Тема города Мурома в творчестве Ивана Семёновича Куликова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.09.2015

Статья просмотрена: 666 раз

Библиографическое описание:

Домахин, А. А. Тема города Мурома в творчестве Ивана Семёновича Куликова / А. А. Домахин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22140/ (дата обращения: 22.12.2024).

В статье рассказывается о картинах И. С. Куликова, на которых изображены люди, окрестности, ярмарки и базары старинного города Мурома. Приведён анализ некоторых из них.

Ключевые слова: Иван Семёнович Куликов, Муром, ярмарка, монастыри, картина.

 

Современный мир вновь вносит в жизнь нашего общества интерес к живописи и в целом к искусству. Возвращается интерес и к коллекционированию предметов искусства. Многие художники не только пишут собственные картины, но и создают, по истине, великолепные коллекции, где предметы старины гармонично сочетаются с предметами современного искусства. Одним из таких людей в начале XX века в Муроме был Иван Семёнович Куликов. Написав более 1500 картин, он стал основателем и первым директором Муромского историко-художественного музея (МИХМ), в котором собрал около 400 работ декоративно-прикладного народного искусства. Значительная часть картин в его творчестве посвящена родному городу Мурому, его окрестностям, крестьянам, ярмаркам и т. п. [3, с.83]. Поэтому целью данной работы является выявление картин о городе Муроме в творчестве Ивана Семёновича Куликова и анализ некоторых из них.

С раннего детства художника восхищали обширные ярмарки и базары, проходящие в Муроме. На них приезжали жители близлежащих деревень, сёл и городов. Куликов описывал Муром красочно не только на картинах, но и словами: «город в течение двух недель наполнялся народом. Было шумно и весело и нарядно…Слепые сидели на мосту и пели священные псалмы…Зaпах свежескошенной травы, которую жевали лошади у своих телег…пахло дёгтем, которым смазывались колёса — всё это в солнечный день свою имело прелесть» [2, с.62]. Иван Семёнович посвятил ярмаркам целую серию работ: «В праздничный день» (1906), «Базар в Муроме» (1907), «Базар у карусели» (1908), «Базар с баранками» (1909), «Ярмарка» (1910) «Ярмарка в Муроме» (1910–1912), «Базар у церкви» (1913). Все картины изображающие Муромские базары и ярмарки написаны примерно в одинаковой цветовой гамме, имеют практически одинаковую манеру, поэтому можно проанализировать только одну из них.

В картине «Базар в Муроме» (Рис. 1) художник с большой точностью представляет себя в роли собирателя старины, изображает момент выбора на базаре предметов писца (XVII-XVIII век): подвесных литых чернильниц с объёмными изображениями птицы сирина, всадника, сцены борьбы с единорогом, а также подсвечника с двуглавым орлом, держателя-футляра для гусиного пера, которые он сам лично приобрёл в коллекцию МИХМ.

Рис. 1. Картина «Базар в Муроме»

 

Сюжет картины прост, как и в большинстве произведений Куликова. В один из жарких дней лета не затихает многоцветная ярморочная улица. На полотне она показана очень обобщённо: фигуры и лица толпы в большинстве своём являются только фоном, и только на переднем плане изображаются несколько фигур. Художник применяет здесь приём изображения фигур, которые освещены против света. Человек вырисовывается силуэтом либо на фоне голубого неба, либо на пейзаже, который красочно освещён солнцем. Справа задумчиво, неторопливо и изящно проходит румяная девушка в роскошном платке и тёмно-зелёном платье. Слева от миловидной девушки размещен какой-то чиновник. Он разглядывает старинные предметы, лежащие на земле (набор писца XVII-XVIII века), которые продаёт пожилая женщина под зонтом, ярко освещенным солнцем.

Картины «Базар в Муроме», «Базар с баранками», «Мальчики на базаре» написаны в разных временных промежутках, но написаны как бы в едином духе, одном стиле. Персонажи женщин можно выделить в сразу нескольких произведениях Ивана Семёновича. Например, крестьянка, изображённая в зелёном платье и малиновом платке с цветами, предстаёт перед нами на нескольких полотнах [1, с.83]. На картине «В праздничный день» (Рис. 2) эта крестьянка размещена в центре композиции на переднем плане, а на картине «Ярмарка в Муроме» она помещена среди шумной толпы ярмарки.

