Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (96) август-2 2015 г.

Дата публикации: 14.08.2015

Статья просмотрена: 2835 раз

Библиографическое описание:

Исагалиева, А. С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А. С. Исагалиева, Л. И. Зулькорнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 378-382. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21580/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: социальный портрет, реконструкторы, субкультура, социально-демографические характеристики.

 

Key words: social portrait, reenactors, subculture, socio-demographic characteristics.

 

Одной из важных характеристик современного общества, несомненно, является возникновение и функционирование множества субкультур, взаимодействующих друг с другом и с обществом в целом. Их появление и развитие требуют внимательного изучения и объективной научной оценки. Анализ субкультур, проводимый специалистами различных дисциплин (социологии, философии, культурологии, и др.), призван создать комплексную картину явления, вызывающего сегодня растущий интерес. Социология также имеет реальную возможность внести свой вклад в изучение данного социокультурного феномена.

Теория субкультур выступает как одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества, как следствие понимания его сущности и неоднородности его культурного пространства. Анализ отдельной субкультуры методами социологии позволяет не только объективно описать ее, но и дает возможность понять причины ее возникновения, проследить тенденции, выяснить перспективы развития, глубже понять сущность данного явления.

Реконструкторы — группа людей в рамках движения военно-исторической реконструкции, стремящихся как можно точнее реконструировать внешний вид, нравы и обычаи определённой эпохи. Игры, турниры, фестивали и реконструкции битв проходят в специальных доспехах, со специально созданным стальным оружием, что задает определенную последовательность действий участников данного сообщества, а серьезное отношение к своей роли со стороны представителей данной субкультуры формирует систему ценностей и идеалов, определяет даже образ их жизни.

Субкультура как социальный феномен, ее структура, взаимодействие субкультур и их особенности, с точки зрения социологической науки, исследовались известными учеными, такими как Д. Райзмен, Д. Хебдидж, М. Мафессоли. В отечественной научной литературе выделяются работы В. А. Дольника, Ю. В. Шинкаренко и др. В последнее время данная категория социологической науки вошла в учебники и учебные пособия таких авторов, как С. И. Левикова, Е. И. Гацкова, А.С, Запесоцкий.

Термин «субкультура» определял идеологию молодежи как явление, разрушающее всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой в принципе. Развиваясь, субкультуры вырабатывают собственный имидж, жаргон, сленг, атрибутику, символику, а также общее мировоззрение для своих членов. В этом состоит сходство субкультур и традиционных народных культур. Поэтому в научных исследованиях подчеркивается, что методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных.

С социологической точки зрения символ и символизм также являются важным элементом описания отдельно взятой субкультуры. Избираемые символы, избираемые субкультуре выделиться на фоне прочих, самоопределиться.

В рамках изучения данного феномена был проведен Интернет-опрос, так как в исследовании приняли участие респонденты из других городов Российской Федерации. Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно сказать, что реконструкцией занимаются в основном мужчины (88 % респондентов) — это связано непосредственно с самой сутью занятия реконструкцией. Её неотъемлемой частью является именно воссоздание исторических поединков, боёв и сражений, следует отметить, что это не постановочные бои, а реальные сражения, где присутствуют достаточно жёсткие условия с минимумом правил. Всё это требует хорошей физической подготовки, и больший интерес вызывает именно у мужского пола. Женщины принимают участие, в большинстве случаев, только в фестивалях, когда воссоздаются не только боевые действия, но и простой быт, различные ярмарки и празднества реконструироваемого времени.

Исторической реконструкцией в России занимаются в основном люди от 16 до 20 лет (42 % респондентов) и люди от 21 до 25 лет (39 %). Представителей данной субкультуры более старшего возраста намного меньше: 14 % — люди от 26 до 30 лет и 5 % старше 30 лет. К 25 годам многие уже создают семью, что требует больших усилий, и времени на активную субкультурную деятельность просто не остаётся. Большинство реконструкторов посвящает огромное количество своего времени и средств на деятельность внутри своего сообщества, что не даёт им уделять много внимания другим сферам своей жизнедеятельности, как например создание семьи. Больше половины реконструкторов (54 %) холосты и никогда не состояли в браке, 26 % проживают без официальной регистрации брака.

