Целью данной работы является анализ степени взаимодействия экономической системы РФ с Европейским Союзом в сфере информационных технологий, а также взаимоотношений двух государств в вопросах инвестиций в данное направление. В статье описаны цели России во взаимодействии с ЕС в рамках развития информационных технологий, а также стратегии и механизмы для успешных инвестиций в общие проекты. Статья затрагивает такие проекты как Стратегия-2015 и многие другие международные инициативы. Стоит отметить огромную важность и перспективность партнерских отношений России и ЕС в направлении глобального развития информационных технологий для общего блага обеих сторон.
Введение. При создании условий для «новой экономики», когда инновации и неосязаемость активов становится сутью и спусковым механизмом для сегодняшней экономической модели, для конкурентоспособности в системе мирового рынка, государствам очень часто нужно объединить свои силы и продуктивно строить внешнеэкономические партнерские отношения. Поэтому, подробная картина в сфере инвестиционно-технологического сотрудничества России с государствами ЕС, определение проблематики и перспектив, которые присутствуют, учитывая, что ЕС — один из важных партнеров России, в рамках усовершенствования российской системы экономики имеет высокий интерес. Следовательно, целью данной статьи является анализ степени взаимодействия и перспектив инвестиционного сотрудничества России и стран Евросоюза в секторе ИТ.
Идея по формированию единого общеевропейского пространства между Россией и ЕС
Идея сформировать единое общеевропейское пространства от Лиссабона до Владивостока пока остается лишь на бумаге, хоть интерес для ее реализации до сих пор достаточно высокий. Так, В. Путин в своей предвыборной статье о приоритетах внешней политики РФ сказал о том выигрыше в стратегическом смысле, который ожидает Россию и Европу в случае, если они будут объединять общие усилия. Общеевропейское пространство — это важный путь, чтобы устранить противоречия между РФ — ЕС и углубить сотрудничество, в том числе и по инвестиционно-технологическому направлению в сфере информационных технологий [10].
Изначально, идея сформировать общее пространство формулировалась и бралась на вооружение Евросоюзом ранее, еще в 2003–2005 гг. Далее Россия и ЕС объявили о запуске нового проекта «Партнерство для модернизации». Разработка данной программы была связана с новым курсом РФ, направленным на усовершенствование, углубление и выход на новый этап отношений России и ЕС. Рабочий план этой программы включил довольно большой список тем и задач, причем не только технического плана. С 2010 г., Европейский Союз предоставил 7 млн. евро на реализацию проектов в рамках Программы Европы и РФ «Партнерства для модернизации» [4].
Партнерство России и ЕС в сфере модернизации затрагивает не только лишь вопросы экономического и правового характера, но и поддержку стороны гражданского общества. Партнерские отношения в целях модернизации также имеют огромное значение для сотрудничества в регионах в рамках Партнерства Северного измерения (Северо-запада России и Калининградской области), в основном в таких областях как экология, транспорт, социальная сфера и здравоохранение.
В последние годы увеличился уровень участия России в научно-исследовательских проектах Европейского Союза. Это направление сегодня принято считать наиболее развитой формой в сфере научно-технологического сотрудничества ЕС — России. Так, 475 организаций по научному исследованию России принимают участие в более чем 300 проектах, для поддержки которых европейские компании предоставили более 60 млн. евро. Европейский инвестиционный банк выделил более 200 млн. евро для поддержки предприятий малого и среднего типа. Ученые Европы, со своей стороны, хотя и не так активно, тоже принимали участие в российских федеральных целевых проектах, в частности в программе «Исследования и разработки в приоритетных направлениях по развитию научно-технологического комплекса РФ на 2007–2013 гг».. Интересно, что «Седьмая рамочная программа ЕС» (период действия 2007–2013 гг.), прежде всего, была нацелена на развитие основных информационно-технологических направлений стран Европы, в том числе благодаря привлечению к разработкам и исследованиям специалистов из России. Партнерские отношения с ЕС для России, без сомнения, важны. Европейские государства выступают перспективным рынком информационных технологий, ключевым источником поступлений иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и объектом зарубежного капиталовложения со стороны компаний России.
Основные цели взаимоотношений России с ЕС по вопросам информационных технологий. Стратегия-2015
Основной целью в сотрудничестве РФ и ЕС является построение и развитие информационного общества, согласно Стратегии-2015. Существует несколько направлений для дальнейшего развития:
- обеспечить гармонизацию в законодательстве и нормативно-технической базе в отношении информационно-коммуникационных технологий;
- разработать и внедрить современные приложения информационно-коммуникационных технологий;
- развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и создание общего информационного пространства;
- усовершенствовать механизм взаимодействия РФ и стран ЕС в отношении развития рынка информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечить информационную безопасность
В Стратегии-2015 предусмотрены сотрудничество государств в сфере современных приложений информационно-коммуникационных технологий: «электронное правительство», электронный и дистанционный виды обучения, электронная система здравоохранения, развитие систем электронной торговли, создание и развитие современной регистрации физических и юридических лиц, использование информационных и биометрических технологий в системе паспортов, виз и прочих документов идентификации нового образца, развитие культурного наследия.
