Великобритании следует считать весьма успешным. Механизм амнистий должен быть нацелен не только на пополнение бюджета, но и на укрепление финансового потенциала страны, воспитание налогоплательщиков, формирование правовой культуры.

Что касается отечественного опыта, то Российская Федерация так же проводила налоговые амнистии, которые отличились своей спецификой. Так, амнистия 1993 года носила исключительно возмездный характер и фискальные цели, в силу финансовых сложностей государства. Тогда, Россия требовала от участников полной оплаты налогов и сборов, в противном случае был предусмотрен тройной штраф. Такие меры были совсем непривлекательны для налогоплательщиков и получили негативную оценку всех участников налоговых отношений. Амнистия 1993 года не дала нужных результатов, общество не было готово к таковым событиям, отношение к налоговым правонарушениям было терпимым. Однако, принятие нового Налогового Кодекса в начале к концу 90-ых годов послужило мощным толчком для проведения новой налоговой амнистии [3]. Ставки НДС были снижены, прогрессивная шкала по НДФЛ отменена, с фонда оплаты труда социальные отчисления стали взиматься по регрессивной шкале.

Благодаря столь положительным мерам налоговые доходы в бюджет крайне возросли. Более 100 миллиардов долларов США получил бюджет Российской Федерации, что составляло почти 40 % от суммы, вывезенной в 90-ые из России [4].

Таким образом, следует сделать выводом о том, что налоговые амнистии являются весьма важным и действенным инструментом налоговой политики, который направлен на пополнение бюджет налоговыми доходами для сбалансированности бюджетов разных стран. Данный инструмент должен носить не только «собирательный» или фискальный характер, но и преследовать более глубокие цели, проводиться с учётом как государственных интересов, так и интересов каждого налогоплательщика.

Литература:

  1. Налоговая амнистия, как инструмент налоговой политики: исторический аспект и зарубежный опыт. — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-amnistiya-kak-instrument-nalogovoy-politiki-istoricheskiy-aspekt-i-zarubezhnyy-opyt/viewer (дата обращения 04.07.2021).
  2. Амнистия капиталов. Декларировать нельзя прятаться. — [Электронный ресурс] — URL: https://zakon.ru/blog/2018/3/14/amnistiya_kapitalov_20_deklarirovat_nelzya_pryatatsya (дата обращения 05.07.2021).
  3. Кричевский Н. А. Амнистия капиталов: зарубежный опыт и российские перспективы // Финансы. 2014. № 9. С. 27–33.
  4. Моньков И. А. Проведение налоговой амнистии и амнистии капиталов в Российской Федерации // International Scientific Review. 2016. № 2 (12). С. 157–162.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая амнистия, амнистия, Великобритания, Италия, налогоплательщик, оплата налогов, Российская Федерация, Россия, США.


Задать вопрос