В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационногочеловека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.
Ключевые слова:общество, гуманитарное развитие, философское образование, философия образования, инновационная личность
В условиях глобального информационного и интеграционного развития современного мира актуальными становятся проблемы улучшения и совершенствования механизмов развития современного общества для решения которых необходимо не только проанализировать составные части данного процесса, но и определить основные факторы, которые определяют его качество и скорость. Именно поэтому в большинстве стран современного мира политика социально-гуманитарного развития общества является одним из важнейших направлений государства так как данная модель развития ориентирована на раскрытие потенциала как отдельного человека, так и всего общества. Влияние гуманитарного развития в системе общественного бытия проявляется в обеспечении развития различных видов общественных отношений: социально-трудовых, семейных, социально-классовых, территориально-поселенческих и т. д. С другой стороны, статусные взаимодействия индивида и социальных групп также влияют на гуманитарное развитие современного общества и проявляются в экономических, политических, социальных и духовных сферах. В экономическом измерении гуманитарное развитие проявляется в росте интеллектуального продукта и инновационной модели экономического поведения. В политическом измерении — «достижение высоких степеней свободы личности и одновременно ее готовность брать ответственность за себя, свою семью, местную общину и страну. В социальном измерении гуманитарное развитие означает создание для человека, как главного национального ресурса, условий реализации всех его возможностей» [7, с. 88].
В духовной сфере гуманитарного развития общества особое место занимают мировоззренческо-ценностные ориентации человека и общества, их духовно-интеллектуальный и идеологический аспект. Мировоззренческо-ценностные ориентации проявляются в форме определенных идей, принципов, позиций, которые обеспечивают духовное развитие личности, развивают ее социальное сознание и, соответственно, влияют на ее социальное поведение, которое является главным элементом всего общественного развития. Именно система мировоззренческо-ценностных ориентаций влияет на становление твердых взглядов личности на систему социальной жизни общества, социальное воспитание и социологизацию человека. Зрелость общего мировоззрения личности заключается в признании всеобщих социальных ценностей и идеалов, в частности социальных прав и свобод человека, которые отражают основные потребности людей в социальной сфере общественной жизни. Процессы трансформации духовных основ современного общества, интеграционные и глобализационные процессы, которые не могут не влиять на духовное развитие всего общества, распространение мировых социальных ценностей, обогащение содержания и форм культурного развития, обуславливают переосмысления ценностных основ мировоззрения и формирования новой мировоззренческой философии. Решающее значение в этом процессе принадлежит системе образования, ведь «знание о социальном как составляющей части духовной культуры формируется в процессе образования, значение которого в социальном развитии, обогащении содержания социальной культуры в современных условиях особенно возрастает» [6, с. 60]. Поэтому, для изменения ценностной ориентации общества нужно, прежде всего, пересмотреть и удовлетворить новые вызовы в сфере образования. Необходимость этого доказывает доктор философских наук И. Предборская, которая убеждена в потребности перехода к совершенно иной образовательной системе, ориентированной на формирование инновационного человека, изобретательной и творческой личности, которая способна самостоятельно принимать нестандартные решения и находиться в состоянии постоянного поиска. Изобретательность становится архетипом для инновационного человека, а ведущей целью обучения — формирование у него собственной исследовательской позиции, то есть значение приобретает процесс перехода в образовательной деятельности от школы памяти в институт работы с мышлением [1, с. 37].
