В статье автор указывает на необходимость взаимодействия детского сада с семьями воспитанников как необходимом условии мультикультурного воспитания старших дошкольников. Описываются особенности оценки и система работы воспитателя по мультикультурному образованию детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: мультикультурное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, взаимодействие детского сада и семьи.
In article the author points to the need to interact with the families of kindergarten pupils as a necessary condition of multicultural education older preschoolers. Describes the features evaluation and system of work educator for multicultural education senior preschool children.
Keywords: multicultural education, preschool age children, interaction kindergarten and family.
В настоящее время в образовательном пространстве проблема мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста выходит на первый план. Изменившиеся условия современной жизни диктуют необходимость использования в работе с дошкольниками принципов этнопедагогики, направленных на обеспечение комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценного развития дошкольников независимо от их национальной принадлежности, формирования у детей толерантности, складывающейся из уважения к точке зрения другого человека, доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре [1,2,5].
Мультикультурное воспитание является сложным, многокомпонентным образованием, которое следует начинать в дошкольном возрасте.
В основе мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста лежит развитие эмоционального отношения и дружеского расположения к людям другой национальности, интерес к культуре разных народов. Формирование данных чувств и соответственно — качеств личности происходит в основном в результате подражания. Воспитатель же может создать условия, определенную «атмосферу» в группе, обеспечивающие формирование интернациональных чувств [3, 4].
Одним из необходимых условий мультикультурного воспитания детей дошкольного возраста является взаимодействие детского сада и семьи [2]. Понятие «взаимодействие с семьей» отличается от понятия «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие можно относить не только к распределению задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие, безусловно, подразумевает контроль, или обратную связь, но при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Детский сад и семья является важными социальными структурами, определяющими уровень мультикультурного воспитания. Следовательно, работа по мультикультурному воспитанию должна осуществляться неразрывно от семьи. Для ее эффективности необходимо создать полноценное сообщество, а именно «ребенок — родитель — педагог».
Работая с детьми (в группе смешанного этнического состава: русские, цыгане, украинцы, татары), мы заметили, что многие дети старшего дошкольного возраста могут назвать свою национальность, но рассказать о «своей» культуре (традициях, особенностях быта, национальной одежды, художественных промыслах и др.) затрудняются. В группах с полинациональным детским коллективом данную ситуацию можно решить сообща с родителями. В частности, родителям предлагается обсуждать с детьми некоторые особенности национального быта, традиций, заучивать народные пословицы, поговорки, объясняя их значение, по возможности привлекать к различным видам деятельности, характерным для конкретного народа (совместное приготовление блюд национальной кухни; посильные трудовые поручения). Педагоги, в свою очередь, должны больше внимания уделять знакомству детей с народными художественными и музыкальными произведениями, прикладным искусством, а также проигрывать с детьми сказки, играть в подвижные национальные игры, при этом не забывать использовать систему дидактических игр, нацеленных на знакомство с традициями и обычаями, отдельными аспектами культуры разных народов, национальностей.
В рамках диагностики эффективности мультикультурного воспитания старших дошкольников нами выбрана следующая система методик: экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры» Е. И. Николаева, М. Л. Поведенок, методика «Угости конфеткой» Э. Суслова, социометрия «Капитан корабля», которая, на наш взгляд, позволяет наиболее объективно его оценить.
Первичная диагностика показала, что у многих детей имеются некоторые представления о культуре «своей» национальности, в тоже время они практически не знают о культуре других народов. В силу своего возраста дети осознают свою национальность, но не различают принадлежность своих сверстников. Выбирая партнера по игре, дети отталкиваются от личных качеств оппонента (умение играть, дружить, делиться и выполнять какую-либо деятельность).
С целью более эффективного мультикультурного воспитания нами была проведена целенаправленная работа, которая включала ряд направлений. При этом основное внимание сосредоточили на активизации взаимодействия ДОО и семей воспитанников. Использовали стимулирующее влияние взрослых (воспитателя, ДОО, родителей) на формирование представлений о многообразии национальностей и соответственно — культур у детей.
Через некоторое время ребенок достигает того понимания и осознания, что он принадлежит к той или иной национальности, а также национальни своего партнера по играм.
По сравнению с наблюдениями на этапе констатирующего эксперимента в процессе работы по мультикультурному воспитанию детей постепенно менялось их отношение друг к другу. Дети стали более доброжелательными, дружными, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности.
Знания детей об играх, праздниках различных народов стали образнее и содержательнее. Дети стали различать друг друга по национальности, что привело к более сильному спрочению в группе. В своих играх дети стали использовать элементы народных игр. Стали более активно принималь участие в праздниках, предлагая варианты включения народных компонентов в их содержание. Общение между детьми стало раскрепощенным, дети не стеснялись, что не знают каких-либо слов из другого языка, а — наоборот стали спрашивать: «как будет по-цыгански?», «а как по-татарски?».
При этом, заметили, что воспитатели стали больше внимания уделять национальным особенностям детей, выделяя и акцентируя внимание во время проведения занятий и трудовой деятельности детей, на особенносятях культуры той или иной национальности, представителями которой являются воспитанники группы (русские, цыгане, татары).
В ходе исследования также отметили, что только активное и согласованное взаимодействие ДОО и семьи будет давать возможность построения партнерских отношений данных субъектов.
На наш взгляд наиболее эффективными будут такие формы организации взаимодействия с родителями как: семейные клубы по данной тематике, консультации и беседы, родительские заседания, организация музеев и организация совместных детско-родительских праздников. Применение коллективных форм повышает активность родителей. К таким формам можно отнести «Школу для родителей», круглый стол, родительские конференции и спортивные вечера досуга, мастер-классы, игры-развлечения, «Спортивные путешествия». Наглядно-информационные формы предполагают привлечение родителей к созданию буклетов, газет, портфолио для детей, родительского уголка и тематические выставки по направлениям. Индивидуальные формы работы предполагают проведение анкетирования родителей, консультации для родителей педагогами и специалистами ДОО, «Почтовый ящик» — родители могут обратиться с идеями и предложениями в службы ДОО.
Особую значимость приобретают подгрупповые формы, которые можно организовать с малыми группами родителей, которые имеют общие проблемы. Групповая работа позволит родителям со стороны посмотреть на другие семьи, на их проблемы, проанализировать свою тактику воспитания, увидеть ошибки, приобрести новый опыт.
Признание родителя субъектом образования позволяет расширить пути повышения родительской компетентности, широко используя возможности дистанционного, андрагогический потенциал неформального образования родителей. Тем самым только комплексная, целевая и многокомпонентная работа может дать эффективные результаты.
Именно взаимодействие ДОО и семьи в интересах развития детей дошкольного возраста, является условием эффективного мультикультурного воспитания старших дошкольников. Считаем, что в современных условиях развития образования важно выбрать курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОО, так и в семье.
Литература:
1. Жаде З. А., Шадже А. Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея: социологический дискурс //Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 10, — С. 31–35
2. Наумова Т. В. О педагогических возможностях взаимодействия образовательных учреждений и православной церкви на селе // Вестник угроведения. 2013. № 4 (15). С. 94–97.
3. Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1. — С.113–117.
4. Наумова Т. В., Тихомирова О. Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — С. 306–309.
5. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
6. Фомина Ю. И. Исследование полноты этнических представлений дошкольников / Ю. И. Фомина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 118–123.