Уровень образования представителей данной субкультуры характеризуется исходя из возраста. Самые младшие члены субкультуры, учащиеся в школе, не имеют среднего образования — таких 7 %. Но, в основном, в данной субкультуре состоят люди, которые имеют (24 %) или получают в настоящее время (28 %) высшее образование. То есть можно сказать, что примерно у половины реконструкторов (52 %) высокий уровень образования.

Что касается рабочей деятельности, то в основном это служащие (36 %) и учащиеся либо студенты (26 %). Всё это объясняется именно основным возрастом представителей субкультуры. Реконструкцией занимаются люди со средним достатком (44 %) и те, у кого доходы выше среднего (32 %), так как занятия реконструкцией, помимо усилий и тренировок, требуют вложение средств, которые идут на создание экипировки, вооружения, внешнего вида и на различную атрибутику. Всё это очень тяжело найти в готовом виде и изготавливается, обычно именно внутри сообщества.

В современном российском сообществе реконструкторов очень много новых членов (32 % респондентов занимаются реконструкцией менее года) и очень мало тех, кто состоит в субкультуре более 5 лет (1 %) или более 3 лет (6 %). Основная масса носителей данной субкультуры, на настоящий момент включает тех, кто состоит в ней от 1 года до 3 лет (61 % респондентов).

Для большинства представителей данной субкультуры (39 %) занятия реконструкцией — это хобби, т. е. то чем они занимаются в свободное время, то, что вызывает у них интерес. Также для многих (24 %) — это, своего рода, спорт. 23 % не придают занятиям реконструкцией серьёзного значения, считая их просто развлечением.

Система ценностей реконструкторов не противоречит системе ценностей, принятой в обществе, например для представителей данной субкультуры очень значима такая ценность, как семья и семейные отношения (82 % респондентов выделили её как наиболее значимую) (табл.1).

Таблица 1

Насколько значимы для вас нижеприведённые ценности?

 

Очень значимо

Скорее значимо

Нейтрально

Скорее не значимо

Абсолютно не значимо

Здоровье

43 %

38 %

17 %

0 %

2 %

Семья

82 %

18 %

0 %

0 %

0 %

Общение с друзьями

36 %

27 %

16 %

19 %

2 %

Деньги, материальные блага

34 %

37 %

12 %

17 %

0 %

Любовь

40 %

16 %

29 %

9 %

6 %

Секс

23 %

21 %

37 %

10 %

9 %

Независимость

33 %

38 %

20 %

8 %

0 %

Свобода

39 %

46 %

15 %

0 %

0 %

Работа по душе

21 %

36 %

23 %

12 %

8 %

Самореализация

37 %

32 %

24 %

7 %

0 %

Личная безопасность

18 %

26 %

17 %

28 %

11 %

Престиж

15 %

21 %

35 %

14 %

15 %

Слава

9 %

19 %

42 %

3 %

27 %

Творчество

46 %

31 %

4 %

15 %

4 %

Общение с природой

12 %

14 %

38 %

28 %

8 %

Честно прожитая жизнь

31 %

22 %

42 %

5 %

0 %

Справедливость

21 %

18 %

27 %

23 %

11 %

Религия

26 %

22 %

25 %

21 %

6 %

Бог

32 %

25 %

8 %

13 %

22 %

Власть

17 %

29 %

34 %

16 %

2 %

Традиции

39 %

33 %

15 %

12 %

1 %

Здоровый образ жизни

43 %

24 %

18 %

11 %

4 %

Родина, Отечество

26 %

31 %

30 %

13 %

0 %

 

Многие реконструкторы следят за состоянием своего здоровья — это, также, является очень важным элементом системы их ценностей (43 % отметили здоровье, как наиболее значимую ценность и 38 % как скорее значимую). Для улучшения своего физического состояния реконструкторы поддерживают здоровый образ жизни (43 %) или пытаются его поддерживать — многие (39 %) отмечают, что стараются вести здоровый образ жизни, но у них не хватает возможностей или времени. Общение играет важную роль в жизнедеятельности человека, как представителя социума, и реконструкторы не исключение: 36 % респондентов отмечают, что общение с друзьями для них очень значимо. Любовь также входит в число наиболее значимых ценностей, её выделили 40 % респондентов как наиболее значимый элемент. Секс не является настолько же значимым, как любовь (37 % говорят о нейтральном отношении к этому элементу), что показывает его незначительную роль в системе ценностей реконструкторов [2, стр. 24].

Реконструкторы, как и многие индивиды, стремятся к самовыражению и самореализации. Реализовать себя в жизни, найти своё место и добиться успехов в выбранной деятельности очень важно практически для всех реконструкторов (37 % респондентов считают самореализацию очень значимой, 32 % — скорее значимой). Реконструкторов отличает высокий уровень стремления к творчеству (77 % считают это важным или скорее важным элементом), ведь с этим связана их деятельность: они самостоятельно изготавливают одежду, оружие, доспехи, предметы быта — это сам по себе уже творческий процесс.

Религию, как ценность, выделяют чуть менее половины реконструкторов — 48 % (26 % — очень значимая, 22 % — скорее значимая). Если брать общий уровень религиозности реконструкторов, то можно сказать что он занимает среднее положение. Рассматривая бога вне рамок религии, большее число респондентов подчёркивает его значимость (32 % — очень значимо и 25 % — скорее значимо).

Важным элементом системы ценностей реконструкторов являются традиции (39 % респондентов отметили как очень значимо и 33 % — скорее значимо) — это так же, как и творчество, связано именно с их деятельностью внутри субкультуры: воссоздание истории не может быть без соблюдения традиций, обычаев и т. д. Это и выводит стремление к традициям на первый план.

Занятия реконструкцией помимо сил требуют ещё и денежных вложенный, так как необходимо приобретать материал для изготовления различных элементов внешнего вида, предметов быта и аксессуаров, поэтому реконструкторы выделяют материальные блага как одну из основных ценностей (71 % респондентов определили деньги значимым или очень значимым элементом).

Стремление к независимости и свободе также присущи реконструкторам, как и многим людям, важность данных ценностей подчёркивают 71 % и 85 % респондентов соответственно.

Реконструкторы, обычно, занимаются воссозданием истории именно своей страны, различных её эпох и конкретных исторических моментов. Можно говорить о своего рода патриотизме, присущем этой субкультуре. 57 % респондентов включили родину и отечество в число важных элементов системы ценностей (26 % отметили как очень важную, 31 % как скорее важную).

Некоторые ценности носят нейтральный характер и являются менее важными для реконструкторов. Например, стремление к престижу и славе. Престижность считают необязательным условием своей жизни 35 % респондентов. Добиться славы в обществе также не является важной целью для реконструкторов (42 % считают это не важным). Общение с природой также не является чем-то важным в жизни реконструктора (38 % нейтрально к этому относятся и 36 % считают это не значимым).

Реконструкторы не властолюбивы и не стремятся к власти, считая это незначительной и необязательной частью своей жизни (34 % нейтрально к этому относится).

Реконструкция — очень опасное занятие, нередко случаются различные травмы, так как это не постановочные бои с реальным оружием. Даже в астраханском сообществе были случаи летального исхода на соревнованиях [3, стр. 51]. Это занятие можно назвать очень экстремальным, поэтому реконструкторы при вступлении в субкультуру заранее понимают к чему это может привести, конечно, это касается именно тех, кто принимает участие в поединках и сражениях. Реконструкторы также заранее понимают, что может пострадать их личная безопасность и именно поэтому она не является важной ценностью для представителей данной субкультуры (28 % отметили её как скорее не значимый элемент, 11 % как совершенно не значимый и 17 % как нейтральный).

Здоровый образ жизни для реконструкторов — это очень важно, это помогает поддерживать физическую форму, необходимую для активного участия в фестивалях. Больше половины реконструкторов стремятся вести здоровый образ жизни (27 % респондентов ведут здоровый образ жизни, 39 % стараются его поддерживать, но у них не всегда хватает на это времени и возможностей). 25 % считают необходимым здоровый образ жизни, но у них не получается его поддерживать.

Для большинства реконструкторов (63 % респондентов) субкультурная активность заменяет занятия спортом, реконструкции им вполне хватает для поддержания физической формы, но также многие реконструкторы (37 %) считают, что занятия спортом вне реконструкции является необходимым. Основным видом спорта у реконструкторов является занятие бодибилдингом и фитнесом, все кто занимается спортом, предпочитают именно этот его вид. Занятие реконструкцией требует очень много времени и усилий и на сторонние занятия практически не остаётся времени, поэтому занятие спортом достаточно нерегулярны (16 % регулярно занимаются, 16 % занимаются от случая к случаю и 5 % занимаются крайне редко).

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является досуг, то есть то, чем человек занимается в своё личное свободное время, может дать информацию о его личности, интересах, жизненных приоритетах и увлечениях. Для того, чтобы составить социальный портрет реконструктора необходимо рассмотреть его досуговые предпочтения. Своё свободное время реконструкторы предпочитают проводить, общаясь с друзьями, как из своего сообщества, так и с теми, кто не имеет отношение к данной субкультуре. Это играет большое значение в их жизни (43 % респондентов назвали это приоритетным занятием). Также не следует забывать о занятиях спортом (выделили 30 % респондентов), как об одном из важных занятий вне реконструкции, учёбы и работы. Некоторые реконструкторы (27 %) любят читать и проводят за этим занятием много времени. Досуговое время должно помогать расслабляться физически и эмоционально, поэтому реконструкторы в свободное время посещают различные кафе и клубы (отметили 26 % респондентов).

Необходимо, также, рассмотреть к чему в своей жизни стремятся реконструкторы (табл.2).

Таблица 2

К чему лично Вы стремитесь в своей жизни в первую очередь?

Иметь много друзей

27 %

Жить в достатке

28 %

Иметь хорошую семью

48 %

Любить и быть любимым

32 %

Иметь высоко оплачиваемую работу

34 %

Сделать карьеру

24 %

Быть интеллектуально развитым, интересным человеком

37 %

Добиться общественного признания, известности

17 %

Иметь возможность много путешествовать

15 %

Жить, как хочется, не обременяя себя излишними обязательствами

21 %

Стать богатым

14 %

Иметь свой бизнес

4 %

Попасть в круг влиятельных людей, добиться власти

5 %

Иметь красивую внешность

0 %

К хорошим отношениям с окружающими

18 %

Быть здоровым и выносливым человеком

42 %

К личной независимости во мнении и суждениях

34 %

Прожить честную жизнь

13 %

Другое

0 %

 

Для реконструкторов, как было отмечено ранее, очень важным показателем успешной жизни являются хорошая семья и семейные отношения — этого хотят добиться в своей жизни 48 % респондентов. Также одна из самых приоритетных целей в жизни — быть здоровым и выносливым человеком (отметили 42 % респондентов). Но хорошее физическое состояние — это ещё не всё, реконструкторы также стремятся к интеллектуальному развитию (37 %), отсюда такой процент респондентов с высшим образованием (24 % с высшим образованием и 28 % с неоконченным высшим). Иметь высокооплачиваемую работу, для материального обеспечения своей семьи и возможности вкладывания денег в реконструкцию, также достаточно важно для реконструкторов (выделили 34 % респондентов). Нельзя забывать и о личной независимости во мнении и суждениях (34 % респондентов отметили как важное).

Таким образом, подводя итоги исследования, рассмотрев социально-демографические характеристики, ценностные ориентации и досуговые предпочтения реконструкторов, можно составить социальный портрет реконструктора:

Это молодой мужчина в возрасте от 16 до 25 лет, имеющий высшее или неоконченное высшее образование, по материальному благополучию относящийся к среднему классу общества, не женатый либо не имеющий официально зарегистрированных отношений, но при этом в системе ценностей на первое место ставит устойчивые семейные отношения (100 %). Основными ценностями реконструктора являются свобода (85 %), здоровье (81 %) и здоровый образ жизни (67 %), творчество (77 %), сохранение и поддержание традиций (72 %), также значительную роль в его жизни играют деньги (71 %), стремление к самореализации (69 %), общение с друзьями (63 %) и независимость (61 %). В жизни реконструктор ставит для себя следующие приоритеты: иметь хорошую семью (48 %), быть здоровым (42 %) и интеллектуально развитым человеком (37 %), стремится к материальной обеспеченности и к независимости в своих суждениях (по 34 %). В своё свободное время реконструктор предпочитает общаться с друзьями, заниматься спортом, читать книги или ходить в кафе и клубы.

 

Литература:

 

1.           Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. — 2010. — № 2. — 61 с.

2.           Розин М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок. // Общественные, самодеятельные движения. — 2009. — № 3. — 39 с.

3.           Ямпольский М. Россия: культура и субкультура. // Общественные науки и современность.- № 3. — 2010. — 78 с.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, респондент, субкультура, занятие реконструкцией, система ценностей, жизнь, занятие спортом, свободное время, внешний вид, высшее образование.


Ключевые слова

субкультура, социальный портрет, реконструкторы, социально-демографические характеристики., социально-демографические характеристики

Похожие статьи

Молодежные субкультуры в современной России

В статье рассматривается противоречивое влияние субкультур на формирование личности. Авторы проводят краткий анализ опроса на тему «Молодёжные субкультуры в современной России», направленный на выявление интереса у молодых людей к определенным субкул...

Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции

В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.

Социальное становление личности в гражданском обществе

Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества

В данной статье анализируется возможности и перспективы профессионального роста современной молодежи. Профессиональная мобильность интерпретирована через синтез педагогики, психологии социологии.

Криминогенное значение СМИ в современном обществе

Некоторые традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Особенности реализации модальных значений в коммуникативной стратегии (гендерный аспект)

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Культурная антропология как система понятий и факторов становления

Правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой конформизм в среде молодежи

В настоящей статье исследуется онтология таких социальных явлений как нигилизм, инфантилизм и конформизм через призму права и молодежной социальной группы. Выявлены проблемы развития данных явлений, а также пути предотвращения их разрастания.

Похожие статьи

Молодежные субкультуры в современной России

В статье рассматривается противоречивое влияние субкультур на формирование личности. Авторы проводят краткий анализ опроса на тему «Молодёжные субкультуры в современной России», направленный на выявление интереса у молодых людей к определенным субкул...

Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции

В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.

Социальное становление личности в гражданском обществе

Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества

В данной статье анализируется возможности и перспективы профессионального роста современной молодежи. Профессиональная мобильность интерпретирована через синтез педагогики, психологии социологии.

Криминогенное значение СМИ в современном обществе

Некоторые традиции социализации кыргызов

В статье рассматриваются некоторые особенности традиции социализации кыргызов и этнические особенности формировании личности, народная педагогика кыргызов и проблемы их исследования.

Особенности реализации модальных значений в коммуникативной стратегии (гендерный аспект)

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Культурная антропология как система понятий и факторов становления

Правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой конформизм в среде молодежи

В настоящей статье исследуется онтология таких социальных явлений как нигилизм, инфантилизм и конформизм через призму права и молодежной социальной группы. Выявлены проблемы развития данных явлений, а также пути предотвращения их разрастания.

Задать вопрос