Автор: Пухова Анна Юрьевна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 28.08.2015

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Пухова А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых качеств спортсмена // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 596-599.

Развитие волевых качеств спортсменов является важным компонентом учебно-тренировочного процесса и спортивной подготовки в целом, направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Волевая подготовка юных спортсменов, несомненно, важна и для дальнейшего воспитания личности подрастающего поколения.

Нельзя забывать, что воспитание волевых качеств — одна из основных задач психологической подготовки спортсменов. В условиях соревнований, как юных спортсменов, так и уже более опытных, возрастает психическое напряжение состояния спортсмена, которое положительно или отрицательно может воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме волевой подготовки спортсменов с появлением технологии индивидуализации спортивной подготовки и личностно-ориентированного воспитания юных спортсменов с целью изучения их волевых качеств как одного из компонентов методики формирования готовности обучающихся в детских спортивных объединениях к воспитанию волевых качеств спортсменов.

Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить высококвалифицированного и успешного спортсмена с точки зрения его физических качеств и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, совершенствование мировоззрения, духовной сферы, разносторонних интересов и т. п. Важнейшим фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером.

Понятие воли в психологии имеет не одно значение. В нашем случае, воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, следовательно, волевое поведение — это овладение собственным поведением, то есть самоконтроль поведения, целенаправленность, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий.

Организация и методика исследования.

В 2014–2015 учебном году впервые проводилось исследование в детских спортивных объединениях физкультурно-спортивного отдела муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного центра «ОРИОН» (далее — МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН»).

Цель: изучить особенности проявления и развития волевой сферы личности спортсмена.

Задачи:

1.                  Преодоление трудностей личностного роста.

2.                  Содействие в обретении обучающимися не только психологических знаний, но и способности к умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их.

3.                  Содействие педагогическим работникам и родителям в воспитании детей, а также формировании у них ответственности и уверенности в себе.

4.                  Создание диагностического банка дополнительного образования, ориентированного на исследование различных параметров развития.

Основной методикой исследования был тест самооценки волевых качеств, подготовленный педагогом-психологом МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» Баскаковой Н. Н., основанный на упорядочении волевых качеств по данным самооценки юных спортсменов.

Основные направления работы за истекший период:

-          Психодиагностическая работа. Проведение тестирования спортсменов для определения самооценки силы воли.

-          Психопрофилактическая работа. Работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении.

-          Психопросвещение. Психологическое просвещение по реализации образовательной программы и родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

-          Консультативная работа. Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, проведением родительских собраний.

Результаты.

Обучающиеся физкультурно-спортивного отдела МБОУ ДОД ДООЦ «ОРИОН» прошли тестирование для определения самооценки обучающихся и самооценки силы воли.

В процессе исследования были посещены 17 детских спортивных объединения, 265 юных спортсменов.

Особое значение для юных спортсменов имеет самооценка, так как у них эмоциональная сторона преобладает над рациональной, борьба идет за всё. И здесь только тренеру-преподавателю под силу помочь юному спортсмену выработать чувство собственной значимости, повысить его уверенность в себе. Это и условие успеха во время учебно-тренировочного процесса, и залог достижения желаемых результатов на соревнованиях.

По результатам тестирования педагогом-психологом составлена таблица исследований уровня развития исследуемых качеств — психологической модели спортсменов.

Таблица 1

Спортивное объединение

Кол-во тестируемых

Самооценка (%)

Сила воли (%)

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Кудо

128

22

64

14

50

48

2

Косики-каратэ

27

12

81

7

30

70

0

Киокусинкай

15

27

67

6

33

60

7

Велоспорт, спортивный туризм

23

30

52

18

43

52

5

Баскетбол, футбол

18

11

83

6

28

66

6

Бокс

11

0

73

27

82

18

0

Художественная гимнастика

13

30

62

8

38

62

0

 

Результаты диагностики волевых качеств показывают, что большинство обучающихся спортивных объединений обладают высоким и средним уровнем самообладания, настойчивости, уверенности в себе, смелости. Это говорит о хорошей волевой подготовленности спортсменов.

