Статья описывает сюжеты росписей стен и потолка в переходе палат храма Рождества Богородицы в Боголюбском монастыре, обосновывает их местонахождение, а также выдвигает предположения авторства данных росписей.
Ключевые слова: Боголюбово, убиение Андрея Боголюбского, храм Рождества Богородицы в Боголюбово, переходы княжеских палат, росписи.
Одним из знаковых мест, относящихся к Андрею Боголюбскому, является Боголюбский монастырь в поселке Боголюбово, Владимирской области. Однако ко времени правления Боголюбского имеет лишь одна постройка на территории монастыря – храм Рождества Богородицы. Особое значение имеют переходы палат, примыкающие к церкви, поскольку именно там было совершено покушение на князя. Переходы и лестничная башня датируются XII веком. Часть храма была обрушена в 1722 г. (по повелению игумена Ипполита, который пожелал видеть в храме больше света), и по сути своей выстроен заново на основе старых стен в 1751 г. Переходы палат и лестничная башня уцелели.
В дошедших до нашего времени источниках о росписи переходной галереи палат храма рождества Богородицы сведений очень мало. Например, в летописи Боголюбова монастыря, составленной по монастырским актам и записям, имеется единственное упоминание о росписи переходов 1764 г. «…сделаны в церкви Рождества Богородицы вновь хоры, Великокняжеская палатка стенным письмом изукрашена…» [5]. Далее автор указывает, что для этого специально наняты мастера, но имена их в летописи отсутствуют. В 1870 г. собор Боголюбской иконы Божьей матери расписывала артель Шороховых в классической технике масляными красками. Возможно, и они могли приложить руку к росписям в переходах, поскольку при их реставрации было отмечено, что краска в них также имеет масляный состав.
По стенам переходной галереи расположено 6 сюжетов росписей. Все они выполнены в характерном русском стиле, возникшем на Руси еще в X веке. В XVIII-XX веках было широко распространено влияние академической живописи. Вход в переход расположен с северной стороны, при входе зрителю открывается роспись на южной стене перехода. Это явление чудотворного образа Богоматери Андрею Боголюбскому: «И когда настала ночь, было чудное видение. Пресвятая Дева явилась с хартией и сказала благоверному князю Андрею: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам»… [4] Фигуру стоящего на коленях князя и Богородицу разделяет окно – ранее бывший переход на хоры.
Первый сюжет убиения Боголюбского находится на западной стене между двумя окнами, расположенными на этой стене. Она иллюстрирует текст Ипатевской летописи «…И ворвались двое убийц, и набросились на него…И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли...» [1]
Далее следует роспись на восточной стене, к северу от единственного расположенного здесь окна. В летописи она описывается как «Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и дрожа ушли». [1]
Следующая сцена иллюстрирует последние минуты жизни князя за лестничным столбом «…И тут проклятые подскочили и прикончили его…». [1] Однако, летопись повествует о том, что «…Петр же отсек ему правую руку…» а роспись показывает князя с головой, пронзённой мечом. Она находится на северной стене, к западу от входа в переход. [1]
Сюжет, происходящий уже с телом князя, где его находит Кузьма Киевлянин, расположен на западной стене, слева от южного окна. На этой росписи изображен диалог Кузьмы Киевлянина, держащего тело князя, и ключника Анбала. Кузьма просит его скинуть что-то, чтобы накрыть тело: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего». [1]
Завершающей сценой стенных росписей является погребение князя, расположенное на восточной стене, к югу от окна. «…поехали за князем в Боголюбово и, взяв тело его, привезли во Владимир с честью и с плачем великим…положили его в дивной… церкви святой Богородицы златоверхой» [1]
Во главе росписей потолка находится сюжет Новозаветной троицы, вписанный в медальон округлой формы. В православной церкви Троицу принято располагать выше других иконописных сюжетов. Далее следует сюжет Благовещения, находящийся на востоке от Троицы. Благовещение принято изображать над Царскими вратами или на границе алтаря и основной части храма. В данном случае сюжет Благовещения, вписанный в овальный медальон, расположен над входом из переходной галереи палат на хоры. В направлении по часовой стрелке к юго-западу расположен овальный медальон с Архангелом Михаилом. В данном случае его значение может быть достаточно широким: Архангел Михаил является покровителем всех умерших, а также судьей на Страшном суде. Это может быть отсылкой к тому, что убийцы Боголюбского будут наказаны Божественным судом. Архангел Михаил является символом Киевского княжества. Боголюбский был сыном Киевского князя и молодые годы провел в Киеве.
На западе от Троицы находится медальон с изображением Рождества Богородицы, который имеет прямое отношение к названию храма. Далее следует медальон с Георгием Победоносцем, который является покровителем воинов, а также использовался как знак Рюриковичей. К северной части потолка относится медальон с сюжетом Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник — воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 г. На северо-восточной части расположена анаграмма, вписанная в медальон, которая расшифровывается как «Князь Андрей Боголюбский». На востоке от Троицы в овальном медальоне написан сюжет Покрова Богородицы. Празднование Покрова Богородицы установил князь Боголюбский без санкций Киевского митрополита, тем самым подчеркнув свою независимость от Киевского княжества. Завершает композицию медальон со львом – гербом княжества Владимирского.
Анализ приводит к следующим результатам: сложно сделать вывод о том, кто на самом деле является автором росписей переходной галереи княжеских палат в Боголюбово. Однако создание их следует относить к XVIII-XIX вв. Сами же росписи имеют исключительное культурно-историческое значение, поскольку повествуют о важном для этого места событии – убиении князя Андрея Боголюбского именно на том месте, где девять веков назад бояре Кучковичи и погубили князя. Росписи являются живым представлением древнейшего русского стиля, который возник еще в X веке.
Литература:
- Акунин Б. Голоса времени. От истоков до монгольского нашествия. Повесть об убиении Андрея Боголюбского [Электронный ресурс] https://history.wikireading.ru/416753
- Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри Покровский и Николаевский-Волосов- Литография С. К. Матренинского; 1891.-64с.
- Воронин Н. Н. Владимир Боголюбово Суздаль Юрьев-Польской/ Н. Н. Воронин -Искусство; Москва; 1965.- 356с.
- Житие Андрея Боголюбского [Электронный ресурс] http://sv-andrey.ru/zhitie-sv-andreya-bogolyubskogo/
- Игумен Аристарх. Летопись Боголюбова монастыря 1158–1770 [Электронный ресурс] http://bookre.org/reader?file=1346052&pg=2
- Острозоров Н. Историческое описание Боголюбова монастыря от начала его основания до настоящего времени. / Н. Острозоров — Владимир на Клязьме; 1875.- 60с.
- Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской монументальная живопись / А. И. Скворцов. — М.: Памятники Отечества, 2004. — 284 c