Хрущевская «оттепель» в мультипликации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (98) сентябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.09.2015

Статья просмотрена: 1872 раза

Библиографическое описание:

Ульянов, И. А. Хрущевская «оттепель» в мультипликации / И. А. Ульянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 410-416. — URL: https://moluch.ru/archive/98/22031/ (дата обращения: 22.11.2024).

Статья посвящена описанию методической разработки кружка по теме «СССР в период хрущевской “оттепели”» на основе материалов советской мультипликации.

Ключевые слова: Новейшая история, СССР, внеурочная работа, наглядность.

 

The article is a guidance paper for a study group «The USSR during the Khrushchev's Thaw» as it is exemplified in soviet animated films.

Keywords:Contemporary history, USSR, out-of-class learning, demonstrativeness.

 

Мультфильм является прекрасным способом пропаганды. Именно мультипликационные фильмы формируют личность ребенка. В советское время это прекрасно понимали, поэтому их сюжетам уделялось особое внимание. Таким образом, изучение советских мультфильмов как исторического источника полезно, чему, соответственно, и посвящен в первую очередь данный кружок.

Актуальность данного кружка заключается в том, что он, во-первых, направлен на поддержание и усиление интереса учащихся к истории и обучению в целом; во-вторых, способствует включению учащихся как активных субъектов в образовательный процесс. Значимость кружка состоит в том, что он способствует углублению знаний, полученных на уроках истории, а также развитию навыков поисковой деятельности.

Целевой группой являются учащиеся 9-х и (или) 11-х кл., имеющие интерес к изучению истории России XX в. Данный кружок является дополнением к ООП в рамках раздела «Советское общество в середине 1950-х — первой половине 1960-х гг»..

Цель кружка: поддержание устойчивого интереса к истории родной страны через формирование углубленного комплекса знаний по изучаемому периоду.

Задачи кружка:

-        развитие умения работать с таким видом исторического источника, как мультипликация, анализировать его, сопоставлять полученную на его основе информацию с информацией других источников, оценивать ее;

-        формирование умения формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-        развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в ходе дискуссии;

-        формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению;

-        развитие эстетического сознания через освоение наследия советской мультипликации.

Вводные занятия

Исторические источники — это все, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для его научного познания, т. е. все, созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни [1]. Вводные занятия данного кружка посвящены определению понятия исторических источников, выделению их видов. Как известно, существуют различные классификации исторических источников. Нужно четко отдавать себе отчет, что все они носят условный характер. В рамках данного кружка мы предлагаем в качестве основы наиболее распространенную классификацию, основанную на принципе носителя информации. Данная классификация, по нашему мнению, будет наиболее доступна для понимания школьниками. Она включает в себя следующие виды:

-        Письменные (летописи, жития, письма и пр.);

-        Вещественные (орудия труда, предметы быта и пр.);

-        Этнографические (нравы и обычаи);

-        Устные (фольклор — былины, сказки, песни и пр.);

-        Лингвистические (данные языка);

-        Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы) [2].

В рамках данной классификации нас интересует последний выделенный вид источников — аудиовизуальные, а конкретно — кинодокументы. Сразу же уточним, что возможно использование любой другой классификации исторических источников на усмотрение руководителя кружка.

Данный кружок, как уже упоминалось выше, посвящен использованию в качестве исторических источников такого вида киноискусства, как мультипликация. Мультипликация — вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Рекомендуется в рамках вводных занятий обратиться к истории мультипликационного искусства, как зарубежного, так и отечественного [3].

Также в рамках вводных занятий предполагается проведение входного тестирования по теме «СССР в период хрущевской «оттепели» с целью выявления остаточных знаний с уроков истории России, а также с целью последующего сравнения с данными итогового тестирования по окончании кружка, а также входного анкетирования для выявления личностного отношения учащихся к предмету и изучаемому периоду в частности (также предполагается на вводных и заключительном занятиях).

