Роль семиотической системы в процесе институциализации общественной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 04.07.2015

Статья просмотрена: 1026 раз

Библиографическое описание:

Литовченко, И. В. Роль семиотической системы в процесе институциализации общественной жизни / И. В. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 829-832. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20833/ (дата обращения: 16.12.2024).

Статья посвящена исследованию роли и особенностей семиотической системы в процессе институциализации общественной жизни. Показано, что символы, знаки, язык являются важным условием формирования разнообразных типов социальных практик в качестве социальных институтов.

Ключевые слова:институциализация, семиотическая система, знак, символ, язык.

 

Жизнедеятельность человека в обществе, его взаимоотношения и общение неразрывно связаны с системой знаков и символов, что предусматривает кодировку представлений индивида или группы о себе, окружающем мире и поведении, взаимосвязях и отношениях, которые способны обеспечивать развитие и стабильность общественной жизни. Символы являются своеобразным фактором институциализации общественной жизни, способствуя социальной интеграции и поддержке социального порядка в обществе. В данном контексте А.Акмалова и В.Капицин справедливо отмечают, что социальный институт начинается в социально представляемом, которое переплетается с символическим, обеспечивая тем самым представление о социальной действительности [1]. Актуальным является определение социального института И.Исаева как символической социальносанкционированной системы, в которой в разных пропорциях уже комбинируются представляемая и функциональная составляющие [2, с.105–106]. Процессы институциализации общественной жизни предусматривают образования стабильных социокультурных образцов социального взаимодействия с целью адаптации индивидов к нормативным требованиям, правилам, ценностям, обычаям, символам социальных институтов, а также их соблюдение и воссоздание, в социальных практиках.

Трансформационные изменения, которые происходят в обществе, актуализируют проблему исследования роли символов в процессе институциализации общественной жизни, которые являются определенным инструментом или программой, с помощью которых делается возможной интерпретация, воссоздание и управление социальными практиками, что обусловлены новыми общественными потребностями. Однако в отечественной научной мысли исследованию и теоретико-методологическому обоснованию роли символов в процессе институциализации общества уделяется недостаточно внимания, что обуславливает потребность в социально-философском анализе обозначенной проблемы.

Философская разработка понятия «социальный институт» берет начало в трудах А.Гелена (философия институтов), К.Касториадиса в пределах концепта «эксплицитного воображения», Е.Макинтайра в связи с практикой. Своеобразную интерпретацию социального института предлагает М.Бубер в плоскости дистанции между Я и Оно, то есть дистанции между чувством (внутренним) и институтом (внешним).

Институционные аспекты функционирования нормативных образований исследовались в работах П.Бергера, Дж.Бернарда, Т.Лукмана, Д.Норта, Дж.Томсона. Институты правового государства анализируются в научных исследованиях А.Матюхиным, О.Мартишиным, Т.Заславской.

Сущность, особенности функционирования и разновидности социальных институтов, исследовали А.Берджес, П.Блау, М.Вебер, Т.Веблен, Ю.Хабермас, Э.Гидденс, Э.Дюркгейм, Д.Ландберг, И.Лейман, А.Лимаренко, С.Липсет, Н.Луман, А.Мальцева, М.Мацковский, Р.Мертон, Ч.Миллс, М.Мнацаканян, Т.Парсонс, А.Радугин, К.Радугин, П.Рикер, Дж.Роулз, Г.Спенсер, Я.Щепанский, А.Ефендиев, Дж.Хоманс и др.

Системные исследования институционных трансформаций представлены в трудах Х.Арендт, Д.Белла, П.Бергера, П.Бурдье, В.Иноземцева, М.Кастельса, Т.Лукмана, А.Тоффлера, А.Урсула, Ф.Фукуямы, А.Чухно.

Проблемы исследования семиотической системы представлены в трудах научных деятелей разных предметно дисциплинарных направлений: философии, культурологии, антропологии, социологии, психологии и т. д. Проблему символа и символического в своих научных исследованиях изучали Л.Витгетштейн, Ж.Делез, О.Лосев, М.Мамардашвили, С.Крымский, Ж.Лиотар, А.Пятигорский, Ф.Шеллинг, Э.Кассирер, К.Юнг, Ч.Пирс, П.Рикер, В.Табачковский, В.Топоров, Р.Якобсон и др.

Исследование процессов институциализации общественной жизни обусловливает потребность изучения генезиса феномена символов, которые исполняют важную роль в процессе упорядочивания социальной реальности. Понятие «символ» происходит от греческого слова «symbolon», которое означает «знак», «примета», «признак», «пароль», «сигнал» и тому подобное. В пределах социально-философской мысли актуальными являются исследования О.Лосева, в которых символ рассматривается как онтологическая основа культуры, которая организует принципы человеческой жизни. Ученый замечает, что всякий символ является живым отображением действительности, которое поддается той или иной умственной обработке и становится орудием в преобразовании самой действительности [3, ст.14]. Концепция символа Р.Барта отмечает то, что структура культуры определяется функцией символизации сознания, которая реализуется в языке и проявляется в семиотической деятельности [4]. Символы являются присущими каждому обществу в разные времена, касаясь эмоций и ощущений людей. Они обнаруживают подобие, но интерпретируются по-разному в зависимости от культуры общества, восприятия и переживаний индивидов.

