Концепты фольклора как протофилософские категории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 23.07.2015

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Нагапетян К. Ж. Концепты фольклора как протофилософские категории // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 701-703. — URL https://moluch.ru/archive/95/21313/ (дата обращения: 24.09.2018).

В современной философии проблема языковой картины мира является одной из наиболее актуальных. Язык позволяет понять подлинную сущность народа, проникнуть в глубины его миропонимания. Посредством языка формируется определенная языковая картина мира, которая представляет собой систему мировоззренческих установок языковой общности, выраженную в совокупности концептов. В состав каждой языковой картины мира входит определенный набор концептов, имеющих особенное значение и ценность для ее носителей.

Языковая картина мира может быть сформирована концептами из различных областей духовной культуры, как философии, так и художественного творчества. Фольклор составляет мощнейшую концептуальную базу русской духовной культуры, его терминология относится к области констант национальной культуры России. Поскольку посредством фольклора осуществляется сохранение и передача культурных традиций этноса, уместно будет отметить так называемый этносберегающий характер фольклора, его значимость для обеспечения существования этноса. Это объясняется тесной связью фольклора с жизнью народа, его историей и бытом.

Фольклор, являясь частью национальной духовной культуры, осуществляет развитие в своих рамках различных социальных и демократических элементов, посредством него проявляется общность и патриотичность русской нации. Именно фольклор является выразителем общих взглядов и идеалов, а также важных жизненных вопросов, выражая национальное сознание.

Актуальность проблемы будет заключаться в рассмотрении основных концептов картины мира русского фольклора не с точки зрения лингвистики, как это происходило ранее, а с позиций их философского анализа.

В работе Г. И. Гурьяновой «Фольклор и философия в системе культуры» [2, с. 161] отмечена взаимосвязь двух различных явлений духовной культуры — фольклора и философии. Фольклор отражает обыденное мировоззрение народа в различные эпохи, являясь источником нетеоретической мудрости. Для него характерна направленность на осознание бытия человека в мире, в чем и заключается связь с философией.

Согласно А. В. Громову и С. Л. Громовой, фольклор каждого народа относится к целостной мировоззренческой системе, вытекающей из конкретного фольклора. Это система мировоззренческих установок, которая содержит в себе развитие нации, ее взаимодействие с другими нациями, в ходе культурного обмена. Картина мира, создаваемая в фольклоре, является позитивно-созидательной.

В рамках фольклора на обыденном уровне осмысливаются вечные философские проблемы добра и зла, бытия и небытия. Что позволяет обозначить связь русского фольклора с философией. Фольклор также можно обозначить в качестве протофилософии, системы жизненных взглядов и установок, в которых выражались такие глобальные проблемы бытия социума, как: первопричина и первоматерия, бытие и небытие. Он заключал в себе антропологические принципы, зачатки онтологии и гносеологии.

И. И. Лапшин рассматривал фольклор в качестве почвы для философии, но считал, что в отличие от философского знания, в нем на первый план выходит не теоретическое, познавательное содержание, а отношение к практическим интересам жизни. Фольклор содержит в себе некий элемент, который на следующей ступени развития трансформируется в Логос.

Весь русский фольклор пронизан различными концептами. Так, например, концепты добра и зла относятся к сфере мировоззренческих понятий. Как и в философии, они являются полярными категориями. С точки зрения аксиологии, концепты, входящие в состав русского фольклора имеют прямое отношение к общечеловеческой системе ценностей, посредством них реализуются представления индивидов о нравственных идеалах, моральных установках, нормах поведения.

В русском фольклоре, чтобы добиться чего-нибудь, индивид должен был сначала победить зло, совершив добро. Он постоянно сталкивается с выбором. В русской философии антропологии категории добра и зла были проанализированы двумя выдающимися философами, В. Соловьевым и Н. Бердяевым.

Так, например, В. Соловьев исходил из идеи всеединства, которая есть добро и преодоление зла. В своем произведении «Оправдание добра», В. Соловьев утверждал, что у добра не может быть никаких других мотивов, кроме него самого, оно сильнее зла. Добро свойственно человеческой природе, существует в сердцах людей. «Всякое нравственное учение, какова бы ни была его внутренняя убедительность, или внешняя авторитетность, оставалось бы бессильным и бесплодным, если бы не находило для себя твердых точек опоры в самой нравственной природе человека» [5, с. 75].

Н. О. Бердяев исходил из мнения, что человек виновен не только в зле, но и добре. Философ добро и зло рассматривал в качестве онтологических сил. «Если бы не было различения добра и зла, не было бы зла, то никогда бы не возникла ни проблема теодицеи, ни проблема этики» [1, с. 37].

Для русского фольклора всегда была характерна этическая установка на обязательную победу добра над злом, вера в то, что зло будет наказано.

Другими важными концептами русского фольклора являются концепты жизни и смерти. Жизнь символизирует светлое начало, смерть, конечность всего сущего, темное начало, связанное с потусторонними силами. Уместно также будет отметить наличие в русском фольклоре бинарной оппозиции жизни и смерти, живого и неживого. Смерть в русском фольклоре относилась скорее к области потустороннего. Таким образом, существовала граница между жизнью и смертью, вход в потусторонний мир был доступен только избранным.