Рис. 2. Картина «В праздничный день»

Картину «Возвращение из города» Куликов создаёт в 1914 году (Рис. 3). На переднем плане изображены крестьянская девушка и крестьянский молодой человек, которые возвращаются домой из города. Как и на всех картинах подобного жанра движение героев плавны и неторопливы. Можно предположить, что молодой человек провожает свою молодую жену в деревню. Пара грустна и на чём-то сосредоточена. Печальные задумчивые глаза девушки олицетворяют собой чистоту и нежность. Она одета в охристую шубу, а голова покрыта шалью с рисунком в клеточку. У девушки на плече висит короб с гостинцами, которые она несёт из города. По интересно завязанному шарфу, надетой по-молодецки шапке и модным усикам можно заключить, что молодой человек — городской мещанин. Он уже отвык от тяжелого труда крестьянской жизни. Невзирая на то, что пара идёт вместе, по едва уловимым движениям, взглядам, выражению лица подчёркивается некий конфликт. Вероятно, что данные проводы могут являться последними, кажется, что еще мгновение — и девушка с переживаниями и тяжёлыми мыслями вернётся в свою родную деревню, а молодой человек останется в древнем городе. Фон полотна создаёт уходящий в зимнюю дымку городской пейзаж. Вдали изображены старинные Муромские храмы и монастыри, избы и хозяйственные постройки.

 

Рис. 3. Картина «Возвращение из города»

Картина «Возвращение из города» является характерным произведением первого периода творческой деятельности художника, так как построена на излюбленном приёме — контрасте. Охристые оттенки шубы девушки противопоставляются фиолетово-чёрной одежде молодого человека [2,с.70].

Именно за цикл картин о городе Муроме в октябре 1915 года И. С. Куликов получил звание академика живописи.

На значительной части картин о Муроме Иван Семёнович изображает древнейшие памятники архитектуры города. К 1910–20-м годам относится целый цикл небольших работ, показывающих исторические места города. На этих полотнах архитектурная панорама дополняет жанровые сцены: «Муромские монастыри» (1914), «Николо-Набережная церковь в Муроме» (1916), «Николо-Зарядская церковь» (1916) (Рис. 4), «Соборная площадь в Муроме» (1919), «Село Борисоглебское и его храмы» (1922), «Воскресенская церковь» (1924), «Торговые ряды в Муроме» (1924), «Церковное крыльцо» (1925), «Рождественская площадь в Муроме» (1927), «Улица старого Мурома» и многие другие. Многие памятники с приходом новой власти были вскоре уничтожены, и разрушались на глазах художника. Ужас такого зрелища выплёскивался в беглых зарисовках в его альбоме.

Рис. 4. Картина «Николо-Зарядская церковь»

С 1921 по 1925 годы Куликов создаёт несколько репродукций со своих дореволюционных полотен для Владимирского и Муромского музеев: «Гулянье зимой» («Погулянка»), «У околицы» (Находится в Государственной Третьяковской галереи). Также для иллюстраций в МИХМ Иван Семенович написал этюды Муромских памятников архитектуры: этюды торговых рядов, этюды Николо-Зарядской церкви, этюды Богородицкого собора и этюды Рождественской церкви [4,с.29].

После восстановления Общества имени Ильи Репина значительно возрастает творческая активность Куликова. В выставке данного общества художник сначала выставляет только 10 графических работ (в основном портреты), но уже в следующем году представляет на внимание зрителям 18 полотен. При всём этом картины были либо копиями дореволюционных произведений, либо небольшими этюдами с несложными сюжетами, изображающими архитектуру города: «Уголок Мурома», «Площадь крестьянина в Муроме» и т. п.

