О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 951 раз

Библиографическое описание:

Войтик, Н. В. О важности внутреннего говорения для иноязычной речевой практики / Н. В. Войтик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15.2 (95.2). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/95/20728/ (дата обращения: 16.12.2024).

Аннотация: В статье рассматривается роль внутренней речи при подготовке к внешней. Определяются ее главная цель и основное свойство, а также функции и характеристики; исследуется практическая значимость внутренней речи для сфер человеческой деятельности.

Ключевые слова: Внутреннее говорение, внутренняя речь, внешняя речь, критическое слушание, иноязычная речевая практика.

Говорение «про себя или для себя» или внутренняя речь (далее ВР) представляет собой безмолвный процесс мышления, присущий каждому человеку. ВР не используется для коммуникации, общения, потому что является недоступной для окружающих. Ее можно считать вербальным проявлением мыслей, планов и идей человека.

О внутренней речи писали Ананьев Б. Г. (1946г.), Выготский Л. С. (1956г.), Гальперин П. Я. (1961г.), Леонтьев А. А. (1967г.) и др. Их исследования позволили идентифицировать данный феномен, а также определить природу и происхождение, цели и атрибуты, назначение и особенности внутреннего изложения для человеческой деятельности, связанный с производством речи, в том числе на иностранном языке.

Так, главной задачей ВР с точки зрения речевой коммуникации является приготовление внешней речи, а ее основным свойством – проявление на основе мышления. Внутренняя речь имеет ряд самостоятельных функций: она дает возможность говорящему или пишущему человеку продумывать речь, не раз возвращаться к написанному или сказанному, перестраивать текст или высказывание, вдумываться в него, заменять слова на соответствующие для адекватного выражения мысли, что возможно сделать только во внутреннем повествовании. Таким образом, ВР дает возможность осмысления, понимания и усвоения знаний в любой области.

Характеристики внутренней речи или скрытого проговаривания значительно отличаются от референций внешней акустической речи («речь для других»). Более краткая и лаконичная ВР проявляется частями, отрывками.

Однако она может быть развернутой при планировании или размышлении над какой-то проблемой, решении логической или ситуативной задачи, при внимательном критическом слушании, которое предполагает резюмирование, систематизацию, анализ и оценку услышанной информации, а также при заучивании и запоминании ранее неизвестного сложного материала, например, иноязычного текста, когда необходимым является расстановка логического ударения и пауз. Затем ВР подается голосом и становится доступной другим людям с помощью звуков, переходит во внешнюю речь. Так, можно сделать вывод о том, что одной из характеристик ВР является стратегическая целенаправленность.

Следует сказать про области использования данного феномена. Внутреннее проговаривание находит применение в передаче информации и выражении собственных мыслей, эмоций и ощущений в различных сферах, таких как управление, образование, юриспруденция, искусство, в средствах массовой информации. Этот список можно продолжать и дальше.

Далее внутренняя речь развивается на основе мышления. О ее роли, звене в речеобразовании говорили Жинкин Н. И. (1964г.), Ушакова Т. Н. (1979, 1985, 1995гг.) и др. Соколов А. Н. (1960г., 1968г.) писал о внутренней речи при изучении иностранных языков. Следовательно, в иноязычной речевой практике ВР занимает важное и примерно одинаковое место по своей значимости с внешней устной и письменной речью, так как в условиях речевой коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Так, например, внешняя устная или письменная речь может быть подготовлена, спланирована, отличаться взвешенностью и обоснованностью, более четкой структурной организацией благодаря внутренней речи.

Таким образом, ВР интерпретируется как необходимый атрибут человеческой жизни, имеет свои характеристики и особенности, является не материальной формой внешней речи. С ее помощью происходит развитие каждой личности, так как внутренняя речь позволяет человеку рефлексировать, осмысливать свои собственные действия, а также преодолевать трудности и регулировать поведение, например, при продуцировании публичной речи на иностранном языке.

Литература:

1.                  Верани А. Роль внутренней речи в высших психических процессах // Культурно-историческая психология. – 2010. – №1. – C. 7-17.

2.                  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 2009. – 448 с.

3.                  Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 237.

4.                  Психолингвистика. Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 416 с.

5.                  Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. Издательство: ЛКИ, 2007. – 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя речь, внешняя речь, иностранный язык, иноязычная речевая практика, основа мышления, основное свойство, письменная речь, речевая коммуникация, человеческая деятельность.


Ключевые слова

Внутреннее говорение, внутренняя речь, внешняя речь, критическое слушание, иноязычная речевая практика

Похожие статьи

Влияние родного языка на изучение иностранного языка

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования родного языка в процессе обучения иностранному языку. Процесс обучения иноязычной речи неразрывно связан с проблемой взаимодействия двух языковых систем в сознании говорящего. Все мыслит...

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического общения

В данной статье раскрыта сущность общения и педагогической деятельности, дана характеристика основным стилям и видам педагогического общения.

Языковая специфика внутренней речи

Целью данного исследования является выявление языковых особенностей внутренней речи на примере художественной литературы.

Организация речевого материала при обучении говорению

В данной статье речь идёт о некоторых подходах к организации материала в целях обучения говорению на иностранном языке.

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

В настоящей статье рассмотрена специфика компетентности современного адвоката, где среди всех компетенций большее внимание автором уделено коммуникативной компетенции, т. е. умениям и знаниям (навыкам) будущего адвоката к построению профессиональной ...

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной диалогической речевой деятельности

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве

В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...

Похожие статьи

Влияние родного языка на изучение иностранного языка

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования родного языка в процессе обучения иностранному языку. Процесс обучения иноязычной речи неразрывно связан с проблемой взаимодействия двух языковых систем в сознании говорящего. Все мыслит...

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Общение и педагогическая деятельность, стиль педагогического общения

В данной статье раскрыта сущность общения и педагогической деятельности, дана характеристика основным стилям и видам педагогического общения.

Языковая специфика внутренней речи

Целью данного исследования является выявление языковых особенностей внутренней речи на примере художественной литературы.

Организация речевого материала при обучении говорению

В данной статье речь идёт о некоторых подходах к организации материала в целях обучения говорению на иностранном языке.

Ораторское искусство адвоката: общая характеристика и значение

В настоящей статье рассмотрена специфика компетентности современного адвоката, где среди всех компетенций большее внимание автором уделено коммуникативной компетенции, т. е. умениям и знаниям (навыкам) будущего адвоката к построению профессиональной ...

К вопросу о коммуникативных особенностях иноязычной диалогической речевой деятельности

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве

В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...

Задать вопрос