В данной статье приведены общие положения по проведению открытого интегрированного занятия. Рассмотрены цели открытого учебного занятия и задачи преподавателя. Изложена технологическая карта занятия русского языка. Рассмотрены этапы занятия. Отмечены деятельности преподавателя и студентов.
Ключевые слова: открытое занятие, методика преподавания, русский язык, пословицы, стихотворение-синквейн, высказывания, результаты
Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. [1]
Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий по каждой, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий на кафедре по семестрам. [1]
В качестве примера приводится план провождения открытого занятия на тему «Русский язык — один из развитых языков мира» в национальных группах.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Цели занятия:
- Образовательные: дать понятие о роли языка в жизни общества, о богатстве и выразительности русского языка.
- Развивающая: развивать у студентов коммуникативную компетентность, познавательный интерес, умение логически мыслить, развивать умение анализировать, делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, чувство толерантности и справедливости, формировать у студентов собственное отношение к своей значимости в образовательном процессе, проводить рефлексию собственной деятельности
Задачи:
Обучающая: повторить, обобщить, систематизировать знания студентов по вопросам изучения русского языка.
Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.
Познавательные: выделять количественные характеристики объектов, восстанавливать предметную ситуацию путем пересказа.
Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с преподавателем и однокурсниками.
Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться.
Деятельность преподавателя: Метод «Приветствие». Давайте поприветствуем друг друга. А для этого необходимо встать со своих мест и представить, что вы находитесь, например, в Японии. Знаете, как надо приветствовать хозяев дома, пригласивших вас в гости? Прошу вас изобразить это приветствие. А теперь мы перенесемся с вами в Англию, где принято при приветствии раскланиваться друг с другом и поприветствуем друг друга, как англичане. А теперь мы поприветствуем друг друга и преподавателя, как это принято у нас в институте.
Деятельность студента: Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Деятельность преподавателя: Беседа по теме урока: Перед вами высказывания о русском языке выдающихся деятелей русской словесности.
Слайд 1. М. В. Ломоносов: «Красота, великолепие, сила и богатство русского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки написанных, когда ещё не только никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть. Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Слайд № 2. Г. Р. Державин: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, немецкий».
— Как вы поняли высказывания М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?
— Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
— Назовите произведения великих писателей и поэтов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой.
Деятельность студента: Учащиеся анализируют высказывания, объясняют, как они поняли высказывания М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Учащиеся аргументируют свою точку зрения, участвуют в коллективном обсуждении.
Деятельность преподавателя:
Слайд № 3 На слайде представлен отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.
—Что же получается, «русская душою» Татьяна Ларина говорила на русском языке как иностранка?
— Какое место занимал русский язык в 18, 19 веках?
— Какую роль в нашей жизни играет речь? Язык?
Учащиеся выстраивают свои гипотезы, рассуждают.
Деятельность студента: Учащиеся выстраивают свои гипотезы, рассуждают.
Деятельность преподавателя: Слайд № 4 + карточки по группам с фрагментами текста
Перед вами фрагменты научного текста из статьи Т. М. Григорьева «Русский язык в России и за её пределами: малоизвестные страницы истории».
Деятельность студента: Студенты отмечают, что русский язык развивается поэтапно. Заполняют таблицу.
Деятельность преподавателя: Слайд № 5. Задача № 1.
Работа с пословицами и поговорками о русском языке (работа в парах)
— Я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите две понравившиеся в тетрадь.
- На великое дело — великое слово.
- Русский язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
- Говори с другими поменьше, а с собою побольше.
- Язык болтает, а голова не знает.
- Кто молчит, тот двух научит.
- За правое дело — говори смело.
— Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше? [2]
Деятельность преподавателя: Слайд № 6. Задача № 2.
Работа с текстом. И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность, и простота и размах; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем громы небесные и рыки звериные, щебет птичий и плески чуть слышные
— Найдите в данном тексте примеры для аргументов о богатстве русского языка.
— Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова.
Какую роль играет повторение слов?
Деятельность студента: Учащиеся планируют учебное сотрудничество и выполняют работу в парах. Выбирают наиболее эффективный путь достижения цели. Планируют сотрудничество: определить цели, функции каждого участника и способы взаимодействия. Обсуждают в парах значение пословиц. Записывают понравившиеся пословицы.
Деятельность преподавателя: Слайд № 7. Задача № 3.
Работа над высказываниями великих людей
— Сейчас я прочитаю вам высказывания великих людей о русском языке. Давайте послушаем и запишем одно из них.
- Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. /Иван Сергеевич Тургенев/
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /Александр Иванович Куприн/
- Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. /Владимир Галактионович
Деятельность студента: Оценивают результаты деятельности свои и группового коллектива, эффективность выбранного для достижения цели способа действий. Определяют то, что усвоено и то, что еще подлежит усвоению.
Деятельность преподавателя: Слайд №8. Задача №4.
Напишите стихотворение-синквейн по предложенной теме.
Прежде чем вы начнете писать, давайте вспомним, как строится рассуждение? [2]
Деятельность студента: Учащиеся определяют структуру сочинения-рассуждения. Выдвигается тезис, приводятся доказательства, делается вывод.
Осуществляют рефлексию — контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Строят монологическую речь. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Деятельность преподавателя: Проверьте знание новой лексики к тексту «Из истории России» методом «Ручка на столе». Правила метода «Ручка на столе» Преподаватель передаёт студенту ручку, назвав слово из новой лексики на узбекском языке. [2]
Деятельность студента: студент переводит его на русский язык, затем передав её другому, называет следующее слово. Передавая друг другу ручку, студенты повторяют новую лексику, а преподаватель оценивает их знания.
Домашнее задание.
Деятельность преподавателя: Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю русский язык?»
Деятельность студента: Участвуют в обсуждении домашнего задания
Выучить наизусть два высказывания о языке найденные самостоятельно.
Литература:
1. И. Мажидов, Б. Рахимов, Р.Мусурмонов и др. «Сборник нормативных правовых документов Высшего Образования» Ташкент-2013 год. — 1 часть.
- Ю. К. Рахманова, Н. И. Шодмонова. Электронный учебно-медодический комплекс по русскому языку. КИЭИ 2016 год. Карши -2016 год