Автор: Юнусова Гузаль

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 16.06.2015

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Юнусова Г. Особенности взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 757-760.

Ключевые слова:семейные отношения, подросток, ребёнок, полная семья, неполная семья, отец, мать.

 

Key words:Family relations, full family, not full family, father, mother.

 

По мере углубления социально-политических реформ в Республике Узбекистан все более конкретизируется идея социальной поддержки подрастающего поколения, обретая черты целевых социальных действий и реальной социальной защиты. Семья — естественная и наилучшая среда для воспитания ребенка. Однако, не всегда воспитание в семье дает положительные показатели, полные и неполные семьи также отличаются своей спецификой.

Проблема семьи и отношения к детям изучается в психолого-педагогических науках в самых различных аспектах. И это понятно, если учесть их важность для становления личности ребенка. Социальная ситуация развития детей [2], как один из важнейших факторов, предопределяющих характер развития личности, предполагает особое внимание к изучению проблем детерминации отношения близких взрослых к особенности развития личности детей. В этом ракурсе серьезного внимания заслуживают исследования Б. Д. Эльконина (2008); А. В. Запорожца, Я. З. Неверович (1986); Г. Т. Хоментаускас (1989); Г. Г. Филипповой (2002) и многих других, в которых выделяются и изучаются различные типы отношения близких взрослых (родителей, учителей, воспитателей) к детям. Под отношением близкого взрослого понимается система разнообразных чувств, испытываемых к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. При изучении влияния отношения близких взрослых на эмоциональное благополучие ребенка внимание психологов концентрируется на поисках особенностей связей между взрослыми и детьми. Тем не менее, характер отношения близких взрослых к детям в полных и неполных семьях как фактор, детерминирующий особенности развития детей остается малоизученным.

Целью нашего исследования является изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми подросткового возраста в полных и неполных семьях. В целях обеспечения объективности и валидности результатов, мы работали с 50 членами полных и неполных семей.

Актуальность нашего исследования обосновывается также тем, что малоизученным остается на сегодняшний день то, каким образом и что именно в отношении родителя к ребенку определяет особенности его семьи, а также возможности выявления и изучения эмоциональных аспектов отношения близких, значимых взрослых к детям, влияния состава семьи.

Задачи исследования: исходя из свойств характера подросткового периода, определить косвенные причины конфликтных отношений между матерью и ребёнком. При исследовании использовались методики Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого (Анализ семейных отношений).

По результатам исследования мы обратили внимание на то, что в узбекских семьях матери всегда стараются контролировать поведение ребёнка-подростка. На вопрос «Надо ли контролировать подростка?» большинство из матерей, особенно из полных семей посчитали что «Контроль над подростками должен быть строгий» (3,6) — максимальный показатель по счёту был (7), кроме того они указали, что в первую очередь строгость нужно принимать при воспитании девушек. Особенно это мнение определилось у матерей из полных семей, по ответам матерей воспитывающих девочек, ответ составил 85,7 % а матерей воспитывающих только мальчиков составило 14,3 %. Кроме того, нами получены результаты о нехватке контроля над подростками мальчиками 25 % и 37,5 %, что говорит о том что значит, контроль во многом уделяется девочкам подросткам (37,5 %). Схожие проблемы при воспитании девочек и мальчиков определились и в других позициях. Например, по мнениям матерей потребности дочерей всегда должны составлять 100 %, а потребности сыновей составляло всего (33 %); есть гендерные разницы во мнениях родителей полных семей по требованиям обеспечении детей-подростков (25 % и 50 %), сомнение матерей в своих методах воспитания составило 75 % и 50 %.

Причину таких результатов мы приобщили к тому, что у матерей присутствуют страхи и неуверенности в воспитании детей. 75 % опрошенных матерей подтвердили факт, что боятся потерять своих детей из-за конфликтов, боятся разрушить взаимоотношения с ними. Компетентность и уверенность в своих воспитательских качествах проявили всего 14,3 % опрошенных; 28.6 % указали, что воспитанием в семье должен заниматься мужчина, т. е. отец.

Психологический анализ анкеты, подтвердил, что некоторые матери одиноки во всех позициях, т. е. предпочитают, чтобы отец отвечал за поведение и воспитание ребенка в семье. Например, оказалось, что матери боятся сложностей перед подростком, установления многих ограничений и запретов, в некоторых ответах не существование ограничений, наказание подростка и ожесточение мер, или не строгое наказание. Большинство матерей совершают множество промахов, именно в подростком возрасте, когда их ребёнок становится по своему самостоятельным, когда он стремится к независимости. В целом, не имея значения пола ребёнка, за его поведением взрослые должны контролировать или же нести ответственность. По продолжению анализа коэффициентов ответов, оказалось, что нет большой разницы среди полных и неполных семей матерей по поводу строгого наказания, показатель составил (3,6 и 3,3 %). Было выяснено, среди женщин из неполных семей, они более строже относятся к сыновьям (3,2 и 2,5) Следовательно, более строгие меры в полных и неполных семьях (3,1) дали соответствующие результаты.

В предыдущих положениях анкеты «Требования для подростков и их сложности в выполнении» показали следующие результаты. К примеру, матери перед домашними обязанностями не учитывали пол ребенка. Особенно если в полных семьях воспитывается дочь, а в неполных — сын (3,0 и 2,9 %). Мытье посуды, присмотр за младшим, уборка, готовка, хотя в менталитете узбекского народа присутствует гендерные особенности, т. е. вышеуказанные занятия считаются «женскими заботами».

В заключение, еще раз важно отметить, что в рамках статьи мы не претендуем на достаточный анализ заявленных проблем, это в определенной мере некоторые комментарии, требующие последующей тщательной проработки, однако предварительные результаты, получившие убедительные доводы математико-статистической обработки, послужили основанием для их презентации.

Результаты по проведенной процедуре валидизации методики убеждают нас и ее автора в необходимости продолжения работы над созданием полупроективного метода, позволяющего вскрыть не только эмоциональную составляющую родительского поведения во взаимоотношениях с детьми в различных сферах жизнедеятельности в полных и неполных семьях, но и те побуждения к действиям, которые соответствуют в данных семьях.

В заключение можно констатировать, во-первых, необходимость продолжения процедуры валидизации методики и возможность приведения ее к инструменту, который можно использовать не только в исследовательских целях, но и при консультативной работе семейного и детского психолога.

 

Литература:

 

1.                  Зеньковский В. В. Психология детства. — М., 1995. — 347 с.

2.                  Филлипова Г. Г. Психология материнства. — М.,2002. — 239 с.

3.                  Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия-Л; 1959. 192с.

4.                  Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. (Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу» (Вып.1)) ∕ Э. Г. Эйдемиллер ∕ ∕ Под общ. ред. Л. И. Вассермана.- М.: «Фолиум», 1996.- 48с.

5.                  Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., — М., 2008. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): в полных и неполных семьях, отношения близких взрослых, полных и неполных семей, в узбекских семьях матери, и неполных семей матерей, в полных семьях, взрослых к детям, родителей полных семей, full family, Похожая статья, членами полных и неполных, влияния отношения близких, детерминации отношения близких, близких взрослых к детям, типы отношения близких, Особенности взаимоотношений, аспектов отношения близких, мнениям матерей потребности, становления личности ребенка, развития детей.

Ключевые слова

мать, ребёнок, подросток, неполная семья, семейные отношения, полная семья, отец

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос