В статье рассмотрены некоторые аспекты исследования, направленного на поиск и реализацию педагогических условий, влияющих на эффективность здоровьесбережения сельских школьников в условиях класса-комплекта. Описываются особенности оценки и организации системы работы по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, сельская школа, здоровьесбережение.
The article discusses some aspects of research, aimed at finding and implementation of pedagogical conditions, affecting the efficiency of health preservation of rural schoolboys in a class-kit. Describes the features of evaluation and organization of work of health preservation for primary school children.
Keywords:children of primary school age, rural schools, health preservation.
Здоровье человека — это актуальная тема для педагогической общественности в течение всей истории развития отечественного образования и со временем она становится все более значимой. Активное развитие современного общества, высокий темп жизни обуславливают новые, более жесткие требования к человеку и его здоровью. К сожалению, статистические данные подтверждают — детей, соответствующих выше представленным описаниям — не так много. Вот лишь один из фактов: физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. Нарастание патологических отклонений у детей наблюдается и к моменту поступления в школу.
В условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большая часть которых — малочисленные. Сельская малокомплектная школа является особой составной частью общегосударственной системы образования.
В тоже время ФГОС НОО особое внимание обращает на:
1. обеспечение равных возможностей получения качественного начального образования,
2. укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [3].
В педагогической и методической литературе описаны подходы к проблеме использования некоторых здоровьесберегающих технологий в сельской малокомплектной школе (Авдеев Ф. С, Ахутина Т. В, Литвинова Л. Н., Менчинская Е. А.)
Однако, вопрос здоровьесбережения младших школьников в условиях сельской малочисленной школы не получили широкого освещения в педагогической теории, что обусловило возникновение противоречия между необходимостью учета особенностей сельской малочисленной школы при осуществлении здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью теоретико-методических основ осуществления данного процесса.
С целью выявления педагогических условий здоровьесбережения младших школьников в образовательном процессе малокомплектной сельской школы нами было предпринято настоящее исследование.
Реализация цели потребовала решения следующих основных задач:
1. Изучить и проанализировать литературу с целью рассмотрения подходов к здоровьесбережению младших школьников в образовательном процессе.
2. Изучить особенности сельской малокомплектной школы, влияющие на здоровьесбережение младших школьников в образовательном процессе.
3. Выявить педагогические условия здоровьесбережения младших школьников в условиях класса-комплекта сельской малокомплектной школы.
4. Провести работу по изучению эффективности здоровьесбережения младших школьников в учебном и воспитательном процессе сельской малокомплектной школы.
5. Провести работу по здоровьесбережению в классе-комплекте малокомплектной школы, проанализировать результаты.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу, что в понятие «здоровье» характеризуется совокупностью таких составляющих как физическое, социальное, психическое. Следовательно, оценка состояния здоровья (соответственно — и эффективность здоровьесбережения) обучающихся должна учитывать каждый из названных элементов.
Особенности сельской малокомплектной школы обусловили отличные от городской условия и факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья младших школьников [2, с. 3–8]. В частности:
- школа выступает инициатором и одним из основных «помощников» детям дезадаптированным, с ослабленным здоровьем, из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. Ограниченные возможности социальной сферы села требуют проявления инициативы учителя начальных классов в социальной работе с детьми и их родителями;
- сельскохозяйственное окружение и близость к природе создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания с жизнью — посредством учета и выбора наиболее целесообразных форм изучения природы, взаимодействия с ней, использования практического материала в процессе формирования мотивации к здоровому образу жизни у сельских школьников;
- малокомплектность и малочисленность имеют как положительное значение, так и отрицательное. Небольшая наполняемость класса-комплекта позволяет более эффективно реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации в обучении и воспитании. В тоже время, условия их работы чрезвычайно сложны и для учителя, и для ученика. Поскольку микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, (может составлять десятки квадратных километров) — это требует от педагогических коллективов дополнительных и весьма значительных трудозатрат. Это касается организации регулярного подвоза школьников к образовательному учреждению, осуществления мер педагогического воздействия на школьников в период их пребывания вне школы; дополнительной подготовки к каждому уроку и мероприятию в силу работы в разновозрастном ученическом коллективе;
- школы на селе различны по условиям социального окружения, удалённости от районных и городских центров, материальной базе, численности обучающихся. Все эти факторы существенно влияют на социальный и духовный уклад жизни села, атмосферу в социуме, а, следовательно, отражаются на содержании и организации педагогического процесса [1, с.11].