Э.Кассирер, исследуя природу символа, определяет его как универсальное средство объяснения духовной реальности. Символы и знаки, которые являются устоявшейся формой восприятия и осознания реальности, помогают индивидам познавать, интерпретировать, описывать реальность, формируя единство с другими носителями социального опыта. [5, 165]. Символическую основу универсума, в которой как физически, так и символично живет и осуществляет социальные практики человек, образуют символические формы в виде знаков, языка, мифа, религии, искусства и тому подобное. Символ является образом, который рассматривается в аспекте его знаковости и наделен определенными характеристиками: органичностью и неисчерпаемой многозначительностью.

Семиотика, как наука о знаковой системе, предусматривает «сочетание» символа со знаком. Ф.Шеллинг справедливо отмечает, что специфика символа относительно категории знака проявляется в том, что для каждой сугубо знаковой системы существование многозначительности является лишь препятствием на пути рационального функционирования знака и познания его смысла. В противоположность знаку многозначительность символа определяет его содержание [6, 110–111]. Знаки функционируют на разных уровнях общества и могут выступать в качестве: партикулярных статусных знаков; знаков, которые преобразуются в институты; знаки общественных ценностей; неофициальных национальных символов; официальных символов и тому подобное [1]. Знаки образуют системы, например, системы жестовых знаков или материальных артефактов и так далее.

Язык, который можно определить как систему словесных знаков, являет собой одну из важнейших знаковых систем общества [7, с. 66]. Понимание языка является важным для понимания процессов институциализации общественной жизни, ведь именно он может выполнять важную функцию сохранения, накопления и передачи следующим поколением больших объемов значений, а также жизненного опыта.

Возникновение и развитие языка неразрывно связано с возникновением общества и процессами его функционирования. Развитие человека как социального существа можно связать со способностью к символической репрезентации, которая является общим источником мышления, языка и т. д. Именно в языке, как утверждает О.Гакман, достигает своего наивысшего выражения способность человека к символизации. Язык является определенной системой символов, которые обеспечивают социальное взаимодействие между членами общества, ведь является определенной моделью структуры общественных отношений, воспроизводя объекты и ситуации, создавая знаки и тому подобное [8]. Отмеченное выше, позволяет сделать вывод о том, что язык исполняет важную роль в создании институционной действительности, способствует интерпретации и осуществлению социальных практик относительно норм, стандартов, обычаев определенного социального института.

Важное место в философском осмыслении институциализации общественной жизни, занимают исследования О.Кувшиновой и Е.Васильевой, которые предлагают использовать когнитивно-институционный подход в исследованиях социальных институтов. Отмеченный подход предлагает рассматривать актора как участника социальных отношений, что определяют имеющиеся культурные сценарии, которых он должен придерживаться согласно определенных ценностей, ролей, норм, правил, стандартов и тому подобное. Поведение индивида определяется присущими ему ценностно-коммуникативными структурами, а также развитием его когнитивных способностей. Подобное утверждение позволяет определить основополагающей способностью человека превращение информации в целеустремленно созданную вещь, что позволяет закрепить информационный ресурс не только в памяти, а еще и в вещественной форме. Таким образом, О.Кувшинова и Е.Васильева в своих исследованиях делают вывод о том, что когнитивные факторы оказывают влияние на процессы институциализации общественной жизни, а выбор тех или других социальных институтов, по мнению М.Ересько, является результатом об’ективации условий, которые сложились в сознании акторов, что способствует формированию и изменению социальной среды. Актуальной в данном случае является мысль Н.Флигстина о том, что формирование социальных институтов происходит под воздействием властных индивидов, которые пытаются создавать правила и нормы взаимодействия, направленные на стабилизацию своего статуса и состояния в обществе в условиях противостояния другим индивидам, которые наделены определенными властными полномочиями [9].

Подводя итоги выше сказанного, институциализацию можно определить как процесс создания социального института, замену спонтанного, экспериментального, непредвиденного поведения ожидаемым, которое формируется и регулируется благодаря определению и закреплению социальных норм, правил, обычаев, символов, статусов, ролей — составляющими системы, способной функционировать в направлении удовлетворения определенной общественной потребности.

Институциализация — это сложный, длительный и постепенный процесс, который представляет собой формирование разнообразных типов социальных практик в качестве социальных институтов. Все социальные институты стремятся к созданию, приобретению тех или иных символов, знаков, специфической системы терминов и т. д., которые в гранично концентрированной форме формируют представление об институте. Символы дают возможность интеракции между индивидами, а также способствуют достижению практических результатов в совместной деятельности в пределах того или иного социального института.

