О политике деофшоризации российского бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 07.04.2019

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Погорелов, И. О. О политике деофшоризации российского бизнеса / И. О. Погорелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57904/ (дата обращения: 19.12.2024).



С 1 июля 2015 года в России проводится добровольное декларирование физлицами имущества, активов и счетов за рубежом, или так называемая амнистия капитала в рамках ФЗ N 376 от 24 ноября 2014 года, (о внесении изменений в НК РФ), в котором заявляется обязанность всех лиц, имеющих в иностранных фирмах (КИК) долю свыше 10 %, приравнивая прибыль иностранной компании к личному доходу ее акционера, уведомлять налоговые органы о данных фактах и декларировать прибыль пропорционально доле своего участия в таких организациях, а также ответственность за невыполнение данных обязательств [1].

На сегодняшний день было реализовано 2 этапа указанной политики, и 8 февраля настоящего года В. В. Путин заявил, что программа амнистии капитала может быть снова продлена. Что это, поразительная щедрость или очередная попытка преодолеть прошлые неудачи?

В принципе, Россия — далеко не единственное государство, осуществляющее линию, способствующую демотивации налоговых резидентов к созданию оффшорных компаний, используемых для накопления капитала. Более 30 стран, большинство которых — члены ЕС, либо уже приняли законодательство, регламентирующее деятельность контролируемых иностранных компаний, либо располагают для этого иными юридическими инструментами. Мотивы данных шагов очевидны.

Популярность такого рода компаний базируется на следующих достоинствах: они обеспечивают безопасность и конфиденциальность владения активами, гибкость управления активами с минимальными налогами, а также реализовывать международную торговлю и производство товарами без соблюдения жестких валютных ограничений. Это означает, что выявить настоящего учредителя той или иной оффшорной фирмы не всегда получится, а значит ответственность в рамках отечественного законодательства за его несоблюдение никто не понесет.

Тем не менее в средствах массовой информации высказывались предположения, что ситуация с движением капитала, возможно, начала меняться. И действительно, такие явления, как возросший контроль и прозрачность, борьба с офшорами, автоматический обмен информацией, наконец, появление так называемых санкционных рисков и запущенный российским правительством процесс амнистии капиталов и деофшоризации, по идее, должны были способствовать возврату денег в российскую финансовую систему. Но так ли это на самом деле?

Всколыхнувшее российское медиапространство исследование компании Frank RG «Private banking в России 2018 г. «Мифы и реальность» может только подтвердить самые пессимистичные мнения. Оценка компании, согласно которой всего 31 % активов российские миллионеры держат в России, не сенсационна, — по данным самой Frank RG, такая картина сложилась уже очень давно [3].

В свою очередь в августе 2017 года Национальное бюро экономических исследований (НБЭИ) опубликовало исследование, из которого следовало, что россияне хранят в офшорах активы на сумму более $1 трлн. или 60,75 трлн. руб., что составляет около ¾ валового национального дохода страны, то есть за рубежом богатые россияне держат практически столько же, сколько все население внутри страны. Стоит также отметить, что данный показатель примерно в 3 раза превышает уровень валютных резервов страны [5].

И хотя, 6 февраля 2018 года, накануне завершения второго этапа амнистии капитала, министр финансов Антон Силуанов заявил, что в рамках очередного этапа было задекларировано более 10 млрд. евро или всего лишь более 1 % от указанной выше аккумулированной суммы, данная ступень амнистии была объявлена успешной [7].

То есть, объективно с начала проведения политики деофшоризации в России некоторые предприниматели перевели свои средства из западных банков. Правда, финансовый капитал большинства лиц не превышал $1–3 млн., да и возможными причинами данного перемещения могло стать снижение уровня сервиса в крупных западных банках, которым стали невыгодны такие «маленькие» клиенты при достаточно высокой стоимости обслуживания. Для российских банков такие клиенты являются достаточно крупными и желанными, им готовы предоставить хороший сервис. Кроме того, потенциальным толчком к возвращению капитала домой могла выступить опасность попадания в санкционные списки западных держав, а значит и заморозку хранящихся там активов. Однако личности, располагающие гораздо более весомым капиталом, порывов патриотизма не проявили даже с учетом возможной налоговой амнистии [3].