Данную позицию поддерживает и А. В. Гулько, которая считает, что именно философская модель образовательного проектирования содержит глубокий потенциал для реализации современных задач новой парадигмы образования, и поэтому должна заменить старую. Именно новая система образования, по ее мнению, должна быть в состоянии сформировать инновационную личность, развить ее креативный потенциал, подготовить человека к жизни в глобальном информационном пространстве, признать приоритет человека как личности, которая обладает критическим мышлением и проектным сознанием и способна к полной реализации собственных возможностей [3]. Становлению такой личности способствует, в первую очередь, рефлексивное мышление, которое и лежит в основе философии. Именно по этому весомую роль в формировании инновационного образования играет именно философское образование, которое берет свое начало еще во времена античности, когда впервые была создана школа с трехлетним изучением философии. В Риме, в свою очередь, наиболее популярными были школы стоиков и эпикурейцев. В Средневековье философия изучалась в школах при монастырях, где большое внимание уделялось написанию и переписыванию книг. Дальнейшее развитие философии образования обусловило создание различных университетов и академий, которые уже были оторванными от монастырей. В эпоху Великой французской революции в обучение были внедрены ряд философских принципов: свобода обучения, исследования, знания, произошло разделение философских факультетов на различные отделения. Во второй половине XVIII и в начале XIX века философское образование уже начало восприниматься как локомотив духовного формирования и саморазвития личности. Считалось, что философия синтезирует все отдельные отрасли научного знания и его следует воспринимать как некую систему наук и методов академических знаний. Поэтому именно она должна формировать основные принципы образования и обучения и отыгрывать ключевую роль в гуманитарном развитии современного общества. Подтверждение данной позиции можно увидеть при анализе такой дисциплины, как философия образования. Лучше всего это удалось сделать таким выдающимся исследователям современности, как М. С. Свидло и И. И. Сторожик, которые в своей статье «Философия образования как синтез философии и педагогики» проанализировали взгляды различных ученых на понимание объекта исследования философии образования. Они отмечают, что, например, «Киященко под философией образования понимал «практическую философию», Пищулин — «философию духовности». Терещенко философию образования относит к разряду конкретных сфер деятельности «философии политики, права, техники», «онтологии духовной и духовно-практической культуры» [5, с. 11]. В свою очередь Шимина, описывая философию образования, использует термин «философия педагогики», поскольку педагогическая мысль «никогда не существовала без философской рефлексии». Российский писатель Разин также «философию образования» называет «теоретической педагогикой». Гусинский, Турчанинова и Клепко «философию образования» называют во множественном числе, потому что они считают, что по своей сути она «плюралистическая»» [5, с. 11], поскольку синтезирует в себе знания многих наук. Даные ученые убеждены, что философия образования является катализатором развития не только науки но и всего общества.
Впервые, философия образования получила статус научной дисциплины в США. Считается, что именно идеи Джона Дьюи (1859–1952) привели к тому, что «философия образования была признана обязательным измерением ответственной практики в образовании» [5, с. 12]. Данные идеи были распространены по всему миру и на сегодняшний день общепризнанным является убеждение, что философия образования является интегративной основой для различных наук и включает в себя их достижения и проблематику. Философия образования также являет собой форму концептуализации образования, которая становится объектом философского анализа и рефлексии. Сама же философия охватывает образование во всех ее ценностных социально-философских, теоретических и прикладных аспектах. Таким образом, образование является объектом философии образования, а ее предметом является «наиболее общие фундаментальные принципы функционирования и развития системы образования» [2, с. 90]. Философия образования, в свою очередь, является одной из дисциплин философского образования главной задачей которого является формирование у студентов критического мышления, умения анализировать ценности и жизненные смыслы, умение рефлексировать над принципами познания и находить верные решения в сложных жизненных ситуациях меняющегося настоящего. Именно с помощью развития мышления становится возможным появление инновационного человека, который рассматривает окружающий мир не как постоянную структуру, а как сферу познавательной неопределенности, которая меняется и требует постоянного приспособления к нему. Кроме того, современное общество требует от человека проявления изобретательности, творческого подхода и собственной обоснованной определенности в жизни. Реализация данных запросов становится возможной посредством формирования философского мышления, которое не сводится только к накоплению определенной информации, а включает в себя и умственные действия. Последние способствуют решению множества проблем и самореализации личности. Как отмечает известный логик настоящего, именно «философия решает те вопросы, которые лежат в основе самого человеческого бытия, а они являются неисчерпаемыми настолько, насколько неисчерпаемой и бесконечной является сам человек. Поэтому, как отмечает А. Е. Конверский, завершенного и абсолютного знания философия дать на может» [4, с. 86], но может сформировать критическое мышление, которое является интегрированным в каждый из других видов мышления и служит связующим звеном между ними, влияет на их логику, качество, целостность и взаимосвязь. Данный элемент менталитета индивида крайне необходим не только для науки, но и для любой деятельности, поскольку без критической оценки информации: анализа, сравнения, обобщения, — невозможно обоснованно принять или опровергнуть любую идею. Формирования критического мышления является процессом, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, восприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мнения (раскованность), смелость в высказывании идей, которые способствуют не только формированию способности человека сознательно обосновывать собственную позицию по тому или иному вопросу, но и выбирать и аргументировано отстаивать лучшую из существующих позиций или же находить новые идеи, которые способны влиять на темпы и качество гуманитарного развития современного общества. Таким образом, критическое мышление выступает катализатором формирования инновационной культуры, которая помогает не только принить и практически применять лучшие общественные нововведения, но и самим создавать и представлять свои инновации и таким образом совершенствовать как собственную жизнь, общество и государство, так и мир в целом.