Анализ особенностей сельской малокомплектной школы позволил сделать предположение, что работа по сохранению и укреплению здоровья в условиях класса-комплекта сельской малочисленной школы будет более эффективной, если соблюдать следующие педагогические условия:
1) Выделение задачи здоровьесбережения как основной; использование здоровьесберегающих образовательных технологий при проектировании и реализации уроков, воспитательных мероприятий;
2) Учёт при организации здоровьесберегающей деятельности природного окружения обучающихся;
3) Использование в образовательном процессе форм и методов, предполагающих активное вовлечение родителей обучающихся в здоровьесберегающую деятельность;
4) Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
С целью проверки выдвинутого предположения было проведено исследование на базе двух сельских школ Первомайского района Нижегородской области, предполагающего диагностику основных показателей здоровья (физического, социального и психического) 2,4 классов (классы-комплекты) в период с 01 сентября 2014 г. по 01 марта 2015 г. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста: из них 9 детей составили экспериментальную группу, 11– контрольную.
Для диагностики здоровья детей мы предлагаем использовать следующие методы и методики:
1. Отслеживание посещаемости детей по классному журналу;
2. Анализ карты здоровья, составленной медицинским работником на каждого ребёнка;
3. Анализ данных психолога по состоянию психического здоровья;
4. Тест А. Антоновского «Оценка социального благополучия и личностной устойчивости»;
5. Анализ карты самооценки и использование «экрана эмоционального состояния» обучающегося.
Данные методики позволяют судить об изменениях в состоянии здоровья обучающихся классов-комплектов.
В ходе эксперимента нами были проведены различные виды работы по здоровьесбережению младших школьников: просветительно-воспитательная работа с учащимися, внедрение оздоровительных процедур в организацию учебного процесса, работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках, секциях); ведение карты здоровья класса, организация и обеспечение физкультурно-оздоровительной работы; регулярное проведение «подвижных перемен», вовлечение в процесс работы по сохранению и укреплению здоровья родителей обучающихся; применение элементов здоровьесберегающей технологии «Раскрепощённого развития детей», разработанной физиологом В. Ф. Базарным и др. Ниже приведен перечень наиболее значимых мероприятий, проведенных в период настоящего исследования.
Таблица 1
Организация работы по здоровьесбережению детей младшего школьного возраста
Содержание работы |
Сроки |
Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ |
ноябрь |
Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья» |
ноябрь |
Проведение физкультминуток на уроках |
ноябрь-март |
Школа безопасности «Светофор пришёл к нам в гости» |
декабрь |
Лекторий «О вреде курения» |
декабрь |
Экскурсия на реку Алатырь |
ноябрь |
Беседа «Правильный режим дня» |
декабрь |
Классный час «Отношение к себе» |
декабрь |
Лекторий «Особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек» |
январь |
Эстафета «Весёлые старты» |
январь |
Беседа «Основные способы закаливания» |
январь |
Беседа «Спорт в моей жизни» |
февраль |
Классный час «Вредным привычкам НЕТ!» |
февраль |
Спортивная программа «Умей сказать Нет!» |
февраль |
Беседа «Моё питание» |
февраль |
День здоровья |
февраль |
Спортивная программа «Лыжный поход» |
март |
Классный час «Мой труд каждый день дома» |
март |
Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья» |
март |
Классный час «Витамины в моей жизни» |
март |
Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков» |
март |
Проведенная работа позволила подтвердить эффективность и целесообразность начинать учебный день с проведения физкультминутки, где за несколько минут учащиеся выполняют 5–6 упражнений, желательно под музыку или с речёвкой. На уроках, где детям требуется проявлять повышенное внимание и усидчивость, двухминутные физкультпаузы, снимают усталость, нормализуют психические процессы. Следует также отметить, что такие формы работы как походы, прогулки, подвижные игры должны проводиться во всех сельских школах. Это позволяет повысить эмоциональный фон, познакомить школьников с родной природой, расширить их кругозор и параллельно произвести необходимое количество расслабляющих упражнений.
Среди положительных «эффектов» работы можно отметить, что использование нами чередования видов деятельности на уроке, оздоровительных моментов (физкультминуток, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки, эмоциональных разрядок и др.) способствовало снижению заболеваемости обучающихся в осенне-весенний период (по сравнению с контрольным классом), улучшению их осанки, остроты зрения. После проведенных нами мероприятий, учащиеся, а также родители стали внимательнее и бережнее относиться к своему здоровью, требовательнее относиться к питанию и режиму дня.
Диагностика социального благополучия и личностной устойчивости школьников с помощью теста А. Антоновского позволила выявить положительную динамику в экспериментальной группе.
Анализ данных психолога и карты самооценки эмоционального состояния обучающихся показал, что уровень психического здоровья обучающихся в экспериментальной и контрольной группах существенно не изменился.
В целом, можно сделать вывод, что за сравнительно небольшой временной промежуток нам удалось улучшить некоторые показатели здоровья обучающихся, что подтверждает значимость сформулированных нами педагогических условий в сохранении и укреплении здоровья младших школьников.
Литература:
1. Байбородова М. И. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе / М. И. Байбородова // Учебное пособие. — Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2004. — 357 с.
2. Тюрина Т. В. Взаимодействие школы с учреждениями культуры как условие совершенствования образования сельских школьников / Т. В. Тюрина // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2007 // Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=15873878
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Режим доступа — http://минобрнауки.рф/документы/922