Помимо всего выше упомянутого на одном из вводных занятий возможен просмотр и обсуждение мультфильма «В начале было слово», в рамках которого ставится проблема написания истории и ее восприятия, поднимаются такие проблемы, как объективность и субъективность, фальсификация и интерпретация исторических источников.

Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях. Фальсификацию истории в узком прагматичном смысле можно определить как сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозную трактовку, выборочное цитирование и манипуляции с источниками с целью создания искаженного образа исторической реальности [4].

Нужно понимать, что фальсификация всегда есть убыль истины. Наносимый ею вред способен даже затормозить развитие прогресса. Но самое главное, убыль истины вредит совести и дает разуму ложный оптимизм. Своею тенью фальсификация скрывает от нашего взора блеск истины. Фальсификация стремиться казаться истиной. Но казаться и быть — разные вещи. Быть и казаться, казаться — не быть. Поэтому все извлекаемые из лжи выгоды являются кажущимися. И они являются обманом для тех, кто сам обманывает других [5].

При обсуждении мультфильма учителем может быть использована следующая памятка:

ПАМЯТКА. Вспомогательные вопросы к анализу мультфильма «В начале было слово»:

1.      Какие проблемы написания и восприятия истории (исторических источников) отражены в следующих фрагментах мультфильма:

-      Беседа Карыча с Барашем (20 сек — 1 мин 58 сек) — проблема субъективного восприятия и отражения исторических событий;

-      Сочинение истории Барашем и Нюшей (1 мин 59 сек — 2 мин 27 сек) — явная фальсификация исторических источников, пример откровенного «сочинения истории»;

-      Строительство ледяной пирамиды (2 мин 28 сек — 2 мин 47 сек) — проблема интерпретации исторических источников и исторических трудов.

Как все эти проблемы скажутся на исторической науке в дальнейшем, спустя какой-то значительный промежуток времени?

2.      Согласны ли вы с тем решением проблемы, к которому пришли в итоге герои мультфильма? Поможет ли это избежать героям мультфильма вышеуказанные проблемы? Смогут ли они написать в итоге объективную историю?

3.      Подумайте, обратив внимание на дату создания данного мультфильма, случайно ли авторы обратились именно к этой проблеме? Актуален ли мультфильм?

 

Таким образом, с помощью мультфильма можно выйти на проблему фальсификации истории, тему, которая с новой силой вошла в российский политический дискурс.

Таким образом, суть вводных занятий — показать место мультипликации в системе исторических источников.

Основная часть

Все последующие занятия разбиты на четыре тематических блока, а именно:

№ занятия

Тематический блок

Содержание занятия

Кол-во час.

1

Вводный

Исторический источник. Виды исторических источников. Мультипликация. История мультипликации. Мультфильмы как исторический источник. Хрущевская «оттепель» (середина 1950 — середина 1960-х гг.). Входное анкетирование и тестирование.

2

«В начале было слово» (2011 г.)

 

Экономическое развитие

Экономика СССР в 1953–1964 гг.: основные тенденции развития сельского хозяйства, промышленности и финансов.

2.

«Чудесница» (1957 г.)

1

3.

«Дорогая копейка» (1961 г.)

1

4.

«Спутница королевы» (1962 г.)

«Заокеанский репортер» (1961 г.)

1

 

Общественно-политическое развитие (пороки, борьба с ними)

Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950 — середине 1960-х: основные черты.

5.

«Подпись неразборчива» (1954)

«Злодейка с наклейкой» (1954)

1

6.

«Баллада о столе» (1956)

«В одной столовой» (1957)

1

7.

«Большие неприятности» (1961 г.)

«Зеленый змий» (1962 г.)

1

 

Религиозная жизнь

Духовная жизнь советского общества в период хрущевской «оттепели».

8.

«Конец черной топи» (1960 г.)

1

9.

«Небесная история» (1962 г.)

1

 

Проблемы войны и мира

Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг.: противоречивость политики «мирного сосуществования»

10.

«Привет друзьям» (1957 г.)

