План проведения открытого интегрированного занятия по русскому языку в национальных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 02.05.2017

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Тураева, Д. Д. План проведения открытого интегрированного занятия по русскому языку в национальных группах / Д. Д. Тураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42795/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данной статье приведены общие положения по проведению открытого интегрированного занятия. Рассмотрены цели открытого учебного занятия и задачи преподавателя. Изложена технологическая карта занятия русского языка. Рассмотрены этапы занятия. Отмечены деятельности преподавателя и студентов.

Ключевые слова: открытое занятие, методика преподавания, русский язык, пословицы, стихотворение-синквейн, высказывания, результаты

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. [1]

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий по каждой, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий на кафедре по семестрам. [1]

В качестве примера приводится план провождения открытого занятия на тему «Русский язык — один из развитых языков мира» в национальных группах.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Цели занятия:

  1. Образовательные: дать понятие о роли языка в жизни общества, о богатстве и выразительности русского языка.
  2. Развивающая: развивать у студентов коммуникативную компетентность, познавательный интерес, умение логически мыслить, развивать умение анализировать, делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, чувство толерантности и справедливости, формировать у студентов собственное отношение к своей значимости в образовательном процессе, проводить рефлексию собственной деятельности

Задачи:

Обучающая: повторить, обобщить, систематизировать знания студентов по вопросам изучения русского языка.

Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного.

Познавательные: выделять количественные характеристики объектов, восстанавливать предметную ситуацию путем пересказа.

Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с преподавателем и однокурсниками.

Личностные: освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться.

Деятельность преподавателя: Метод «Приветствие». Давайте поприветствуем друг друга. А для этого необходимо встать со своих мест и представить, что вы находитесь, например, в Японии. Знаете, как надо приветствовать хозяев дома, пригласивших вас в гости? Прошу вас изобразить это приветствие. А теперь мы перенесемся с вами в Англию, где принято при приветствии раскланиваться друг с другом и поприветствуем друг друга, как англичане. А теперь мы поприветствуем друг друга и преподавателя, как это принято у нас в институте.

Деятельность студента: Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Деятельность преподавателя: Беседа по теме урока: Перед вами высказывания о русском языке выдающихся деятелей русской словесности.

Слайд 1. М. В. Ломоносов: «Красота, великолепие, сила и богатство русского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки написанных, когда ещё не только никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть. Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Слайд № 2. Г. Р. Державин: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, немецкий».

— Как вы поняли высказывания М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

— Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

— Назовите произведения великих писателей и поэтов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина, А. А. Блока, А. А. Ахматовой.

Деятельность студента: Учащиеся анализируют высказывания, объясняют, как они поняли высказывания М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Учащиеся аргументируют свою точку зрения, участвуют в коллективном обсуждении.

Деятельность преподавателя:

Слайд № 3 На слайде представлен отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала,

И выражалася с трудом

На языке своем родном.

—Что же получается, «русская душою» Татьяна Ларина говорила на русском языке как иностранка?

— Какое место занимал русский язык в 18, 19 веках?

— Какую роль в нашей жизни играет речь? Язык?

Учащиеся выстраивают свои гипотезы, рассуждают.

Деятельность студента: Учащиеся выстраивают свои гипотезы, рассуждают.

Деятельность преподавателя: Слайд № 4 + карточки по группам с фрагментами текста

Перед вами фрагменты научного текста из статьи Т. М. Григорьева «Русский язык в России и за её пределами: малоизвестные страницы истории».

Деятельность студента: Студенты отмечают, что русский язык развивается поэтапно. Заполняют таблицу.

Деятельность преподавателя: Слайд № 5. Задача № 1.

Работа с пословицами и поговорками о русском языке (работа в парах)

— Я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите две понравившиеся в тетрадь.

  1. На великое дело — великое слово.
  2. Русский язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает.
  3. Говори с другими поменьше, а с собою побольше.
  4. Язык болтает, а голова не знает.
  5. Кто молчит, тот двух научит.
  6. За правое дело — говори смело.

— Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше? [2]

Деятельность преподавателя: Слайд № 6. Задача № 2.

Работа с текстом. И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность, и простота и размах; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем громы небесные и рыки звериные, щебет птичий и плески чуть слышные

— Найдите в данном тексте примеры для аргументов о богатстве русского языка.

— Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова.

Какую роль играет повторение слов?

Деятельность студента: Учащиеся планируют учебное сотрудничество и выполняют работу в парах. Выбирают наиболее эффективный путь достижения цели. Планируют сотрудничество: определить цели, функции каждого участника и способы взаимодействия. Обсуждают в парах значение пословиц. Записывают понравившиеся пословицы.

Деятельность преподавателя: Слайд № 7. Задача № 3.

Работа над высказываниями великих людей

— Сейчас я прочитаю вам высказывания великих людей о русском языке. Давайте послушаем и запишем одно из них.

  1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. /Иван Сергеевич Тургенев/

  1. Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /Александр Иванович Куприн/
  2. Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. /Владимир Галактионович

Деятельность студента: Оценивают результаты деятельности свои и группового коллектива, эффективность выбранного для достижения цели способа действий. Определяют то, что усвоено и то, что еще подлежит усвоению.

Деятельность преподавателя: Слайд №8. Задача №4.

Напишите стихотворение-синквейн по предложенной теме.

Прежде чем вы начнете писать, давайте вспомним, как строится рассуждение? [2]

Деятельность студента: Учащиеся определяют структуру сочинения-рассуждения. Выдвигается тезис, приводятся доказательства, делается вывод.

Осуществляют рефлексию — контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Строят монологическую речь. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Деятельность преподавателя: Проверьте знание новой лексики к тексту «Из истории России» методом «Ручка на столе». Правила метода «Ручка на столе» Преподаватель передаёт студенту ручку, назвав слово из новой лексики на узбекском языке. [2]

Деятельность студента: студент переводит его на русский язык, затем передав её другому, называет следующее слово. Передавая друг другу ручку, студенты повторяют новую лексику, а преподаватель оценивает их знания.

Домашнее задание.

Деятельность преподавателя: Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю русский язык?»

Деятельность студента: Участвуют в обсуждении домашнего задания

Выучить наизусть два высказывания о языке найденные самостоятельно.

Литература:

1. И. Мажидов, Б. Рахимов, Р.Мусурмонов и др. «Сборник нормативных правовых документов Высшего Образования» Ташкент-2013 год. — 1 часть.

  1. Ю. К. Рахманова, Н. И. Шодмонова. Электронный учебно-медодический комплекс по русскому языку. КИЭИ 2016 год. Карши -2016 год
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, деятельность преподавателя, деятельность студента, друг друга, открытое занятие, высказывание, открытое учебное занятие, Россия, Слайд, домашнее задание.


Ключевые слова

русский язык, методика преподавания, пословицы, результаты, открытое занятие, стихотворение-синквейн, высказывания

Похожие статьи

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Похожие статьи

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики

В статье представлены основные правила и приемы проектирования урока-исследования в начальной школе. Приведены пояснения к содержанию каждого этапа на примере урока математики, разработанного авторами статьи.

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС

В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан)

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа. Описаны наиболее эффективные формы внеаудиторной работы, среди которых уч...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Задать вопрос