Влияние эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа на формирование профессиональных компетенций будущего врача | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Красникова, О. П. Влияние эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа на формирование профессиональных компетенций будущего врача / О. П. Красникова, А. В. Сущенко, Е. В. Вусатая, Е. А. Алферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 279-281. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20699/ (дата обращения: 19.10.2024).

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из основных направлений реформирования медицинского образования в России на современном этапе является более эффективное эстетическое воспитание и обучение студентов, восстановление престижа медицинской профессии [1, с.75].

В настоящей квалификационной работе рассматривается методика эстетического воспитания студентов в медицинском вузе.

Она ориентирована на преподавателей студентов и медицинский персонал ВГМА имени профессора Н. Н. Бурденко в применении основных направлений, форм и методов воспитательной работы по эстетическому воспитанию студентов и становлению будущих специалистов врачей, как важной составляющей формирования у них высоких морально-нравственных и психологических качеств, стремления понять эстетические нормы в здравоохранении Российской Федерации и следовать им [2, с. 64].

Все мероприятия, все формы высшего образования в России направлены, естественно, на создание оптимальных условий для совершенствования подготовки студентов. В связи с этим педагогам важно научить студентов учиться. Самим же студентам предстоит перестроить подходы к приобретению ими знаний и компетентностей с последующим применением их в практической деятельности. Задача обучающихся — научиться активно учиться, используя разные источники информации, в том числе богатый знаниями и медицинской эстетикой потенциал преподавателей [3, с.110].

Цель нашего исследования — провести теоретический анализ роли эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста врача.

Объект исследования — эстетическое воспитание студентов высшей школы.

Предмет исследования — роль и значение эстетического воспитания в становлении будущего специалиста врача.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1.      Провести теоретический анализ состояния проблем эстетического воспитания в медицине.

2.      Определить значимость эстетического воспитания студента медицинского вуза в становлении будущего специалиста — врача.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение и систематизация материалов по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы для учебно-воспитательной деятельности в образовательном процессе медицинского вуза.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка использованной литературы.

В настоящей квалификационной работе рассматривается методика эстетического воспитания студентов в медицинском вузе.

Она ориентирована на преподавателей студентов и медицинский персонал ВГМА имени профессора Н. Н. Бурденко в применении основных направлений, форм и методов воспитательной работы по эстетическому воспитанию студентов и становлению будущих специалистов врачей, как важной составляющей формирования у них высоких морально-нравственных и психологических качеств, стремления понять эстетические нормы в здравоохранении Российской Федерации и следовать им.

Существуют законы эстетики, действующие независимо от наших пожеланий. Эстетическому чувству присущ предметно-ситуационный характер, оно всегда направлено на предмет, обращено к предмету и эстетически воспроизводит его в воображении человека как образ отраженной или желаемой действительности.

По материалам дипломной работы можем отметить, что подлинно эстетическое восприятие прекрасного бескорыстно, т. е. чуждо вульгарному утилитаризму и эгоистическому своекорыстию. Однако бескорыстность в отношении прекрасного не означает незаинтересованности. Переживание прекрасного потому и бескорыстно, что в нем сливаются и личные (частные, персональные), и общественные (общенародные) интересы и человек ощущает себя лично причастным к общественному значению прекрасного, что безусловно должна учитывать отечественная медицинская практика в эстетическом воспитании, профессиональной подготовке и становлении будущего специалиста врача.

Мотивационная сфера социальной активности студента медицинского вуза будущего специалиста врача предполагает формирование и развитие побуждений и условий, стимулирующих социальную активность личности, ее включение в достижение социально-значимых целей, ориентированных на медицинское обеспечение здравоохранения. Высокий уровень социальной активности не всегда напрямую зависит от культурного уровня. Социальная, активность может быть мотивирована и экономическими, и бытовыми, и амбициозными, и множеством других детерминант. Но эстетическая составляющая возвеличивает эволюциональную сторону мотивации, одухотворяет и гармонизирует направленность служебных устремлений личности студента медицинского вуза.

Эстетическая культура не просто воспринимается и усваивается человеком как некое знание, а становится неотъемлемой частью его сущности, его образа мыслей и действий.

Эстетическое воспитание строится на использовании общих закономерностей формирования всесторонне развитой личности врача. Но это в идеале, а идеал — категория подвижная, возникающая и исчезающая. Вот почему важно его постоянно, планомерно формировать.