«Мурзилка на спутнике» (1960 г.)

1

11.

«Мир дому твоему» (1962 г.)

1

12.

Итоговое занятие

Повторительно-обобщающее занятие. Контрольное анкетирование и тестирование.

1

 

Важно помнить, что исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служат им для достижения конкретных целей, следовательно, они несут ценную информацию об их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать. Именно по этой причине изучение каждого из заявленных тематических блоков кружка необходимо предварить небольшой информационной справкой, провести актуализацию знаний. Так, если речь идет об экономической сфере, то необходимо вкратце упомянуть периодизацию экономической политики (обычно выделяют два периода: 1953–1958 гг. и 1959–1964 гг.), их содержание (основные мероприятия, предпринимаемые властью) и итоги. Только после этого представляется возможным приступать к просмотру и анализу конкретных мультфильмов по соответствующей теме.

Предлагаемые для просмотра видеоматериалы имеют разную продолжительность. Некоторые из них достигают 18–19 мин. В таких случаях рекомендуется использование раздаточного материала, содержащего опорные вопросы для анализа.

В целом рекомендуется проводить занятия в рамках метода «круглого стола». Целевое назначение метода: обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех учащихся в равное положение по отношению друг к другу; системное, проблемное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы. Учащиеся должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Вариант этапов проведения «круглого стола»:

1.      Краткое вводное слово учителя. Уточнение порядка и характера работы;

2.      Постановка перед участниками «круглого стола» вопросов;

3.      Показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);

4.      Заслушивание мнения выступающих из аудитории;

5.      Дискутирование;

6.      Нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В заключении подводится итог работы «круглого стола», высказываются пожелания его участникам и присутствующим [6].

Для внесения ясности содержания работы кружка приведем примеры анализа мультфильмов, входящих в блок «Религиозная жизнь».

«Конец черной топи» (1960 г.)

Сюжет мультфильма не сложен: в глухом лесу, в Черной топи, живут Баба-Яга, Леший и Водяной. Живут они здесь тихо и спокойно, никуда из топи уже много лет не выходят, Баба-Яга только 100 лет назад вылетала посмотреть, что да как. Живут они так и не знают, что за пределами топи происходит, как люди живут, как прогресс двигается вперед и вперед, только пугаются от неизвестных звуков, шумов и аппаратов: то самолет пролетит, то спутник, то гул поезда пронесется рядом с топью.

За пределами же топи о них давно уже забыли и вспоминают лишь при чтении сказок. Первой об этом узнает Баба-Яга, которая наткнулась после своего падения на маленьких детей, гуляющих по лесу. Дети не испугались грязную и неопрятно одетую старушку, они в первую очередь на ее диковинный летательный аппарат, думая, что сама Баба-Яга — это научный сотрудник, испытывающий новый турболет. Баба-Яга попыталась объяснить детям, что она та, кем является на самом деле, на что дети ответили только смешками. Ребятишки сказали ей, что давно уже не маленькие, что никакой Бабы-Яги не существует, что все это сказки. Эти высказывания привели Бабу-Ягу в ярость: «Ну и дети нынче пошли!». Это высказывание говорит нам о смене системы воспитания, о вытеснении суеверий из жизни советских людей (или, по крайней мере, о стремлении это сделать).

Следующий персонаж, который узнает о своей ненужности в жизни — это Леший. После возвращения Бабы-Яги от маленьких детей, он сам решает пойти в город и все разведать. Выйдя из топи, он наткнулся на прекрасное шоссе («никогда, что ли шоссе не видел!?» — говорит ему грубо, как глупому, водитель грузовика), тихие, уютные, светлые улочки. Пройдя мимо детского сада и школы, он натыкается на местный клуб, где в тот момент проходила лекция на тему «Нечистая сила в свете современной науки». Стоя возле открытого окна из уст лектора он узнает, что его не существует, что его место только в сказке и не более того, что он «вредное суеверие, пережиток прошлого».

