Общее образование в Российской Федерации состоит из дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (или полного) общего и дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование — это неотъемлемая часть общего образования. Отличие такого образования в том, что оно развивает в ребенке творческие или физические навыки, помогает реализовать себя в какой-то определенной области, выбрать будущую профессию. Как правило, в учреждениях дополнительного образования учат тому, чему не учат в обычной школе.
Вообще термин «дополнительное образование детей» появился вместе с выходом в начале 90-х гг. Закона РФ «Об образовании». В номенклатуру учреждений дополнительного образования входили: школы (по областям), клубы, парки, лагеря.
В 2006 году был принят закон, классифицирующий учреждения дополнительного образования детей.
Такие учреждения делятся на: центры дополнительного образования детей, дворцы и «дома детского творчества, клубы юных натуралистов, станции детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детские школы искусств, в том числе по видам искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
«Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. К методам досуговой педагогики относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации» (С. А. Шмаков).
Остановимся на методах, выделяемых С. А. Шмаковым, более подробно:
1. Методы театрализации. Досуговая деятельность учащихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение учащихся может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т. п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.
2. Методы состязательности. Состязание — это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Школьники должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.
3. Методы равноправного духовного контакта. Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Учителя и учащиеся — считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
4. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация — это специально созданные учителем условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Учитель должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.
5. Методы импровизации. Импровизация — это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются школьным методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.
6. Самый главный метод, который выделяет учёный — это метод игры.
Существует множество понятий игры:
а) Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре, познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, профессиональное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности. Таким образом, игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта
б) Игра (в философии) — форма человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов.
в) Игра (в философии) — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей.
г) Игра (в психологии) — активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.
д) Игра (в досуге) — это одна из наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное просветительское и воспитательное влияние.
По утверждению С. А. Шмакова, игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых. Игра — это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние [2].
Наиболее важными функциями игры являются:
- воспитательная функция;
- развивающая функция;
- функция межнациональной коммуникации;
- коммуникативная функция;
- диагностическая функция;
- игротерапевтическая функция;
- функция коррекции в игре;
- развлекательная функция игры [1, с. 47].
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1) свободная развивающая деятельность;
2) творческий, импровизационный характер этой деятельности;
3) эмоциональная приподнятость деятельности;
4) наличие прямых или косвенных правил [1, с. 48].
В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С. А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.
1. Физические и психологические игры и тренинги:
а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
б) экстатические, экспромтные игры и развлечения;
в) освобождающие игры и забавы;
г) лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры:
а) предметные забавы;
б) сюжетно-интеллектуальные игры;
в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
г) строительные, трудовые, технические, конструкторские,
электронные, компьютерные игры, игры-автоматы.
3. Социальные игры:
а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);
б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить [1, с. 47,48].
Независимо от вида игр, условий проведения правила должны отвечать ряду требований.
1. Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой досуговой деятельности, когда участники не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать и в результате у участников игры теряется интерес.
2. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей.
3. Игра должна быть интересна для всех. Это требование тесно связано с предыдущим.
4. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Более всего это требование следует соблюдать при организации и проведении подвижных игр, построенных на проявлении ловкости, быстроте физической реакции, приложении физических усилий.
5. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполнению [1, с. 49].
К организации игр предъявляются следующие педагогические требования:
1) игра не должна включать в себя даже малейшую угрозу жизни и здоровью ребенка;
2) вещи и предметы должны быть безопасны для жизни и здоровья ребенка;
3) игра не должна унижать достоинство ребенка;
4) участники игры должны хорошо понимать ее смысл и содержание, правила, операции, точное обозначение используемых в ней терминов, понятий;
5) игра строится с учетом физических особенностей детей, их возраста, широты кругозора;
6) организатор игры должен следить за тем, чтобы в соревнованиях участвовали равные по силам дети, все участники находились в равных условиях, периодически менялись ролями и игровыми позициями [1, с. 50].
Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь в игру любую аудиторию, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Принцип викторины — назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на эрудицию, на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Существует множество игр, в которых обыгрываются веселые и смешные ситуации. Это игры-розыгрыши. Здесь педагогу следует помнить о том, что никого нельзя делать объектом смеха. Вовлекая ребенка в розыгрышную ситуацию, нельзя строить ее на демонстрации его неловкости, несообразительности, неуклюжести. Смех, рождаемый розыгрышем, не будет обидным лишь в тех случаях, когда он относится к нелепостям, пародийности, слабостям, абстрагированным от конкретного лица. Особый интерес в практике организации досуговой деятельности подростков представляет игра-лотерея. Это вид организованной азартной игры, в которой призы достаются владельцам счастливых выигрышных билетов. Использование этого принципа вполне приемлемо как одно из развлечений во время проведения различных массовых форм досуговой деятельности.
В последнее время широкое распространение получили игры, предложенные Н. Е. Щурковой. По их содержанию и назначению эти игры можно охарактеризовать как социально-психологические. Социально-психологическая игра — это всегда «здесь и сейчас», проживаемая жизнь. Любая игра носит такую характеристику, даже прятки, догонялки, лапта, ибо содержанием любой игры является столкновение физических и психологических свойств и качеств играющих, а сами играющие всегда располагаются в определенном социальном пространстве. Но социально-психологическое в традиционных играх все-таки выступает некоторым фоном, на котором разворачивается фабула игры. В педагогических же игровых методиках социально-психологическое — это объект внимания, осмысления, оперирования, оценивания. А фабула — средство, помогающее иллюстрировать социально-психологическое явление, подлежащее осмыслению участников игры.
Игровые методики, предлагаемые Н. Е. Щурковой, такие как «Волшебный стул», «Дискуссионные качели», «Час тихого чтения», «Смешинки» и др., — это методики ролевого ситуационного воспроизведения жизненных явлений с проблемным содержанием духовно-социального плана. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни. Игровые методики Н. Е. Щурковой под общим названием «Собрание пестрых дел» доступны любому педагогу, интересны для школьников, а главное, не имеют возрастных ограничений. В них с удовольствием будут играть не только младшие школьники, но и подростки.
Таким образом, любая игра из вышеперечисленных требует от педагога знания некоторых методических правил:
1) организуя игру детей, необходимо учитывать два целевых плана: собственно-игровую деятельность (для детей) и решение определенных воспитательных задач (для педагога);
2) обдумывание структуры игры, цели, логики развития игры, правил игры, логическое ее завершение;
3) использование конкретных приемов создания и развития игровых ситуаций: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре, снятие напряженности, определенный алгоритм игры, соблюдение педагогического такта;
4) педагог должен всегда иметь под рукой набор игр «на все случаи жизни».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет свою теорию: метод и форму.
Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно-досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревших функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.
Для культурно-досуговой деятельности важно то, что игра наполняется сюжетным содержанием, принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство игры позволяют личности подняться на более высокий уровень развития. Да и само воплощение в действии личностных качеств придает игре особый характер, игра становится искусством.
Потребность личности в игровом поведении, способность “входить в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть -это показатель культуры как личности, так и общества в целом.
Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности, поскольку игровое поведение личности обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. Это значит, что движущей силой игры является ситуация противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что игра для ребенка — это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимает настроение, снимает напряжение, уменьшает количество отрицательных поступков со стороны воспитанников.
В игре дети и подростки обнаруживают все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие. Ни один вид деятельности так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра.
Увлеченный игрой, воспитанник обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок в отряде совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдружить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину.
Организатору детского досуга в системе дополнительного образования следует помнить, что игра является не только средством развлечения и отдыха, но и средством физического, нравственного и социального воспитания.
Литература:
1. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учеб.пособие /И. Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
2. Шмаков, С. А. Игра и дети/С. А. Шмаков. — М.: Знание, 1968
3. Щуркова, Н.Е. «Классное руководство: игровые методики»/ Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2001 г.
4. Щуркова, Н.Е. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии» / Н. Е. Щуркова. — М.: Новая школа, 1998 г.
5. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002