В статье рассматривается формирование и становление системы знаний об экономике окружающей среды, как самостоятельной отрасли науки, оцениваются ее дальнейшие перспективы и пути развития в качестве инновационной области научного знания.
Ключевые слова: экономика окружающей среды, экология, эволюция экологического сознания, развитие природопользования.
Экономика окружающей среды как самостоятельный вид научных знаний складывалась в тесной взаимосвязи с представлениями о взаимодействии человека и природы, осмыслении последствий такого взаимодействия. Научные основы содержания предмета экономики окружающей среды, как синтетической науки, возникли на стыке естествознания, философии, природы, истории, технологии и экономики и охватывают не только экономические, но и социальные аспекты.
Теоретическое, рефлексивное отношение к природе начинает формироваться в эпоху античности. В культуре Древней Греции раннего периода господствующей была установка жить сообразно природе. Природа выступала как эталон гармонии, порядка. В результате греческого просвещения природа начинает оцениваться как предмет утилитарного использования, основные усилия направляются на поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. В классический период античной культуры стало формироваться новое отношение к природе, знаменитые слова философа Протагора: «Человек — мера всех вещей» — надолго определили отношение к окружающему миру. Согласно этому тезису, все в природе должно оправдывать свое существование соответствием целям человека.
В средние века отношение человека к природе определялось иудейско-христианской традицией, изложенной в Библии. Суть заключается в признании человека управляющим вверенной ему природой и несущим ответственность за свои действия и их последствия. Последователи такой формы традиции, считали лучшим способом сохранения природы не просто ее защиту от неправильных действий человека, а развертывание масштабной трудовой деятельности на основе гармоничного и творческого взаимодействия с природой.
В Новое время все больший вес приобретают идеи безоглядного пользования природой. Именно эти идеи способствуют расцвету машинного производства, развитию технического прогресса и безудержной эксплуатации природы. В философии это нашло отражение в социальной утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида» и в работах Р. Декарта, искавшего в науке возможность для людей «сделаться хозяевами и господами природы».
В XVIII веке естествоиспытатели Ж. Л. Бюффон и Ж. Б. Ламарк забили тревогу о том, что человек своим активным вмешательством в природу приносит огромный вред окружающей среде. Интенсивное использование природных ресурсов поставило человечество перед экологическим кризисом. Начинается отказ от бездумного обращения с окружающей средой, возникают понятия о нравственной основе «сотрудничества с природой», формируются идеи взаимосвязи экономики и природы, которые нашли в школе физиократов.
В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс развивая диалектику Гегеля, пришли к выводу, что природа должна восприниматься человеком в материалистическом понимании. К. Маркс указал на социально-экономические корни расточительного отношения к природе, связав их с законами развития капитализма и антигуманными устремлениями предпринимательства. Ф. Энгельс в своей работе «Развитие социализма от утопии к науке» утверждал, что условием действительного господства человека над природой является социалистическое переустройство общества, благодаря которому люди, «ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся вследствие этого господами природы». Создавая материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс выступали как продолжатели тех основоположников философии нового времени, которые провозгласили в качестве высшей задачи человечества завоевание природы, господство над нею. Ф. Бэкон утверждал, что задачей науки является «познание причин и скрытых сил всех вещей; и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным» [1].
По мере увеличения масштабов промышленной деятельности начинают появляться вопросы, относящиеся к сфере экологической и социальной ответственности. Экономика окружающей среды начинает основываться на ряде понятий экологии. Индустриальный бум конца XIX века усилил внимание ученых к вопросам, связанным с экологическим состоянием окружающей среды и влиянием производства на нее. Появляется необходимость разработки экономических механизмов управления окружающей средой. В 1913 г. в Швейцарии прошла первая международная конференция по охране природы.
К началу 70-х годов ХХ в. в мировой науке накопилось множество фактов, подтверждающих экологический конфликт в промышленно развитых странах. Социально-экономическое развитие общества в XX веке ориентированное, в основном, на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Вероятно, сторонники антропоцентризма (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, Г. Гегель, И. Кант), считавшие человека господином и хозяином природы, не предполагали, что когда-нибудь свободная воля и деятельность этого «хозяина» поставят под сомнение саму возможность существования человека. В связи с актуальностью возникших проблем и острой необходимостью их решения, в период 60-х — 70-х гг. XX в. формируется энвайронментальная экономика (environment economics) — экономика окружающей среды как самостоятельная область знаний, появляются механизмы, инструменты и концепции, связанные с взаимодействием экономики и окружающей среды. Формируются четыре сложившиеся точки зрения на взаимодействие экономики и окружающей среды: от крайне техноцентристского до крайне экоцентристского.