Леший и Водяной в итоге отправляются в сказку, Баба-Яга идет вместе с ними. Черная топь, символ всего старого, символ пережитков прошлого будет разрушена, станет местом для колхозного дома.

Внимание стоит обратить и на музыкальное оформление мультфильма. В самом начале, когда отображались титры, звучала типичная музыка, характерная для всех советских сказок. Ближе к концу фильма музыкальным сопровождением мультфильма становится знаменитая и по сей день песня «Подмосковные вечера». Этот переход также символичен, обе мелодии отражают собой разные эпохи, старое и новое.

Интересно, что мультфильм не заканчивается как-то трагично: Баба-Яга, Леший, Водяной не умираю, не сбегают неведомо куда и т. д. Они просто спокойно добровольно уходят в сказку. Это похоже на счастливый конец. Однако, если задуматься, то очевидно, что это уход не из топи в другое место, а уход из жизни людей вообще.

Таким образом, данный мультфильм был создан в воспитательных целях, для формирования нового сознания подрастающего поколения, сознания, в котором нет места никаким суевериям и религиозным пережиткам.

ПАМЯТКА. Вспомогательные вопросы для анализа мультфильма «Конец черной топи»:

1.      Охарактеризуйте музыкальное сопровождение мультфильма, проследите его изменения. Есть ли в этом какой-то особый смысл, задумка авторов?

2.      В чем заключается контраст между Черной топью и всем, что находится за ее пределами? Случайно ли это?

3.      Какими показаны главные герои данного мультфильма? Свой ответ обоснуйте, приведите примеры.

4.      Как реагируют дети на появление в лесу Бабы-Яги? Как реагирует на слова детей сама Баба-Яга? Прокомментируйте фразу Бабы-Яги «ну и дети нынче пошли!».

5.      Почему, согласно лектору, читающему лекцию в местном клубе, вообще появилась вера в Леших, Домовых и прочих существ? На что он, возможно, намекал, говоря, что сейчас это грубый пережиток прошлого, ненужные суеверия?

1.      6. Обитатели топи в итоге покинули свое многовековое пристанище, и ушли в сказку. Топь в скором времени исчезнет. Однако думается, что это все символично, это не просто переход из одного места в другое. А что это, по-вашему? Какой в этот смысл?

 

«Небесная история» (1962 г.)

Мультфильм «Небесная история» был снят на студии «Союзмультфильм» и стал режиссёрским дебютом Юрия Прыткова. Изображает в карикатурно-стереотипном виде христианские религиозные представления, противопоставляя им достижения советской авиации и космонавтики.

С первых же секунд просмотра мы чувствуем антирелигиозную направленность данного произведения мультипликации. Титры сопровождаются веселой, легкой, незамысловатой мелодией, которая никоим образом не соотносится с тематикой, заложенной в названии мультфильма (небо, бог, ангелы и пр.). Изображения ангелов, сопровождающих титры, также говорит об этом.

Сюжет мультфильма незамысловат: Бог и ангелы спокойно живут на небесах, пьют чай с баранками сидя вокруг самовара, слушая на проигрывателе песню со словами «Молюсь всегда я, молюсь везде я твоей всевышней красоте», которые очень умиляют Всевышнего. Этот эпизод очень напоминает быт старой помещичьей семьи, намекая зрителям на то, что все это страшный пережиток прошлого.

Но вот однажды их покой нарушает самолёт (очевидно, один из первых). Бог с легкостью сдувает самолёт, он и ангелы смеются над людьми. Однако в дальнейшем самолёты становятся совершеннее: мимо бога и ангелов пролетает сначала эскадрилья самолётов, похожих на истребители времен Второй мировой войны, затем — реактивные истребители. Остановить их ни богу, ни ангелам не удается.