К сожалению, традиционное недоверие владельцев крупного капитала к российской юрисдикции сохраняется, несмотря на попытки властей улучшить инвестиционный климат в стране. Угрозы введения санкций в отношении крупнейших российских банков только усиливают страх. Например, в 2018 году мы наблюдали возросший интерес к перемещению ликвидных активов в зарубежные банки со стороны состоятельных людей из российских регионов. Основными причинами такой динамики послужили увеличение санкционных рисков в отношении российских банков и неожиданное на фоне высоких цен на энергоресурсы ослабление курса рубля, а также пример «друзей и бизнес-партнеров», которые уже имеют такие зарубежные «подушки безопасности». Так что явных тенденций, которые указывали бы на разворот частного капитала в сторону России, не наблюдается.

Однако, новый этап амнистии капитала, законопроект которого должен быть внесен Минфином в Правительство в ближайшее время, сейчас просто необходим. Действия мирового сообщества как нельзя кстати могут способствовать существенно лучшим результатам по сравнению с прошлыми стадиями.

В данный момент ЕС оказывает существенное давление на законодательные органы практически всех островных государств, предоставляющих возможность регистрации оффшорных компаний на своей территории, а также иные зоны. Формирующиеся со стороны ЕС претензии вполне логичны и обоснованы, так как, пускай и в меньшей степени, чем российская сторона, страны западной Европы тоже несут налоговые убытки от деятельности офшор, поэтому сейчас ведется масштабная работа по систематизации информации о подобных территориях и соблюдении на них установленных правил открытия компаний и их деятельности, учреждении различных видов межстрановой отчетности для сопоставления оборотов и цен в рамках международных групп компаний и выявления центров прибыли, сформированных в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций, а также ведение реестра бенефициаров.

Компаниям — налоговым резидентам таких популярных оффшорных юрисдикций, как Каймановы острова, Бермуды, остров Мэн, Гернси и Джерси одним из первых с начала 2019 года пришлось открыть реальные офисы и нанять сотрудников. Схожие между собой законопроекты о внедрении требований «экономического присутствия» следом были приняты властями британских коронных владений и заморских территорий, в скором времени акты должны быть приняты на Кайманах и Британских Виргинских островах и т. д. [2].

Эти юрисдикции откликнулись на новые требования, так как последовательно следят за своей репутацией и в них зарегистрировано множество компаний и фондов, тесно связанных с европейским капиталом. Такие требования проистекают из общей концепции, что налоговыми льготами должны пользоваться полноценные резиденты юрисдикций, а не компании, не осуществляющие реальной экономической деятельности.

Требования распространятся не на все зарегистрированные компании, а только на налоговых резидентов в таких сферах, как финансы и банковское дело, страхование, лизинг, морские перевозки, управление интеллектуальной собственностью, холдинговый бизнес, распределительные и сервисные центры. Для новых компаний правила начали действовать с 1 января 2019 года. Уже зарегистрированные компании должны открыть офисы и нанять сотрудников до 1 июля 2019 года. За нарушение требований грозят жесткие санкции — от штрафов до исключения из реестра компаний.

Несмотря на то, что во многих офшорных юрисдикциях существуют требования по ведению отчетности KYC (know your customer — «знай своего клиента»), это все еще территории, где компании могут иметь только почтовый адрес и счет в банке. Через такой счет могут проходить значительные суммы, которые не облагаются налогами, а в одном здании в оффшорных зонах могут быть зарегистрированы сотни тысяч компаний. Однако, сегодня реестры компаний и их бенефициарных собственников становятся публичными, появляются требования к ведению отчетности таких компаний и придется реально присутствовать в этих юрисдикциях.

