Многообразие письменностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 01.07.2015

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Кувыкова, Д. С. Многообразие письменностей / Д. С. Кувыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 653-656. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20815/ (дата обращения: 21.11.2024).

Цель: познакомить обучающихся с многообразием языков и письменностей мира

Задачи:

-        образовательная — познакомить детей с профессией лингвиста, отличительными особенностями графики языков мира;

-        Развивающая — развивать логическое мышление, внимание, умение делать выводы, анализировать и систематизировать полученную информацию, применять полученные знания для решения практических задач;

-        Воспитывающая — воспитывать интерес к изучению языков

Формируемые УУД:

Предметные: расширить языковые знания обучающихся

Метапредметные:

-                   умение работать с информацией, структурировать полученные знания;

-                   умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;

-                   умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Личностные: соотношение цели действия и его результата

Ход занятия

1.                  Орг.момент.

2.                  Актуализация знаний.

Что такое язык? Как он появился? Какой язык был первым? Сколько всего языков в мире?(Дети пытаются ответить на эти вопросы)

В настоящее время этими вопросами занимаются ученые-лингвисты, но далеко не на все вопросы, связанные с языком, мы сейчас можем дать однозначный ответ. Давайте попробуем найти ответ на самые интересные вопросы.

Так что же такое язык?(Дети дают определение языка)

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем.

Язык — средство общения между людьми, способ передачи информации.

Как вы думаете, сколько всего языков в мире? (Дети высказывают свои предположения)

Примерное количество языков в мире 6–7 тысяч, но на этот вопрос точного ответа нет и быть не может!

Почему нельзя назвать точное количество языков? (Дети высказывают свои предположения)

Языки, как и люди, постоянно появляются и умирают. Несколько лет назад лингвистами был замечен такой факт, что каждые две недели в мире умирает один язык.

Можете ли вы предположить, как же язык может умереть?

(Дети высказывают свои предположения)

Язык умирает вместе со своим последним носителем. В работе лингвиста нередко встречаются такие случаи, что приходится видеть в одной комнате всех носителей данного языка, иногда это всего одна семья, т. е. 5–10 человек. Такое невозможно представить для таких языков как английский, китайский, французский, испанский и т. д. Такие языки, являющиеся средством международного общения, называются lingua franca. Интересно, что самое большое число носителей имеет Китайский язык, самый распространенный язык в мире — английский.

Известны ли вам какие-нибудь мертвые языки?(Дети называют известные им мертвые языки)

Пришло время поговорить о мертвых языках, таких как латынь или lingua latina (самый близкий родственник которой сейчас итальянский язык lingua italiana), санскрит(прародитель языка хинди, официального языка индии), древнегреческого, старославянского(предка современных русского, белорусского, украинского, болгарского языков). Интересный факт, что у трех из перечисленных выше языков есть примерная дата смерти, но такой даты нет у санскрита.

Почему?

Санскрит, также как хинди и английский является официальным языком Индии, для около 50 тысяч человек этот язык является родным, для 200000 вторым языком. Появление же санскрита относится ко 2 тысячелетию до н. э.

—Может быть, вы ранее слышали, что не только санскрит является «мертвым» официальным языком?(дети делятся своими соображениями)

В настоящее время латынь является официальным языком Ватикана и католической церкви.

Мы разобрались, как языки умирают, но как же тогда они рождаются?

Рождаются языки несколькими способами. Во-первых, в результате искусственного создания учеными.

Можете ли вы предположить какие языки искусственные?

(Дети высказывают свои предположения)

Примером искусственных языков являются такие языки как Эсперанто, Вокапюк, Идо…

Во-вторых, языки могут образовываться из одного прародителя(языка предков)

Примером такого разделения одного праязыка на несколько других является постепенное разделение Старославянского(Староболгарского) языка на русский, белорусский, украинский, болгарский. Староболгарским этот язык называют потому, что данный язык зародился на территории современной Болгарии.

А можете ли вы назвать язык- прародитель итальянского, испанского, французского языков? (Дети высказывают свои предположения) (Латынь)

В- третьих, языки могут рождаться в результате смешения языков, при завоевании одного народа другим.

Большинство языков имеют не только устную, но и письменную форму.

Для передачи информации на письме языки используют определенную систему знаков — письменность.

А как появилась письменность? Какая самая древняя?