Позже появляется Ту-104, бог вызывает Илью-пророка, и требует «прекратить это безобразие». Образ именно этого святого введен в мультфильм не случайно, так как святой Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья-пророк пытается остановить полеты, создав сильную грозу, однако появляется Ту-114 и колесница Ильи-пророка от столкновения с ним разрушается. Таким образом, авторы мультфильма показывают, что никакие природные стихии не могут противодействовать техническим достижениям.

После этого инцидента Бог уводит ангелов дальше от Земли — в космическое пространство, уверяя, что сюда смертным входа нет. Однако сам Бог, попав в космос, удивляется, спрашивая у остальных о том, куда они попали. Один из ангелов с усмешкой ответил ему, что это всего-навсего космос (тем самым авторы выставили Бога еще и глупцом). Будучи в космосе, этот же ангел начинает мастерить модель самолёта, а в ответ на угрозу «низвергнуть» его снимает с себя крылья и уходит «по личному желанию» на Землю учиться на лётчика.

Некоторое время бог и ангелы пользуются покоем. Однако затем мимо них пролетает сначала первый искусственный спутник Земли, потом облаивает собака из другого космического аппарата, и, наконец, появляются два корабля с космонавтами. При этом звучит песня:

Космическим орлам ни бог, ни чёрт не страшен

В заоблачный простор уносится «Восток».

Земля открыта нам и небо тоже наше,

Сойдите, боги, прочь с космических дорог!

Бог со своею ангельской свитой убегает, куда глаза глядят, после чего он спрашивает: «А куда же мне деваться?» — и исчезает вместе с ангелами. На экране появляется слово «Конец», символизирующее как окончание мультфильма, так и конец всей веры в сверхъестественные силы.

Обратить внимание нужно также на то, что в мультфильме помимо антирелигиозной пропаганды активно развернута и пропаганда достижения отечественной науки. Мы видим здесь:

-        Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки по техническим причинам полётов британского реактивного авилайнера «Комета», Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире;

-        Ту-114 «Россия» — самый большой и самый скоростной в мире турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Это был единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом, а также турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными ТВД и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолёте.

-        Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года.

-        Спутник-2 — второй космический аппарат, запущенный на орбиту Земли 3 ноября 1957, впервые выведший в космос живое существо — собаку Лайку.

-        Восток-1 («Восток») — космический корабль из серии «Восток», первый космический аппарат, поднявший человека на околоземную орбиту (Ю. А. Гагарин). Также показаны корабли Восток-2,3 и 4.

Однако, интересно заметить, что Самолёт, который разрушает колесницу Ильи-пророка, имеет 4 винтовых мотора и никак не может быть Ту-104, который был показан и упомянут чуть раньше. Также в мультфильме космические корабли «Восток-1» и «Восток-2» находятся в космосе одновременно, чего в действительности не было. А вот показанный дальше совместный полёт «Востока-3» и «Востока-4» был на самом деле.

ПАМЯТКА. Вспомогательные вопросы для анализа мультфильма «Небесная история»:

1.      Обратите внимание на музыку, которая звучит на титрах в самом начале мультфильма. Соотнесите ее с названием мультфильма и тематикой, которая в нем заложена. О чем это говорит?

2.      Как в самых первых кадрах мультфильма изображены небожители (особое внимание обратите на играющую в это время песню)? На чей быт это похоже? Случайно ли такое сходство?

3.      Вспомните, кем, согласно православным религиозным представлениям, является Илья Пророк? Почему создателями был выбран именно этот святой? Что вы можете сказать об образе, представленном в мультфильме? Почему он выставлен именно в таком свете?

4.      Благодаря чему небожители сначала покидают небо, а затем и космос совсем? Почему именно так?

5.      Вспомните фрагмент мультфильма, когда небожители попадают в космос. Как на это реагирует Всевышний? Как это его характеризует?

6.      Весь мультфильм заканчивается фразой Всевышнего: «А мне куда?!». Ответа же на этот вопрос не последовало. Предположите этот ответ.

2.      7. Сделайте общий вывод о характере и целях появления этого мультфильма.

 

После просмотра и обсуждения мультфильма главным выводом должна стать мысль о том, что антирелигиозная пропаганда велась очень активно, по всем направлениям, по всем возрастам. Фильмы создавались для взрослых, дети же перевоспитывались через мультфильмы.

Антирелигиозная кампания показала, что уничтожить религию крайне сложно, и впредь советское государство вынуждено было вести себя более осмотрительно [7]. Атеистическое государство не смогло одолеть религию очередным «кавалерийским наскоком», — «последнего попа по телевизору» советским гражданам так и не довелось увидеть.

 

Литература:

 

1.      Источниковедение истории СССР: учебник / под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981. С. 8.

2.      Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2007. С.10-12.

3.      Асенин С. Мир мультфильма. Идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран. М., 1986.; Вано И. Рисованный фильм. М., 1950.; Хитрук Ф. Профессия – аниматор. М., 2008.; Энциклопедия отечественной мультипликации. / Составление С.А. Капкова. М., 2006. и др.

4.      Вяземский Е.Е. Проблемы фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования,  2012. № 1. С. 29-30.

5.      Карабущенко П.Л. 1612 год: политическая смута и фальсификация истории // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 4. С. 349

6.      Ильина О.В. Активные методы обучения истории в школе и вузе: учеб.-метод. пособие. Вологда. 2013.

7.      Марченко А. Н. Хрущёвская церковная реформа и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам уральского региона (1958—1964 гг.): Автореф. Дис.

Основные термины (генерируются автоматически): источник, мультфильм, USSR, бог, исторический источник, СССР, ангел, занятие, космический аппарат, кружок.


Ключевые слова

СССР, внеурочная работа, наглядность, Новейшая история

Похожие статьи

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Хрущевская оттепель как явление в литературном пространстве СССР

В статье исследуется понятие термина «хрущевская оттепель» и ее проявление на примере литературного пространства СССР.

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Особенности и преимущества «царской кинохроники» как исторического источника

В данной работе рассматривается царская хроника как исторический источник, его возможности при изучении царской жизни, как публичной, так и частной. Кратко представлен процесс развития кинохроники, особенности драматургического посыла, его преимущест...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматриваются вопросы изображения Великой Отечественной войны в произведениях советских художников, приводятся примеры появления конкретных произведений. Кроме того, в статье указана возможность использования иллюстративного материала для ...

Культурная и научная деятельность в Краснодаре в 1941–1945 годах

В статье автор раскрывает культурную деятельность в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны. Рассматривает и анализирует репертуар театров, анализирует повседневную жизнь горожан через призму научной деятельности и музейного направления

Внутренняя колонизация России

В статье (творческом проекте по предмету история и обществознание) автор пытается раскрыть актуальное значение темы «Внутренняя колонизация России» через критику монографии А. М. Эткинда «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России».

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Похожие статьи

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Хрущевская оттепель как явление в литературном пространстве СССР

В статье исследуется понятие термина «хрущевская оттепель» и ее проявление на примере литературного пространства СССР.

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Особенности и преимущества «царской кинохроники» как исторического источника

В данной работе рассматривается царская хроника как исторический источник, его возможности при изучении царской жизни, как публичной, так и частной. Кратко представлен процесс развития кинохроники, особенности драматургического посыла, его преимущест...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматриваются вопросы изображения Великой Отечественной войны в произведениях советских художников, приводятся примеры появления конкретных произведений. Кроме того, в статье указана возможность использования иллюстративного материала для ...

Культурная и научная деятельность в Краснодаре в 1941–1945 годах

В статье автор раскрывает культурную деятельность в Краснодаре в годы Великой Отечественной войны. Рассматривает и анализирует репертуар театров, анализирует повседневную жизнь горожан через призму научной деятельности и музейного направления

Внутренняя колонизация России

В статье (творческом проекте по предмету история и обществознание) автор пытается раскрыть актуальное значение темы «Внутренняя колонизация России» через критику монографии А. М. Эткинда «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России».

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Задать вопрос