Компаниям нужно будет заключить договор аренды, нанять директора и выплачивать ему зарплату и социальные взносы, а также трудоустроить в компанию других специалистов. Это означает, что теперь стоимость содержания фирмы вырастет с нескольких тысяч евро в год до среднеевропейских значений, а значит многим фирмам придется принимать решение о целесообразности нахождения в офшорах.

Наиболее соответствующим ситуации действием со стороны российских властей должен представляется ряд предложений и льгот, которые бы не оставили вопросов у предпринимателей, куда именно перемещать свой бизнес. А с учетом того, что бизнесмен стремится, в первую очередь, разместиться в благоприятной инвестиционной среде с предсказуемой экономической политикой, низким административным и фискальным давлением на бизнес, необходимо представить идею, как минимум, предельно привлекательную.

В. В. Путин предлагает в качестве благоприятных условий репатриации капитала безналоговую ликвидацию КИК, а также «освободить граждан от уплаты налога на доходы физических лиц с прибыли контролируемых ими иностранных компаний при условии, если в 2019 году они станут налоговыми резидентами Российской Федерации» [6]. Стоит отметить, что условием получения данных льгот является необходимость регистрации бизнеса либо на острове Октябрьский в Калининграде, либо на острове Русский во Владивостоке. Кроме того, присутствует обязательство инвестировать 50 млн руб. в течение полугода с момента регистрации в специальном административном районе, что существенно ограничивает привлекательность ранее отмеченных льгот, а главное отечественные офшоры не признаны на международной арене.

В первую очередь, представляется необходимым решение последнего вопроса, для чего необходимо более четко отразить в законодательных актах порядок предоставления информации о бенефициарах САР. И хотя директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Салугина-Сороковая заявила, что Россия в полной мере готова выполнять требования о противодействии отмыванию денежных средств, в том числе посредством раскрытия бенефициаров уполномоченному органу и организациям финансового рынка, опасения и замечания со стороны мирового сообщества неоднократно высказывались [4]. А значит, работа со стороны инициаторов сопутствующих законов была проведена в недостаточных объемах. Во-вторых, существенным облегчением для мигрирующих компаний стало бы освобождение от обязательства по инвестированию 50 млн руб. на территории РФ. В-третьих, на территории САР воспрещена деятельность финансовых организаций, что несколько сужает сферу возможных участников программы.

Разрешив данные проблемы можно было бы добиться максимального притока капитала, а значит обеспечить в экономику дополнительные источники налогообложения, а также новые рабочие места и рост благосостояния населения.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" от 24.11.2014 N 376-ФЗ
  2. Прощание с Бермудами: что означают новые требования к оффшорным компаниям // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/12/2018/5c17b7c09a7947502612d804 (дата обращения: 04.04.2019).
  3. Почему состоятельные россияне не возвращают деньги на родину // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/368701-pochemu-sostoyatelnye-rossiyane-ne-vozvrashchayut-dengi-na-rodinu (дата обращения: 04.04.2019).
  4. О создании в России специальных административных районов по инициативе Минэкономразвития // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/banking/201817057 (дата обращения: 04.04.2019).
  5. В США оценили активы россиян в офшорах // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/08/2017/599d1b159a7947429264a69d (дата обращения: 04.04.2019).
  6. Чем выгодны условия продления налоговой амнистии в России // РБК. URL: https://pro.rbc.ru/news/5c5c23db9a7947ac9fe79b45 (дата обращения: 04.04.2019).
  7. Силуанов раскрыл сумму задекларированных по амнистии капитала средств // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/02/2019/5c5ae7739a7947528b319116 (дата обращения: 04.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): компания, Россия, KYC, актив, банк, ведение отчетности, мировое сообщество, остров, офшор, реестр компаний.


Задать вопрос