В Плане развития на 2015 год указаны конкретные мероприятия и обеспечивается их ориентация на реализацию совместных проектов по активизации информационного и научно-технического обмена по использованию информационных технологий в системе образования, науки, культуры, здравоохранения, государственного управления, в предоставлении услуг для населения и во многих других направлений.
Есть достаточно интересная схема по финансированию проектов в России со стороны ЕС. Изначально в период с 1994 г. по 2006 г. Программа по сотрудничеству ЕС и РФ финансировалась через проект TASIS (Программа технического содействия субъекта СНГ). У России были самые большие объемы по финансированию проектов согласно программе TASIS на всем постсоветском пространстве — почти половина от всего бюджета программы. От начала запуска программы в 1991 г. в 57 регионах РФ было реализовано более 1490 проектов на общую сумму больше 2,75 млрд. евро. Дополнительно к программе TASIS государство РФ также принимала участие в разносторонних межгосударственных программах, в том числе в региональной программе и программе по сотрудничеству с соседними государствами. Эти программы содержат проекты в сфере телекоммуникаций, развития информационных технологий, и т. д.
С 01 января 2007 г. вместо TASIS существует другой механизм по сотрудничеству — Европейский инструмент соседства и партнерства (ЕИСП) [11]. В отличие от TASIS ЕИСП предусматривает, что стороны будут обеспечивать совместное финансирование и проводить отбор проектов исходя из общего интереса. Выбор сферы сотрудничества теперь зависит исключительно от «дорожных карт», выработанных в рамках четырех общих пространств, а также для проекта «Северное измерение». Совместные с российскими регионами проекты по системе ЕИСП указаны в таблице 1 [12]:
|
Программа |
Российские регионы участники |
Европейские регионы-участники |
1 |
Колартик |
Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область и Санкт-Петербург |
Северные регионы Финляндии, Швеции и Норвегии |
2 |
Карелия |
Республика Карелия, Мурманская, Архангельская, и Ленинградская области и Санкт-Петербург |
Финляндия: регионы Каину, Северная Карелия и Оулу |
3 |
Юго-Восточная Финляндия — Россия |
Ленинградская области и Санкт-Петербург, Республика Карелия |
Финляндия: Южная Карелия, Южное Саво и Кименлааксо |
4 |
Эстония-Латвия Россия |
Санкт-Петербург и Ленинградская и Псковская области |
Эстония: Хииу, Ида-Виру, Йыгева, Лаане, Пылва, Пярну, Тарту, Сааре, Валга, Вильянди Выру Латвия: Курземе, Земгале, Рига, Видземе, Латгале |
5 |
Польша-Литва-Россия |
Калининградская область |
Литва: регионы Клайпеда, Таураге, Алитус и Мариямполе (21 муниципалитет) Польша: воеводства Поморское, Варминско-Мазурское и Подлаское |
Кроме общих базовых договоренностей партнерства между ЕС и Россией предусмотрена активизация двусторонних соглашений наших государств. Двустороннее партнерство (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии) предусматривается в таких областях как телекоммуникации и информационные технологии. Эти области полностью соответствуют приоритетным направлениям по экономическому развитию наших государств.
Если в целом охарактеризовать правовую базу сотрудничества России — ЕС в сфере информационных технологий, можно сказать, что в последнее время происходит значительное замедление в переговорных процессах, что связано с мировым кризисом, проблемами внутреннего характера в Евросоюзе, а также ухудшением взаимоотношений с Россией и введением санкций и контрсанкций между странами. В связи с событиями на Украине США и Евросоюз ввели против России три пакета экономических санкций. В данной ситуации экономическое развитие замедлило свои темпы, а сотрудничество России и ЕС в инвестиционной сфере в секторе ИТ перешло из активной фазы в выжидательную позицию.
В таких условиях Россия начала активно сотрудничать со странами Азии. Так был предложен «Поворот на Восток» в октябре 2014 года, когда Москву посетил премьер Госсовета Китая Ли Кэцян. В рамках данного предложения было подписано всего 38 соглашений о реализации инвестиционных проектов. Среди них — производство легковых автомобилей, создание современных логистических центров, создание научных парков высоких технологий [13]. Но Евросоюз по-прежнему является стратегически значимым партером для России и именно в данных условиях для того, чтобы улучшить устойчивость инвестиционных отношений нужно постараться активизировать процесс инвестиционно-технологического взаимодействия.