Кроме критического мышления философское образование формирует и общие мировоззренческие ориентации и методологические приоритеты и широкую осведомленность в различных философских областях науки. Также оно развивает сознание и расширяет восприятие любого человека. Приведенные качества помогают личности адаптироваться к быстрым темпам и изменениям современного общества и достаточно легко решать проблемные ситуации, которые время от времени возникают в повседневности.
Таким образом, философское образование сближает студенчество с современной жизнью, учит его разным методам решения проблемных задач, их анализа и творческого подхода к обоснованию своей позиции в жизни, достойного и нравственного поведения и мудрого управления другими, критическому восприятию действительности и терпимому отношению к недостаткам мира. Философия, будучи фундаментальной наукой, формирует не только определенное восприятие мира, но и общемировые и индивидуальные ценности человека, а открытия, которые осуществляет философия, носят междисциплинарный характер и включают в себя как постановку проблем так и способы их решения, что является определенным образцом для всех других наук. Именно поэтому философия должна активнее проникать во все научные сферы и разрабатывать на соответствующих факультетах философии права, языка, математики, естествознания, психологии и т. д. Обязательно должен существовать курс, который посвящен философско-методологическим проблемам и терминологии той или иной области науки. Все аспиранты-ученые должны владеть философской методологией и критическим мышлением, которое можно начать формировать еще со школы. Весьма полезными для изучения в общеобразовательных школах, колледжах и техникумах могли бы стать уроки логики, этики, риторики, эристики и. т. д., которые развивают не только умение мыслить, но и использовать свои навыки на практике, ознакамливают с общечеловеческими ценностями и формируют индивидуальное мировоззрение, учат искусству рассуждений и толерантному восприятию мыслей других людей. Наличие данных качеств позволит не только улучшить жизнь людей, которые ими владеют, но и повлияет на повышение гуманитарного развития современного общества.
Литература:
1. Андрущенко В. Філософія освіти / В. Андрущенко, І. Предборська. — Київ, 2009. — 230 с.
2. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХІ века (В поисках практико-ориентированых концепций) / Б. С. Гершунский. — – М.: ИнтерДиалект+, 1997. — 697 с.
3. Гулько О. В. Філософський аналіз сучасної моделі освітнього проектування / О. В. Гулько // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії. — 2012. — Вип. 50. — С. 202–210.
4. Конверський А.Є., Черноног Р. А. Філософська освіта як чинник становлення світоглядної культури // Вісник Київського університету. Серія: Філософія. Політологія.— 2006.— Вип. 81/83.— C. 86–88.
5. Свідло М. С. Філософія освіти як синтез філософії та педагогіки / М. С. Свідло, І. І. Сторожик // Вісник Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут». Філософія. Психологія. Педагогіка: зб. наук. праць. — К.: ІВЦ «Політехніка», 2007. — № 2 (20), Ч. 2. — С. 11–15.
6. Управління соціальним і гуманітарним розвитком: навч. посіб. / В. А. Скуратівський, В. П. Трощинський, П. К. Ситник та ін.: у2 ч. — К.: НАДУ, 2009. — Ч. 1. — 456 с.
7. Шниптєва А. Ю. Удосконалення механізмів державного регулювання гуманітарного розвитку в умовах глобальної трансформації суспільства / А. Ю. Шниптєва // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії. — 2012. — Вип. 48. — С. 84–93.