Самым древним видом письменности является рисуночное письмо, которое было в древнеегипетском языке. Относится оно к примерно 5 тысячелетию до н. э. Но данный тип письменности имеет ряд недостатков:

Как думаете каких? (Дети высказывают свои предположения)

Занимает много времени и места, может быть понята двояко. Эти недостатки отлично показывает легенда о персидском царе Дарии Первом.

Во время войны персов со скифами скифы послали персидскому царю гонца с посланием, на котором были изображены лягушка, птица, мышь и стрелы. Царь Дарий, увидев его, посчитал, что враги отдают ему свою землю, что символизирует мышь, воду, что символизирует лягушка, небо, что символизирует птица, и войны не будет, так как стрелы нарисованы в виде креста. Персидский мудрец же, увидев послание, посчитал это предупреждением от скифов, если персы не освободят их землю, что символизирует мышь, воду, что символизирует лягушка, небо, что символизирует птица, будет война. С течением времени выяснилось, что мудрец оказался прав.

Давайте разберемся, какие же письменности существуют в мире?

(Дети называют известные им письменности)

(Кириллица, Латиница, Иероглифы)

Самые распространенные письменности в мире: Латинская, Кириллическая, Деванагари (письменность санскрита, хинди и т. д.). Все эти письменности относятся к одному принципу письма- фонетическому (каждый символ, означает определенный звук или слог). Письменность деванагари является примером слогового письма.

все ли письменности устроены именно так?

Существует и другой принцип письма — иероглифика (каждый символ означает какой то предмет или действие) Например, китайский иероглиф «человек», иероглиф «люди», в свою очередь, состоит из двух иероглифов «человек».

http://www.gornai.ya1.ru/uploads/posts/2014-06/1403854019_10.jpg

 

3.                  Постановка проблемы.

А как по фрагменту текста определить язык, на котором он написан? (Дети высказывают свои предположения). А может ли помочь нам в этом письменность?

Вам представлены отличительные признаки графики некоторых языков.

Белорусский — ў

Украинский — ї

Болгарский — ъ на месте гласной

Чешский — латинская письменность, много диакритики, похож на русский

Польский — ł

Немецкий — ß

Арабский — موسكوарабская вязь, нет букв с 3 точками внизу

Греческий — πολιτιστικά, греческая письменность

Армянский — թվաքանակով армянская письменность

Литовский — ė

Грузинский — იდვალუაფუ грузинская письменность

Китайский — 俄羅

Японский — にかけ

Корейский — 안에

Латышский — ā

-                   Отличить Китайский и Японский очень сложно т. к. из китайского в японский заимствовано много иероглифов, но в тексте китайские иероглифы выглядят наиболее массивными, японские же более светлые и легкие на вид.

-                   Диакритики — дополнительные значки у букв.

(Дети делают вывод, что, зная особенности письменности того или иного языка, можно определить, на каком языке написан текст).

4.                  Первичное закрепление.

Игра «Угадай-ка».

Предлагаю потренироваться в определении языков мира по письменности. (Дети рассуждают, опираясь на признаки графики)

Ключи к слайдам презентации.

(для развития внимания включены языки, которых нет в презентации)

1.                  Греческий

2.                  Фарси (в арабском нем букв с тремя точками внизу)

3.                  Литовский

4.                  Белорусский

5.                  Тибетский

6.                  Санскрит

7.                  Старославянский

5.                  Самостоятельная работа-тест

А теперь давайте выполним тест и узнаем, кто был самым внимательным. (Тестовые задания раздаются каждому ребенку и отводится время на выполнение).

Задания теста смотри ниже.

 

Ключи к Тесту

1.                  В

2.                  А

3.                  Все ответы правильные

4.                  В

5.                  В

6.                  Б

7.                  Белорусский, болгарский, старославянский, украинский

6.                  Проверка теста

Сверьте свои ответы с ответами на доске.

—Тому, кто выполнил всю работу правильно, присваивается звание «Юный лингвист».

7.                  Рефлексия.

Кто заинтересовался профессией лингвиста?

—Какие отличительные признаки письменностей вы запомнили?

—В каких языках они встречаются?

Основные термины (генерируются автоматически): язык, ребенок, украинский, мир, письменность, время, какой язык, принцип письма, профессия лингвиста, Санскрит.


Задать вопрос