Источником прекрасного в повседневной жизни врачей являются эстетические элементы медицинского быта, клятва Гиппократа.

В эстетическом воспитании студентов важную роль играет весь процесс медицинской подготовки. Занятия по общественно-гуманитарным дисциплинам, лекции, беседы оказывают, при условии их серьезной организации, существенное влияние на формирование мировоззренческих ориентаций, позиционных определенностей, убеждений, идеалов, субкультурных симпатий и антипатий, без которых невозможно развитие эстетического сознания студента.

Исследовано формирующее воздействие художественной культуры на студента медицинского вуза, которое осуществляется посредством эстетического и природного компонентов произведений искусства, собственной художественно-культурной деятельности индивида.

Обобщенная ценность воздействия художественной культуры на будущего специалиста врача состоит в том, что восприятие искусства способствует самопознанию и самоуглублению личности и является высшей формой приобщения человека к человечеству и саморазвития души.

Целенаправленное освоение художественной культуры оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, критерии взаимоотношений между людьми и многое другое.

Желанный результат восприятия эстетической культуры, усвоения ее ценностей — содействие формированию целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной профессиональной культурой в здравоохранении.

Художественное наполнение сознания дает возможность человеку жить духовно-гуманной, интеллектуально и чувственно богатой жизнью, имеющей личностную и общечеловеческую значимость.

Основным показателем уровня эстетической культуры личности является образ ее мыслей и действий, гуманистичность, благородство стиля поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с развитым эстетическим вкусом.

Уровень эстетической культуры проявляется и в медицинской профессиональной деятельности и в быту.

Специфическим «продуктом» эстетической культуры является гедонистический эффект, т. е. переживание эстетического наслаждения. Это делает процесс общения с искусством радостным. Кроме того, восприятие человеком художественно-культурных ценностей дает компенсаторный эффект, отвлекая от горестных жизненных неурядиц, переживаний, неудач, неся заряд оптимизма.

Целенаправленное восприятие ценностей эстетической культуры позволяет решать и просветительно-эвристические задачи. Очень важным является ее ценностно-ориентационный эффект — формирование способности оценивать явления действительности и искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой. Не менее важен для студента эффект креативности — пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру медицинской деятельности и общения с людьми.

В обществе действуют многие силы, эстетика лишь одна из них. С наибольшим эффектом и когда эта сила выполняет свою общественную роль, когда весь общественный, научный и технический прогресс направляется в сторону утверждения гармонии человека и человечества. Высшая цель эстетического воспитания — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности. Эстетика способна одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма, способствовать толерантности (терпимости) во взаимоотношениях между отдельными людьми и народами.

Культурные центры — дома культуры, клубы, музеи должны служить сплочению студентов, приобщать их к духовной жизни страны, к достижениям науки, культуры и искусства, всесторонне развивать творчество, инициативу, показывать образцы высокой учебной дисциплины, способствовать лучшему овладению медицинской техникой, цифровыми и нано-технологиями.

Таким образом, мы ознакомились с основами методики эстетического воспитания студентов медицинских вузов, приблизились к таинствам передачи социально-значимой для здравоохранения информации посредством эстетической культуры.

 

Литература:

 

1.                  Вусатая Е. В., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В. Роль педагогической риторики в повышении качества учебного процесса в медицинском ВУЗЕ // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 74–78

2.                  Алферова Е. А., Сущенко А. В., Плотникова И. Е. Роль воспитательного процесса в формировании поликультурной личности студента медицинского ВУЗа // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 64–68

3.                  Красникова О. П., Кочкина Н. Л., Сущенко А. В., Красников П. И. Роль эстетического воспитания студента медицинского ВУЗа в становлении будущего специалиста-врача // Сборник статей по материалам XXXIX международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» — 2014 — № 4 (39), часть 1 — С. 110–116

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский вуз, эстетическое воспитание студентов, эстетическая культура, будущий специалист врача, эстетическое воспитание, художественная культура, воспитательная работа, дипломная работа, квалификационная работа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Похожие статьи

Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика

Вопросы профессионального становления будущих специалистов коммуникативных профессий в процессе обучения в ВУЗе

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Роль нравственно-эстетического воспитания в профессиональной деятельности будущих медицинских работников

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Формирование экологической позиции обучающихся профессионального училища как этап становления будущего специалиста

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Задать вопрос