Именно развитие волевых качеств обеспечивает спортсменам оптимальное психологическое состояние во время соревнований, о чем свидетельствуют победы в соревнованиях на различных уровнях.

Таблица 2

Информация по количеству соревнований за учебный год

Уровень соревнований

муниципальный

городской

областной

региональный

всероссийский

межрегиональный

международный

чемпионат России

чемпионат ПФО

первенство Мира

34

14

9

5

4

3

1

1

1

1

 

Таблица 3

Мониторинг призовых мест за учебный год

Призовое место

1 место

2 место

3 место

Муниципальный

28

27

26

Городской

52

43

35

Областной

41

27

19

Региональный

4

3

-

Всероссийский

-

-

-

Межрегиональный

6

9

5

Международный

2

-

-

Чемпионат России

1

1

2

Чемпионат ПФО

1

-

-

Первенство мира

1

-

-

 

Заключение.

Подводя итоги всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что в процессе воспитания волевых качеств спортсменов основную роль играет преодоление трудностей в тренировочных занятиях и на соревнованиях. Это, безусловно, заставляет проявлять упорство, волю к победе, целеустремленность, настойчивость, создает уверенность в своих силах.

Таким образом, следующий этап психологической работы заключается в повышении и оптимизации уровня эмоциональной устойчивости

По данным проведенной диагностики и анализа полученных результатов определены следующие направления и задачи психологической работы с детскими спортивными объединениями:

-        Повышение уровня эмоциональной устойчивости путем изучения основных свойств нервной системы и темперамента как составляющих эмоциональной устойчивости спортсменов.

-        Повышение уровня мотивации достижения, формирование мотивационной установки на достижение успехов в спортивной деятельности.

-        Развитие самообладания и волевого самоконтроля обучающихся.

-        Повышение уровня смелости, настойчивости.

-        Развитие уверенности в себе.

Основными методами в воспитании моральных качеств является разъяснение, поощрение и наказание, одобрение, убеждение и, несомненно, наглядный пример. Тренер-преподаватель должен быть сам воспитан, организован, дисциплинированным. Только благодаря этому у него получится организовать в своем коллективе традиции, дисциплину, доверие к себе и дружбу со своими обучающимися, взаимопонимание и взаимопомощь.

Психологическая подготовленность — это умение владеть собой, способность полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, несмотря на посторонние раздражители, в любых условиях осуществлять максимальные усилия без нарушения координации движений, не поддаваться отрицательным воздействиям, быть готовым к борьбе с более сильными соперниками.

Нельзя забывать, что каждый человек обладает большими потенциальными возможностями, которые не проявляются в обычных условиях. Их раскрытию требуется мощный эмоциональный подъем, любые спортивные достижения это, в первую очередь, результат усилия воли.

 

Литература:

 

1.         И. А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978

2.         Алексеев Н. Г. Воля // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1983.- с. 90–91.

3.         Божович Л. И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- № 1.- с. 32–35.

4.         Ильин Е. П. Психология воли. — СПб., 2000.- с.114–254.

5.         Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1979. — 143 с.

6.         Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М., 1977.- с. 23

7.         Рудик П. А. Психология воли спортсмена. — М., 1973. -с. 26

8.         Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992. -с.13

Основные термины (генерируются автоматически): юных спортсменов, волевых качеств, волевых качеств спортсменов, ДОД ДООЦ «ОРИОН», МБОУ ДОД ДООЦ, подготовки спортсменов, воспитания юных спортсменов, самооценки юных спортсменов, подготовка юных спортсменов, психологической подготовки спортсменов, качеств спортсменов основную, волевых качеств спортсмена, учебно-тренировочного процесса, уровня эмоциональной устойчивости, Развитие волевых качеств, самооценки волевых качеств, психологической модели спортсменов, в детских спортивных объединениях, волевой подготовки спортсменов, эмоциональной устойчивости спортсменов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос