В статье проанализированы состав и структура спортивной аудитории футбольного состязания, даны уточненные определения понятиям футболофил и футбольный статистик, предложена классификация спортивных болельщиков в зависимости от активности проявления интереса (увлеченности) к данному виду спорта.
Ключевые слова: спортивная аудитория, спортивные болельщики, поклонник футбола, болельщик, фанат, футбольный хулиган, футболофил, футбольный статистик.
Футбол — самая популярная и массовая командная игра в мире, корнями уходящая в глубину веков. В культуре различных народов присутствовали игры с мячом, отдаленно похожие на современный футбол: «чжу-кэ» в Древнем Китае, «эпискирос» в Древней Спарте, «гарпастум» в Римской империи, «кэмари» в Японии, «ла суль» во Франции, в Италии «кальчио», «шалыга» и «кила» в России. Однако родиной футбола в его общепризнанном виде по праву считается Великобритания, где не только были впервые унифицированы и обнародованы правила игры (23 октября 1863 года), сформирована соревновательная система и вертикаль футбольного хозяйства, но и признан профессиональный статус футбола, что в купе дало мощнейший толчок к его развитию, как на региональном, так и мировом уровнях.
Игре миллионов посвящено огромное количество отечественных и зарубежных научных работ, детально разбирающих многие аспекты этого явления:
- истории становления и развития футбола посвящены труды В. О. Назарова, С. В. Бутова, А. Валя и др.;
- в работах В. А. Киселева, И. Петру и др. особое значение отведено месту футбола в сфере культуры;
- социальной природе объединения сообществ болельщиков посвящены исследования В. Ф. Девичевой, В. А. Викторова;
- вопросы менеджмента и маркетинга в современном футболе освещены в работах В. Н. Алексеева, А. В. Тукманова и др.;
- возможности применения моделей эконометрики в футболе исследовали А. Кеммерлинг, С. Аллан.
Однако, несмотря на неподдельный интерес к данной проблематике во всем ее многообразие со стороны научного сообщества, до сих пор остается еще очень много белых пятен, в том числе в вопросах социальной значимости футбола в жизни общества, а также социокультурной среды, формирующейся вокруг него.
Футбол давно вышел за рамки просто спортивного действа, в современном своем состоянии объединив спорт, экономику и культуру, став таким образом неотъемлемой частью как спортивной индустрии, так и индустрии развлечений. Такое положение обусловлено тем, что помимо непосредственных участников футбольных соревнований (спортсменов, тренеров, судей, функционеров и т. д.), неотъемлемой частью футбола, как любого зрелищного события, является аудитория, в нашем случае — спортивную аудиторию, а также производители специализированных товаров и услуг (спецодежды, инвентаря и т. д.).
Согласно В. А. Войтик, в состав спортивной аудитории входят читатели, зрители, слушатели, пользователи спортивных СМИ, а также болельщики, предпочитающие созерцать спортивные состязания непосредственно на стадионах [1, c. 110]. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в нашем исследовании термин «болельщик» имеет широкую формулировку, тождественную с понятием «активная часть спортивной аудитории», и представляющая собой определенную совокупность понятий, составные части которой будут проанализированы и описаны в данной работе [2, c. 151].
Для иллюстрации состава аудитории соревнований по футболу, приведем следующие цифры: матчи Чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии посетили в общей сложности 3 386 810 зрителей [3], трансляцию финальной игры турнира смотрели около 1,2 млрд. жителей планеты, а общий прогноз ТВ-аудитории бразильского мундиаля составил порядка 3 млрд. человек. Исходя из приведенных данных, можно с уверенностью утверждать, что активная часть спортивной аудитории (принимая за активность регулярное посещение спортивного соревнования), которую согласно типологии, предложенной Дж. Лоем, следует именовать как «основные» или «первичные» болельщики [4], несравненно меньше остальной ее части. Безусловно в зависимости от масштаба, характера и географии соревнований соотношение активной и условно пассивной («вторичные», регулярно следящие за соревнованиями через средства массовой информации и время от времени посещающие стадионы, и «третичные» болельщики, активно осуждающие спортивные состязания и спортсменов, черпающие информацию из СМИ и интернета, но не посещающие стадионов) частей несколько изменяется, но остается в рамках обозначенной пропорции, обусловленной пределами вместимости спортивных сооружений, на которых проходят состязания, а также почти повсеместным проникновением мировой телевизионной сети и сети Интернет.
В настоящее время в научном сообществе устоялось представление типологизации спортивных болельщиков в зависимости от двух признаков: формы участия в спортивном зрелище и способа получения информации о спортивном событии. Однако принимая во внимание тот факт, что футбольная субкультура, состоит из людей с широким диапазоном увлеченности феноменом футбола (от выражения радикальной поддержки симпатизируемой команде на трибунах, до консервативного обсуждения с окружающими свежих футбольных новостей [5, с. 188]), а также влияния СМИ и интернет-технологий на игровую природу спорта и коммуникативный потенциал сообществ спортивных болельщиков, нам представляется обоснованным и необходимым введение классификации спортивных болельщиков в зависимости от проявляемой ими активности в области интереса к данному виду спорта.
Согласно данным аналитической компании Miniwatts Marketing Group, в декабре 2013 года число интернет-пользователей достигло 2,8 млрд. человек [6] или почти 39 % от всех жителей нашей планеты. Учитывая, что в таких развитых в технологичном и спортивном плане странах как Великобритания, Германия и Испания доля интернет-пользователей от общего числа жителей составляет 89,8 %, 86,2 % и 74,8 % соответственно, нам представляется обоснованным выдвинуть предположение, что в определенной области пересечения реальной и медиаактивностей болельщиков, помимо «вторичных» формируются новые группы, не являющиеся в чисто виде не «первичными», ни «третичными».
Представим в графическом виде поля активностей спортивных болельщиков.
Рис. 1. Поля активностей спортивных болельщиков
Область А на Рис.1. соответствует активности «реальных» болельщиков, посещающих с разной частотой непосредственно места проведения соревнований — от единожды и случайно попавших, до тех, кто на регулярной основе наблюдает за спортивными баталиями с трибун стадиона. Вместе с тем, рассматриваемая группа болельщиков наименее активна в медиаполе в силу разного рода причин (возраста, распространения СМИ и интернета в регионах проживания, внимания СМИ к спорту).
Область Б соответствует гибридной активности спортивных болельщиков как в реальных, так и в медиа проявлениях.
Область В характеризует любителей спорта, ограничивающихся только лишь медиаактивностью, и соответствующих категории «телезрители, слушатели, читатели спортивных СМИ» в определении состава спортивной аудитории В. А. Войтик.
Данная схема дает наглядное представление о распределении на макроуровне групп болельщиков в зависимости от характера их активности. Обратимся теперь к структурам групп на микроуровнях.
Согласно классификации, предложенной А. М. Илле [7, с. 160], из всего многообразия групп болельщиков можно выделить следующие системообразующие касты:
- «кузьмичи» — неорганизованные болельщики, не принадлежащие к определенным фан-группам, посещающие матчи, чтобы насладиться игрой любимой команды;
- фанаты — ярко выраженные активные болельщики конкретного футбольного клуба,
- хулиганы — наиболее активные и агрессивные члены фанатского движения.
Заменив в данной классификации жаргонизм «кузьмичи» на термин «поклонник», в понятии «страстного любителя спортивных зрелищ, поклонника какой-либо спортивной команды» и добавив категорию «любитель», для обозначения группы болельщиков с наименьшей активностью, мы четко обозначим структуру определенной части спортивной аудитории, проявляющей реальную и/или гибридную активности. Однако структура аудитории с гибридной активностью, была бы не полной не упомяни мы в ней категорию болельщиков, впервые обозначенную в 1969 году термином «футболофил». Выделение данной группы из общей аудитории обусловлено наличием у неё самостоятельного, зачастую несколько дистанцированного от игры интереса, рождающего активности иного рода, нежели поддержка любимой команды во время спортивных состязаний, но реализуемой как в реальной так и медийной сферах. Согласно И. П. Кулжинскому, «футболофил» — любитель, коллекционирующий все, что относится к его любимой команде, к чемпионату, либо занимающийся статистикой [8, c. 185]. В современной англоязычной спортивной лексике существует четкое выделение двух различных типов болельщиков, объединенных в отечественном термине «футболофил»:
- racker — человек, собирающий спортивные регалии, такие как автографы или спортивные карточки, особенно те, которые трудно достать [9, c. 154].
- fanalyst/FANalyst — поклонник, который одновременно является аналитиком [9, c. 154].
Соглашаясь с логикой зарубежных коллег о необходимости разделения терминов, ввиду разнонаправленности интересов указанных групп болельщиков, мы считаем необходимым внести уточнение в уже существующее понятие «футболофил» и предложить определение для понятия «футбольный статистик». Футболофил — любитель футбола как вида спорта, конкретного игрока, отдельного клуба (сборной команды) или чемпионата, систематически собирающий какие-либо объекты (программки к футбольным матчам или сезонам, календари, фотографии спортсменов, автографы, монеты, значки, вымпелы, афиши, записи и стенограммы матчей и т. д.), однородные или объединенные интересующей его темой. Футбольный статистик — любитель футбола, ведущий сбор, регистрацию, анализ и хранение разного рода статистических данных о соревновательной деятельности команды, игрока. Таким образом, часть спортивной аудитория с гибридной активностью включает в себя поклонников футбола, фанатов, хулиганов, футболофилов и футбольных статистиков.
Категорию болельщиков, проявляющих активность только лишь в медийной области мы предлагаем именовать «медиапоклонники».
Внедрение в научный оборот предлагаемой структуры спортивной аудитории может послужить новым толчком к междисциплинарным исследованиям в области взаимодействия болельщиков и всех заинтересованных сторон (спортивных клубов и федераций, СМИ, правоохранительных органов, бизнеса и т. д.), а также предоставит дополнительный инструментарий спортивным маркетологам для более четкого отбора фокус-групп, на которые нацелены продвигаемые товары и услуги.
Литература:
1. Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации / Е. А. Войтик // Журналистский ежегодник. — 2012. — № 1.
2. Кузнецов, М. В. Смысловое наполнение понятия «футбольные фанаты» / М. В. Кузнецов // Аналитика и культурология. — 2014. — № 29.
3. Официальный сайт Международной федерации футбола (ФИФА) — URL: http://www.fifa.com/worldcup/archive/brazil2014/index.html (Дата обращения: 30.07.2015).
4. Loy J. W. Sport and social systems: A guide to the analysis, problems and literature / J. W. Loy, B. D. McPherson, G. S. Kehyon — California: Addison-Wesley publ. Co., 1978.
5. Фефелов, М. Б. Социально-психологические факторы футбольной субкультуры / М. Б. Фефелов // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 10.
6. Мировая Интернет Статистика http://www.internetworldstats.com/top20.htm (Дата обращения: 30.07.2015).
7. Илле, А. М. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / Отв. Ред. В. В. Костюшев — СПб.: Норма, 1999.
8. Кулжинский, И.П. «Словарь любителя футбола» / И. П. Кулжинский — Ростов-на-Дону: Издательство «Молот», 1969.
9. Тугуз, Э. А. Номинации болельщиков в спортивном дискурсе (на материале английских спортивных неологизмов) / Э. А. Тугуз // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — №.1 (57).