Первое направление — «рог изобилия» (extreme «cornucopian») — ориентация на экономический рост путем эксплуатации природных ресурсов. Принимается аксиома абсолютных возможностей технического прогресса при свободном рынке, снимающего все естественные ограничения развития. Второе направление — в английском оригинале называется «accommodating», в русской литературе переводится как «компромиссное» или «приспособленческое» — признает необходимость охраны окружающей среды и менеджмента природных ресурсов. Третье направление — «communal», в отечественной литературе последователей этого направления называют «коллективисты» или «коммунальщики», — ориентируется в первую очередь на охрану окружающей среды и требует ограничения экономического роста для сохранения природных ресурсов с учетом, при этом, материальных и социальных потребностей населения. Четвертое направление — «deep ecology», «чисто экологическое» или «глубокая экология» — характеризуется крайней ориентацией на охрану окружающей среды; развитием социально-экономической системы по пути минимальной эксплуатации ресурсов (деиндустриализация) и даже сокращения численности населения. Также ему присущи принятие биоэтики (неущемление человеком прав и интересов всех других биологических видов) и высокая оценка природной среды вне зависимости от ее полезности с точки зрения общества.
Появляется концепция пределов роста Э.Пестеля, которая предполагает, что экологическую гармонию можно сохранить или восстановить путем определения соответствующих пределов дальнейшего развития экономики, роста населения, развития научно-технического прогресса; концепция А. Пигу, согласно которой загрязнение природной среды дает рост экстернальных издержек, что ведет к необходимости наложения специального налога [2]; концепция Дж. Хартвика, в которой говорится о том, что истощение природного капитала можно компенсировать путем реинвестирования ренты от эксплуатации невозобновимых ресурсов. Вопросы экономики окружающей среды начинают занимать высокое место в числе приоритетов, прежде всего, развитых стран.
В последней четверти XX в. начал формироваться целостный эколого-экономический подход к пониманию тенденций экономического развития. Одновременно анализ и выработка практических подходов к экономике окружающей среды начинают приобретать систематический характер.
В современном мире все большую роль приобретают концепции, нацеленные на совмещение требований экологии с развитием экономики. Мир на основе исторического опыта убедился, что невозможно развивать экономику, не выполняя требований охраны окружающей среды. В то же время нельзя обеспечить выполнение требований охраны окружающей среды, не развивая экономику.
Становится ясно, что природа — это не капитал человечества, а его естественное окружение, где человек лишь один из множества элементов. Вся же природная система поддерживает стабильные условия окружающей среды, благоприятные для жизни в целом и жизни человека в частности. Следовательно, пределы развития человечества определяются степенью экологических нарушений, а не простым потреблением ресурсов. Появляется самостоятельная, инновационная система знаний — экономика окружающей среды, которая направлена на создание научных основ теории устойчивого эколого-экономического развития, освоение основных закономерностей взаимодействия между экономикой и окружающей средой, экологией, выявление подходов к исследованию сложных многофакторных проблем рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды в интересах обеспечения устойчивого развития экономики.
Говоря об исторической перспективе дальнейшего развития экономики окружающей среды, как особой научной области знаний, необходимо отметить, что отношение к экономике окружающей среды реализуется в процессе становления экологической этики (экоэтики). Она базируется на новом типе морального сознания — энвайронментального сознания, синтезирующего глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями. Изменение мировоззренческих ориентаций предполагает преодоление и привычных пространственных перспектив, ибо новое отношение к природе требует научиться мысленно охватывать признаки изменений, рассеянных в ее безмерном пространстве, уметь смотреть на экосистемы в далекой космической перспективе, близкой по своему историческому значению к той, что когда-то позволила человеку впервые представить себе землю не плоской, а круглой [3]. Экофилософия выходит за границы чисто этической проблематики и ставит вопрос о взаимоотношении человека и природы в широком философско-мировоззренческом плане. Речь идет о формировании на ближайшую историческую перспективу «экологической духовности», объединяющей в себе осознание единства всей природы, солидарности с ней человека и его ответственности за нее. Переход от цивилизации разрушения к цивилизации сохранения может произойти только в результате экологизации сознания, изменения мировоззрения и ценностных предпочтений. По словам Ю. Г. Маркова: «Сама природа призывает нас к нравственности, и мы обязаны прислушаться к этому вечному зову» [4].
Так, становится совершенно очевидно, что на этапе своего будущего развития наука экономика окружающей среды начнет все более подробно затрагивать не только практические аспекты, но и активно развиваться в сторону реализации теоретико-философских и этических воззрений взаимодействия экономики и окружающей среды.
Литература:
1. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления. М., 1962. С. 62.
2. Пигу А. Экономическая теория благосостояния / Пер. с англ.: В 2 т. — М.: Прогресс, 1985. — Т.1. — 511 с.
3. Agar, N. Valuing species and valuing individuals / N. Agar // Environ Ethics. — 1995.– 17. № 4.– P. 397–417
4. Марков Ю. Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. — Новосибирск: Издательская компания «Лада»; Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2001.