Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность использования Интернет – ресурсов в процессе обучения иностранному языку с целью развития межкультурной и коммуникативной компетенций, а так же насколько важно осуществлять грамотный подбор подобного материала.
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, аутентичные материалы, языковая компетенция, коммуникативная компетенция, межкультурная компетенция
Изучение иностранного языка не возможно без погружения в реалии стран изучаемого языка. Стремительное развитие международных отношений в разных сферах деятельности предъявляет высокие требования к современному специалисту. Сегодня недостаточно владения иностранным языком, необходимы глубокие знания специфики стран изучаемого языка, большого объема неязыковой информации, которая обеспечивает полное взаимопонимание с носителями языка. Следовательно, при обучении иностранному языку главной целью должно стать формирование межкультурной и коммуникативной компетенций.
Грамотный подбор материала при обучении иностранному языку способствует развитию необходимых компетенций, повышению мотивации, стремлению к самостоятельному поиску дополнительной информации. Уникальную возможность и для преподавателя, и для изучающего язык дает Интернет, с помощью которого можно погрузиться в естественную языковую среду, общаясь с носителями языка, работая с аутентичными текстовыми, аудио и визуальными материалами. Тем не менее, Интернет является лишь вспомогательным элементом, и при подборе Интернет – ресурсов важно осознавать, что фактическая информация, представленная на некоторых сайтах, не всегда является достоверной, встречаются орфографические, лексические и грамматические ошибки, следовательно, от обучающихся требуется развитие специальных навыков – наблюдательности, умения распознавать и критически анализировать языковой материал. От изобилия информации и возможностей, предлагаемых Интернетом, обучающийся может «перегореть», поэтому основная задача преподавателя – аккуратно направить, дать рекомендации по использованию определенных сайтов, пока обучающийся не научился грамотно выбирать Интернет-ресурсы в процессе самостоятельного овладения языком.
Например, для начинающих изучать испанский язык может быть полезен сайт http://www.digitaldialects.com/, который способствует пополнению и усвоению новых лексических единиц в игровой, интерактивной форме, их правописанию и произношению.
На начальном этапе обучения определенные трудности вызывает спряжение испанских глаголов, на сайте http://lingolex.com обучающийся имеет возможность освоить все временные формы глагола.
Интерактивный справочник по грамматике испанского языка для начинающих http://www.spanishgrammarguide.com.
На сайте http://www.aprenderespanol.org каждый найдет материал на усвоение лексики и грамматики испанского языка в соответствии со своим уровнем, а так же рассказы, некоторые из которых имеют звуковое сопровождение, видеоматериал разной сложности.
Для более глубокого изучения испанского языка http://www.auladiez.com/, здесь можно найти большое количество аутентичных текстов разной сложности и задания к ним, коммуникативные упражнения, объяснение грамматического материала, задания для подготовки к экзаменам DELE.
Сайт http://formespa.rediris.es поможет разнообразить процесс обучения, т.к. предлагает изучение языка на базе песен на испанском языке, презентации на разные темы на испанском языке, дидактические материалы с использованием аудио и видео ресурсов.
Испанскими преподавателями был разработан сайт http://www.videoele.com богатый аудиовизуальными материалами для совершенствования коммуникативной компетенции. Материал поделен на уровни и представлен в виде видеороликов длительностью 3-6 минут. Предлагаются задания перед просмотром и после.
Для более продвинутых и нежелающих останавливаться на достигнутом уровне будет интересен сайт Испанской королевской академии http://www.rae.es/, здесь можно найти толкование любого слова на испанском языке и его употребление в разных сферах, а также http://www.rtve.es - интернет – телевидение – от новостной информации (текстовой и видео) до просмотра сериалов, художественных и документальных фильмов, разнообразных ток-шоу.
Таким образом, использование вполне доступных Интернет – ресурсов способствует:
- пополнению словарного запаса активной лексикой современного испанского языка;
- формированию языковой компетенции на основе аутентичного материала;
- применению лингвострановедческого компонента в процессе обучения;
- повышению мотивации к изучению испанского языка;
- обеспечению индивидуального подхода к каждому обучаемому;
- проведению занятий на более высоком уровне, применяя наглядность, схемы грамматических конструкций, разнообразные методы активного обучения, внедряя в большей степени межпредметную интеграцию.
Интернет – ресурсы могут быть использованы на всех этапах обучения:
- объяснение нового грамматического материала, введение новых лексических единиц, обеспечивая занятие визуальной информацией (таблицы, схемы и т.д.);
- закрепление пройденного материала, так как содержит интерактивный демонстрационный материал (интерактивные упражнения на разные виды деятельности…);
- осуществление контроля полученных знаний (тестирование on-line…);
- выполнение самостоятельной работы (поиск необходимой информации, подготовка докладов, написание эссе, разработка презентаций, проектов…).
Интернет реализует потребность в общении на иностранном языке письменном или устном, дает возможность осуществлять совместные проекты, способствует самообразованию, предоставляет неограниченные возможности сотрудничества в разных сферах деятельности. С помощью Интернет – ресурсов появилась возможность успешно реализовывать обучение разным видам иноязычной речевой деятельности – письму, чтению, говорению, аудированию, применяя комплекс методических, дидактических и психологических принципов. Интернет дает возможность творческой реализации приобретенных знаний, проявить инициативу, самостоятельность в освоении теоретических знаний и их практического применения, позволяет адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям, предлагает творческий подход в обучении, вовлекая в процесс всех неравнодушных к изучению языков, превращая процесс обучения в совместную деятельность.
Литература:
1. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2003. – №5. – 25-31с.
2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – 54-59с.