Главный герой, в своей борьбе со злом, мог переступать границу жизни, бытия попадая в потусторонний мир небытия, чтобы затем, победив его, вернуться обратно в земной мир.

Существует диалектика жизни и смерти. Образом смерти в русском фольклоре традиционно выступала женщина в белом одеянии, отсутствовал страх смерти, так как было возможно воскрешение, ее преодоление. Смерть воспринимали скорее позитивно, нежели негативно, как нечто неизбежное, как конец существования в одном мире и начало существования в другом мире — мире потусторонних сущностей.

Своеобразное выражение получили концепты пространства и времени. Время, существующее в рамках фольклорной парадигмы, существенно отличалось от реального времени. Так, время определялось своей направленностью в прошлое, причем в его абстрактной форме, направляясь к изначальной точке своего отсчета, в «стародавние времена». Также не существовало точного отображения времени года, не указывались эпоха, год, месяц, час.

Временной отрезок делился лишь на день и ночь, на до и после. Ночь являлась сферой бытия потусторонних сил, всего темного и злого. День, напротив, олицетворял собой подъем душевных сил, нечто светлое, с восходом солнца было связано рождение нового дня, как нового начала.

В исследованиях В. Н. Топорова, как такового рационализированного пространства не существовало в мифопоэтической модели мира. В фольклоре пространство всегда выступало в качестве оживотворенного, одухотворенного и разнородного начала.

Оно не являлось чем-то идеальным, абстрактным, конституируясь заполняющими его вещами. Пространство русского фольклора всегда заполнено и вещно, его нет вне вещей. Образует вместе со временем некое единство — хронотоп.

Мифопоэтическая вселенная, согласно В. Н. Топорову, есть широкое, развертывающееся вовне свободное пространство. Оно организовано и расчленено. В сказке герой отправляется вовне, на периферию пространства, которая всегда отличается высокой степенью опасности и концентрации злых сил.

Н. А. Лантух в своей работе «Культурологический анализ категории «сакральная граница» в сказках А. С. Пушкина» [3, с. 182] в ментальном пространстве-времени русского фольклора выделял так называемую «сакральную границу», разделяющую и связывающую человеческий мир с потусторонним миром. В русском фольклоре сакральная граница всегда обозначалась следующими терминами: «море-Окиян», «путь-дорога», «перекресток».

Согласно взглядам Н. А. Лантуха, все события, происходящие на заре, восходе солнца в русском фольклоре имели положительное содержание, поскольку считалось, что утренняя Заря дарит людям магическую силу. Рассвет закрывал вход в мир злой, нечистой силе. Нечистым временем считались полдень, полночь, глухая ночь.

Говоря о смерти или небытии в русском фольклоре, Т. А. Лисицына в работе «Образы смерти в русской культуре: лингвистика, поэтика, философия» [4] отмечает раздвоенность бытия, которая выступает в качестве формы его непрерывности. Загробный мир аналогичен земному, в нем также присутствует деление на добрых и злых. Покойники влияют на бытие живых людей. Существует диалектика жизни и смерти.

Наиболее значимым является концепт материнства. С его помощью осуществляется построение всей концептуальной картины мира. С точки зрения мировоззренческой и этнокультурной специфики он обозначает доверие, уважение, преданность. Мать символизирует начало жизни, если рассматривать данный концепт с точки зрения философской категории, то его можно отнести к области первоматерии.

Любовь к матери пронизывала все пространство русского фольклора, а поскольку в русском миропонимании образ матери издавна был связан с землей, это способствовало распространению любви русского человека к своей земле и всему, что было с ней связано, например, земледелию, труду, связанному с обрабатыванием и возделыванием земли. Таким образом, в русском фольклоре происходит сакрализация образа матери-земли.

Следовательно, можно сделать вывод, что пространство фольклора являет собой начальную, в некоторой степени архаичную ступень познания действительного мира, основанную, прежде всего, на бытовом, практическом отношении к реальным явлениям, а не на их теоретическом осмыслении. Как и философия, он нацелен на проблемы бытия человека в мире. В его рамках существует постоянная диалектика двух противоположных начал, что и позволяет проследить его связь с философией и обозначить в качестве протофилософии.

 

Литература:

 

1.      Бердяев Н. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — С. 37.

2.      Гурьянова Г. И. Фольклор и философия в системе культуры / Г. И. Гурьянова / / Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. — Труды и материалы: в 2 Т. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. — Т. 2. — С. 161.

3.      Лантух Н. А. Культурологический анализ категории «сакральная граница» в сказках А. С. Пушкина. / / Культура народов Причерноморья. — № 3. — 1998. — С. 182–188.

4.      Лисицына Т. А. Образы смерти в русской культуре: лингвистика, поэтика, философия. — Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. URL: http://antropology.ru/ru/texts/lizis/tanatos5.html (дата обращения: 15.01.2011).