 

Литература:

 

1.         Акмалова А. А. Роль знаков и символов в обеспечении социального единства / А. А. Акмалова, В. М. Капицын // Социал.-гуманит. знания. — 2013. — № 3. — С.31- 51. — Режим доступа: URL: http://istina.msu.ru/media/publications/articles/efb/f75/4453730/Akmalova_A.A._Kapitsyin_V.M._Rol_znakov_i_simvolov_v_obespechenii_sotsialnogo_edinstva.pdf

2.         Исаев И. А. Солидарность как воображаемое политико-правовое состояние: Монография / И. А. Исаев. — М.: Проспект, 2013. — 176 с.

3.         Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство /А. Ф. Лолсев. — М.: Искусство, 1995. — 320 с. — 2-е изд., испр.

4.         http://www.dissercat.com/content/kontseptsii-simvola-v-filosofii-kultury-20-veka

5.         Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. // Культурология. ХХ век / Москва: Юристь, 1995. — (Антология). — (Лики культуры). — с.163–213.

6.         Шеллинг Ф. В. Философия искусства: [пер. с нем.] / Фридрих Вильгельм Шеллинг. — М.: Мысль, 1966. — 496с. — (Философское наследие).

7.         Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т.Лукман. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.

8.         Гакман О. В. Становлення лінгвістики в руслі філософії та класичної науки про мову Мультиверсум. Філософський альманах. — К.: Центр духовної культури, — 2004. — № 44. — Режим доступа: URL: http://www.filosof.com.ua/Jornel/M_44/Hakman.htm

9.         Когнитивно-институциональный подход к исследованию социального института. Кувшинова О. А., Васильева Е. Н. Социологические науки/ № 10 за 2013 год –с. 98–115. Режим доступа: URL:http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001678

Основные термины (генерируются автоматически): общественная жизнь, социальный институт, знак, символ, институт, семиотическая система, том, язык, знаковая система, социальное взаимодействие.


Похожие статьи

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информ...

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Аллюзивный антропоним как средство реализации когезии и когерентности художественного текста

В статье освещается вопрос логико-содержательной и формальной структурированности текста, в частности художественного текста. Автор исследует роль аллюзивного антропонима как одного из средств реализации данных категорий художественного текста.

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как путь профилизации образовательной среды

В статье анализируется перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды. Рассматриваются условия реализации данного пути: формирование готовности личности к саморазвитию...

Язык и духовная культура общества

В статье изучается язык как воплощение всего спектра духовной жизни общества. Автор обосновывает, что язык является универсальным духовным отражением действительности, он соответствует структуре общества, стимулирует развитие национального бытия, фор...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы

Статья посвящена индивидуализации образования в современных условиях: ее особенностям, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках гуманитарной парадигмы образования, его основным характеристикам, его научно-методическом...

Похожие статьи

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информ...

Дистанционное образование в условиях становления информационного общества

Статья посвящена рассмотрению дистанционного образования в контексте формирующегося сегодня информационного общества. В этой связи анализируются специфика и характерные особенности сегодняшнего общества и образования. Автор обосновывает положение о т...

Мировоззренческий путь универсальных символов

Статья является частью диссертационного исследования трансформации и инверсии символа в культурно-историческом контексте. Автор статьи обращается к истокам возникновения символа как феномена человеческого сознания и пытается воспроизвести его трансфо...

Формирование организационной культуры как фактора успеха управления организацией социальной сферы

В статье рассмотрены вопросы формирования и совершенствования организационной культуры как фактора повышения эффективности управления организацией социальной сферы в современных условиях.

Аллюзивный антропоним как средство реализации когезии и когерентности художественного текста

В статье освещается вопрос логико-содержательной и формальной структурированности текста, в частности художественного текста. Автор исследует роль аллюзивного антропонима как одного из средств реализации данных категорий художественного текста.

Функционирование социального плаката XX–XXI веков в сфере межкультурной коммуникации

В данной статье рассматриваются социальные плакаты в аспекте теории речевых актов. Выявляется специфика их функционирования в межкультурном пространстве. Анализируются реакции на вербальные и креолизованные элементы. Делается вывод об особенностях вл...

Перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как путь профилизации образовательной среды

В статье анализируется перевод совокупности внешних управленческих действий в систему самокоррекции как один из путей профилизации образовательной среды. Рассматриваются условия реализации данного пути: формирование готовности личности к саморазвитию...

Язык и духовная культура общества

В статье изучается язык как воплощение всего спектра духовной жизни общества. Автор обосновывает, что язык является универсальным духовным отражением действительности, он соответствует структуре общества, стимулирует развитие национального бытия, фор...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы

Статья посвящена индивидуализации образования в современных условиях: ее особенностям, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках гуманитарной парадигмы образования, его основным характеристикам, его научно-методическом...

Задать вопрос