Несмотря ни на что, наблюдаются и положительные нюансы в инвестиционно-технологических взаимоотношениях России ЕС, увеличение технологической наполняемости в сфере инвестиционного сотрудничества. Предприниматели Европы стали больше вкладывать свой капитал в такие сферы экономики России, как информационные технологии и услуги связи. Сегодня в этой сфере участвует примерно 40 % прямых инвестиций иностранного капитала. Активно стартуют и имеют поддержку российского правительства проекты в области информационных технологий. Например, в 2009 г. была подписана большая серия российско-германских договоренностей о намерениях, предполагающая к реализации на территории России крупных высокотехнологичных проектов сфере ИТ. Активно продолжается сотрудничество РФ и ЕС в применении информационных технологий в космической сфере (совместный проект «Союз») и т. д. Увеличивается интерес компаний Европы в сотрудничестве с организациями РФ, имеющими высокий научно-техническим потенциалом. В таблице № 2 приведена статистика поступления иностранных инвестиции в экономику России в 2013г. по основным странам инвесторам (см. ниже).
Таблица 2
Поступления иностранных инвестиции в экономику России в 2013г. по основным странам-инвесторам [2].
|
Млн. долл. США |
В процентах к итогу |
Все инвестиции |
170180 |
100 |
из них из стран: |
|
|
Швейцария |
24602 |
14,4 |
Кипр |
22683 |
13,3 |
Великобритания |
18862 |
11,1 |
Люксембург |
16996 |
10,0 |
Нидерланды |
14779 |
8,7 |
Франция |
10309 |
6,1 |
Германия |
9157 |
5,4 |
США |
8656 |
5,1 |
Ирландия |
6757 |
4,0 |
Китай |
5027 |
2,9 |
Нужно отметить, что хоть инвесторы Европы более активны, капитал России тоже инвестируются в экономику Европы, и с каждым годом эти цифры увеличиваются, что говорит об интересе сотрудничества с обеих направлений. Так, объемы накопленных прямых инвестиций России в государства Европы в 2011 г. составили 54 млрд. долл. В январе — июне 2012 г. основными государствами-получателями прямых инвестиций, в том числе и в сфере информационных технологий, от России были Нидерланды (27,7 млрд. долл. США), Кипр (17,3 млрд. долл. США), Герцогство Люксембург (2,5 млрд. долл. США), Великобритания (2,4 млрд. долл. США), Дания (0,6 млрд. долл. США) [2].
Но, стоит заметить, что присутствие в этом списке таких государств как Кипр и Люксембург позволяет судить об утечке капитала из России. Финансовая нестабильность Кипра в 2012–2013 гг. и пошатнувшийся статус государства как оффшорного центра России привело, к уменьшению притока капитала в это государство и переориентации финансовых потоков. В любом случае анализируя структуру капиталовложений России в ЕС пока говорит больше о неявном интересе со стороны бизнеса информационных технологий России в продвижении за рубеж, чем о высокой эффективности этого процесса. Вывод. Если резюмировать написанное, можно отметить, что взаимоотношения России и Европейского Союза имеют большое значение для обеих сторон с точки зрения увеличения уровня их конкурентоспособности и улучшения системы экономики. Хорошим толчком для дальнейшего развития взаимоотношений России и ЕС послужило вхождение России в ВТО летом 2012 г.
Информационное общество можно охарактеризовать высокой степенью развития информационных и телекоммуникационных технологий, а также их интенсивностью использования гражданским населением, сферами бизнеса и органами государственного правительства.
Увеличение значения добавленной стоимости в системе экономики происходит сегодня, по большому счету, благодаря интеллектуальной деятельности, повышенных в технологическом уровне процессов производства и распространения современных информационных технологий.
Международный опыт дает понять, что технологии высокого уровня, в том числе информационного и телекоммуникационного типа, давно превратились в локомотив для социально-экономического развития многих государств в мире, а обеспечение гарантированного и полного доступа граждан к источникам информации стало ключевой задачей государства.
Литература:
1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165199/.
2. Роскомстат РФ. — URL: www.gks.ru.
3. Инвестиции: учебник / Т. В. Теплова — М.: Издательство Юрайт
4. Представительство Евросоюза в РФ. — URL: http://ec.europa.eu.
5. Путин В. В. Россия и мир, который меняется. // Новости Москвы. № 570. 05 августа 2013 г. — URL: http://www.mn.ru/ politics/20120227/312306749.html.
6. «Compendium of Science & Technology Cooperation between the European Union, the EU Member States and the Russian Federation» (2011). — URL: http://ec.europa.eu.
7. Материалы с международной конференции «Россия — Евросоюз: возможность партнерских отношений» 21 марта 2013 г. Совет РФ по международным делам // М.: Спецкнига, 2013.
8. Власкин Г. А. Инвестиционно-технологическое взаимодействие РФ и ЕС во время кризиса// Новости науки и технологии. 2009. № 4. — URL: http://belisa.org.by.
9. Голещихин О. С. Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — c. 21–26. — URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/27038/.
10. РФ и Евросоюз: естественное партнерство. 11 декабря 2012. — URL: http:// irsolo.ru/rossiya-i-evropejskij-soyuz-estestvennoepartnerstvo/.
11. ЕИСП — http://www.wastegovernance.org/main2.html
12. ЕИСП — http://eeas.europa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/cbc_enpi/index_ru.htm
13. Интернет-журнал — http://newsland.com/news/detail/id/1452408