5.      Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. — М.: Республика, 1996. — С. 75.

Основные термины (генерируются автоматически): русский фольклор, фольклор, языковая картина мира, зло, смерть, философия, Образ смерти, потусторонний мир, диалектик жизни, восход солнца.


Похожие статьи

Фольклорная составляющая как элемент отражения русской...

языковая картина мира, язык, фольклорное произведение, народ, народное творчество, фольклор, особенность, культура, историческое развитие, друг.

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном...

В первобытном обществе фольклор был основным способом понимания многокрасочного мира.

Даль в словах, пословицах, картинах быта дал точный, фотографический снимок русского мира середины XIX века, запечатлеть жизнь нации в малейших деталях и...

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

И мир этот явно мифологичен. Недаром многие исследователи творчества Булгакова

И хотя генезис образа чёрного кота восходит к фольклорно-мифологической традиции, но при этом

Демонологическая линия вобрала в себя и сказочный материал: мотивы жизнисмерти...

Языковая репрезентация анималистической символики...

Образ змеи представлен почти во всех мифологиях мира как символ, с одной стороны, земли, мудрости, женской силы

Она часто вспоминала о том, как её спас от смерти Сюу Сянь.

Языковая картина мира и её фразеологическая репрезентация в произведениях Н. В. Гоголя.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

Ключевые слова: фольклор, фольклорный образ, А. Кекильбаев, этнографизмы, казахская литература.

Мелодия домбры, проникая в глубину души, призывая к миру, дружбе и согласию победила Жонеута, но не спасла от смерти кюйши.

Образ медведя в русской и персидской культуре и литературе

Болезнь в образе медведицы представлялась и у русских в Сибири. Представления о посреднической роли медведя между мирами жизни и смерти использовалась в гадании, известном в Поволжье во второй половине XIX века: медведям...

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

И мир этот явно мифологичен. Недаром многие исследователи творчества Булгакова

И хотя генезис образа чёрного кота восходит к фольклорно-мифологической традиции, но при этом

Демонологическая линия вобрала в себя и сказочный материал: мотивы жизнисмерти...

К проблемам лингвокогнитивного исследования калмыцкого...

Теоретическая значимость лингвокогнитивного исследования фольклора заключается в возможности использования его результатов для дальнейшего лингвокогнитивного анализа и структурирования картины мира калмыков, фольклорно-языковой картины мира...

Национальный концепт «смерть» в ирландских сагах уладского...

Ирландия имеет богатейшую фольклорную традицию.

Концепт «смерть» наряду с концептом «жизнь» является одним из универсальных концептов в языковой картине мира многих народов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Фольклорная составляющая как элемент отражения русской...

языковая картина мира, язык, фольклорное произведение, народ, народное творчество, фольклор, особенность, культура, историческое развитие, друг.

Роль полихроматизации языка фольклора в межкультурном...

В первобытном обществе фольклор был основным способом понимания многокрасочного мира.

Даль в словах, пословицах, картинах быта дал точный, фотографический снимок русского мира середины XIX века, запечатлеть жизнь нации в малейших деталях и...

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

И мир этот явно мифологичен. Недаром многие исследователи творчества Булгакова

И хотя генезис образа чёрного кота восходит к фольклорно-мифологической традиции, но при этом

Демонологическая линия вобрала в себя и сказочный материал: мотивы жизнисмерти...

Языковая репрезентация анималистической символики...

Образ змеи представлен почти во всех мифологиях мира как символ, с одной стороны, земли, мудрости, женской силы

Она часто вспоминала о том, как её спас от смерти Сюу Сянь.

Языковая картина мира и её фразеологическая репрезентация в произведениях Н. В. Гоголя.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

Ключевые слова: фольклор, фольклорный образ, А. Кекильбаев, этнографизмы, казахская литература.

Мелодия домбры, проникая в глубину души, призывая к миру, дружбе и согласию победила Жонеута, но не спасла от смерти кюйши.

Образ медведя в русской и персидской культуре и литературе

Болезнь в образе медведицы представлялась и у русских в Сибири. Представления о посреднической роли медведя между мирами жизни и смерти использовалась в гадании, известном в Поволжье во второй половине XIX века: медведям...

Литература и фольклорная традиция: формы русских народных...

И мир этот явно мифологичен. Недаром многие исследователи творчества Булгакова

И хотя генезис образа чёрного кота восходит к фольклорно-мифологической традиции, но при этом

Демонологическая линия вобрала в себя и сказочный материал: мотивы жизнисмерти...

К проблемам лингвокогнитивного исследования калмыцкого...

Теоретическая значимость лингвокогнитивного исследования фольклора заключается в возможности использования его результатов для дальнейшего лингвокогнитивного анализа и структурирования картины мира калмыков, фольклорно-языковой картины мира...

Национальный концепт «смерть» в ирландских сагах уладского...

Ирландия имеет богатейшую фольклорную традицию.

Концепт «смерть» наряду с концептом «жизнь» является одним из универсальных концептов в языковой картине мира многих народов.

Задать вопрос