В январе 1935 года Иван Семёнович становится членом горьковского отделения созданного Союза художников (ГОССХ). Куликов занимается живописью даже несмотря на ухудшения в здоровье. Увлекается в основном натюрмортами и пейзажами [2,с.87]. Но, к сожалению, в пейзажах ограничивается маленькими этюдами, изображающими природу Муромской земли. Художник проявляет себя как тонкий лирик, который знает законы пленэрной живописи. На полотнах автор воссоздаёт голубые просторы реки Оки, живописные дали небольшой речки Илевны, пригородные деревни Подболотню, Ямскую слободу, Нежиловку, насыщая их солнечным светом и невероятным простором. Так создаются замечательные виды Мурома и его окрестностей на картинах «Жатва» (1930) и «Подболотня» (1930) (Рис. 5).

Рис. 5. Картина «Подболотня»

 

В целом цикл картин Куликова о городе Муром отличается правдивостью и прямолинейностью. Произведения находятся в числе полотен реалистической живописи России, но в то же время наполнены гуманизмом, лиризмом, умиротворением и самое главное любовью к простому человеку. Живопись Куликова насыщена национальным духом, а богатая цветовая гамма и мастерство исполнения придают картинам невообразимое чувство прекрасного.

 

Литература:

 

1.      Аникин Д. Родом из Мурома (И. С. Куликов) // Вокруг света, № 6, 1998.

2.      Беспалов Н. А., И. С. Куликов. - М.: Изобразительное искусство, 1990.

3.      Домахин А. А., Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра / А. А. Домахин // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 83–87.

4.      Липатов В. С. Краски времени: Очерки. — М.: Молодая гвардия, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): картина, Муром, XVII-XVIII, базар, молодой человек, город, передний план, Ярмарка, значительная часть картин, цикл картин.


Ключевые слова

ярмарка, Иван Семёнович Куликов, Муром, монастыри, картина., картина

Похожие статьи

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Мотив тесноты в повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»

В статье выявляется и анализируется мотив тесноты в повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Делается вывод, что мотив тесноты имеет важное значение в сюжете избранной гоголевской повести, содействует пониманию всей модели цикла повестей «Вечера н...

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Виды старой Самары в живописи и графике самарских художников

В статье анализируются произведения живописи и графики самарских художников (А. Мишагин, В. Силантьев, В. Усянов, И. Донний, Е. Сивохина), посвященных видам старой Самары, с точек зрения создания образа, художественных, композиционных особенностей, о...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова

Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследова...

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь» и «Колокольчик».

Феномен пространства «деревня — природа» в творчестве Г. Айги

В статье рассматривается феномен пространства в творчестве поэта Г. Айги. Особое внимание уделено феномену «деревня-природа», включающему в себя поэтические образы леса и поля, исходящие из понимания чувашской культуры. Проинтерпретированы основные ч...

Похожие статьи

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района

В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материало...

Мотив тесноты в повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»

В статье выявляется и анализируется мотив тесноты в повести Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Делается вывод, что мотив тесноты имеет важное значение в сюжете избранной гоголевской повести, содействует пониманию всей модели цикла повестей «Вечера н...

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Виды старой Самары в живописи и графике самарских художников

В статье анализируются произведения живописи и графики самарских художников (А. Мишагин, В. Силантьев, В. Усянов, И. Донний, Е. Сивохина), посвященных видам старой Самары, с точек зрения создания образа, художественных, композиционных особенностей, о...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Образ ребенка и тема смерти в детских рассказах Андрея Платонова

Суть данной статьи заключается в рассмотрении образа ребенка и темы смерти в детских рассказах Андрея Платонова. Авторами статьи были выбраны произведения писателя, в которых главными героями являются непосредственно дети. Материалы данного исследова...

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь» и «Колокольчик».

Феномен пространства «деревня — природа» в творчестве Г. Айги

В статье рассматривается феномен пространства в творчестве поэта Г. Айги. Особое внимание уделено феномену «деревня-природа», включающему в себя поэтические образы леса и поля, исходящие из понимания чувашской культуры. Проинтерпретированы основные ч...

Задать вопрос