Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Багирова Ф. Р. Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/archive/148/42029/ (дата обращения: 25.05.2018).



Статья посвящена одной из интересных тем психологии — роли методов поощрения и наказания в воспитании ребёнка. Автором определен круг задач, которые необходимо рассмотреть при анализе вопросов наказания, его формы, виды, применение с учетом возрастных особенностей ребенка. Экскурс в историю исследования проблемы был дополнен экспериментальной частью, в которой были выявлены особенности применения и виды наказания, используемые в воспитании родителями детей дошкольного учреждения.

Ключевые слова: воспитание, дошкольники, коррекция, наказание, поощрение, семья.

Одной из проблем, которая сегодня беспокоит родителей, педагогов, это воспитание детей, которое граничит с определенными трудностями. Очень часто мы не знаем, как правильно воспитывать, какие методы нужно использовать в процессе воспитания ребёнка, почему наши дети иногда агрессивно воспринимают наказание, а иной раз недооцениваем методы поощрения. Вопросы семьи являются объектом пристального внимания психологов и педагогов. Это и роль семьи в формировании детей, развитии эмоциональной неустойчивости, стили семейного воспитания, влияние семьи на развитие агрессии, тревожности, страхов и т. д. Нас же заинтересовала тема рассмотрение особенностей и влияния поощрения и наказания на развитие, формирование и становление ребенка. В воспитании ребенка обязательно присутствие, как наказания, так и поощрения. У ребенка четко должно быть сформировано отношение к наказанию — «что сделал неправильно» и к поощрению — «я хорошо поступил».

Данной проблемой занимались как педагогики, так и психологи. Среди них особое место занимают: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Нельзя не согласиться с высказыванием К. Д. Ушинского, который считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» [8, с. 151].

Проблема поощрения и наказания в психологической науке представлена как одна из дискуссионных. Различные школы, направления в истории психологии по-разному оценивали роль наказания в формировании ребенка. Если, в общем, охарактеризовать исследование проблемы в зарубежной психологии, то модно сказать, что отдельные суждения содержаться как в работах основателя психоанализа З.Фрейда, так и в психологии А. Адлера, который рассматривая особенности человеческого характера, отмечал: «большинство родителей жалуется, что не может понять своих детей, и в то же время большинство детей заявляет, что родители их не понимают» [1, с.7]. Основу родительского воспитания по А. Адлеру все же составляет система поощрения, так как наказание формируют у ребенка чувство неполноценности. Отсюда и возникают проблемы, конфликты, агрессия, тревожность, на почве неправильного применения форм наказания и поощрения в воспитании детей.

Против системы наказаний выступал и представитель гештальтпсихологии, который доказывал, что развитие агрессии и напряженности у детей связано именно с наказанием. Максимум позитива, поощрения может положительно влиять на становление личности ребенка [5].

В работе А. С. Спиваковской основной упор делается на то, что именно наказания является основной и самым эффективным методом воздействия в семейном воспитании [7].

Исследуя тему поощрения и наказания, Гордин Л. Ю. выделил следующие их виды [3, с. 151]:

Педагогическая Энциклопедия, определяя поощрение, указывает на то, что «в воспитании поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое» [6, с. 174].

Нельзя не отметить и работу азербайджанских ученых в исследование данной проблемы: Велиев М. В. [2], Гурбанова Л. М. [4] и др.

Рассматривая литературу по интересующей нас теме, мы обратили внимание на то, что большинство ученых относятся к наказанию как необходимой мере в воспитании ребёнка. Мы систематизировали имеющиеся сведения и попытались представить наказание в следующем виде:

Для того чтобы понять отношение родителей к поощрению и наказанию, мы решили провести опрос среди родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение — средняя группа и старшая дошкольная. В эксперименте участвовало 35 родителей. Нами был составлен опросник, который включал следующие вопросы:

  1. Как Вы считаете, нужно ли наказывать детей?
  2. Наказывали ли Вас в детстве?
  3. За что обычно Вы наказываете детей?
  4. В какой форме Вы наказываете детей?
  5. Считаете ли Вы допустимым применять физическое насилие при наказании?
  6. Как Вы думаете, почему дети не слушаются?
  7. Что Вам не нравится в вашем ребёнке?
  8. За что Вы можете ударить его?

Анализ полученных результатов, свидетельствовал о следующем: по первому вопросу: Из 35 человек — 28 ответили, что наказывать нужно. На вопрос: наказывали ли Вас в детстве? — 22 родителя признались, что их родители очень часто наказывали и били. Поэтому они считают, что ребёнка нужно наказывать, без этого не обойтись. Интересен ответ на вопрос: В какой форме Вы наказываете детей? Мнения разошлись: 12 человек запрещали детям выходить на улицу, 8 — ставили в угол, 9 — не обращали внимания на капризы и крики, игнорировали, 6 — применяли физическую силу.

Бросается в глаза тот факт, что в опросе участвовали мамы и бабушки. Причем в большинстве случаев по отношению к детям применяется сходная модель поведения, которая была применима к родителям детей. В психологии доказан факт того, что жизненный сценарий в большинстве случаев пишется в детстве самими родителями, что потом автоматически переносится во взрослую жизнь. Неудавшиеся взаимоотношения между родителями, конфликты, ссоры, все это отражается на детях, а некоторых случаях являются толчком к вымещению злости родителей на детях. Уставшие родители, неустроенность, материальные проблемы снижают эмоциональный настрой родителей. Они весьма редко могут похвалить ребенка, уделяя слишком мало времени на общение с ним. Все то, безусловно, травмирует ребёнка, отражается на его психике и лишает родителей радости полноценного общения с ребенком. Потом мы удивляемся тому факту, что ребенок замкнут, агрессивен. Умение подбодрить ребенка, похвалить, являются стимулом к его хорошему поведению, мотивирует его к осознанию правильности своего поведения, вырабатывает у него навыки правильного поведения в обществе. Безусловно, мы не говорит о том, что наказание должно полностью отсутствовать в практике семейного воспитания, но оно должно носить, справедливый и уместный характер, ребенок должен понимать смысл наказания. Все виды наказания, которые мы наблюдали в дошкольном учреждении, мы представили в следующей таблице.

Таким образом, в проведённом нами исследовании мы попытались ответить на вопрос что такое поощрение и наказание, остановились на их видах и путем опроса выявили виды наказания, которые применяются родителями, детьми и воспитателями. Очередным этапом исследования станет организация семинара, способствующего разъяснению родителям психологических особенностей развития ребенка, необходимости знания закономерностей применения в воспитании ребёнка, как наказания, так и поощрения.

Литература:

  1. Адлер А. Наука о характерах: Понять природу человека. Перевод Цыпина Е. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.
  2. Велиев М. В. Возрастная и педагогическая психология. — Баку: Наука, 2013. — 297 с.
  3. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей [Текст] / Л. Ю. Гордин. — М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
  4. Гурбанова Л. М. Психологические проемы семьи и пути их решения. — Сумгаит, Издательство «Знание», 2012. — 240 с.
  5. Левин К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст] / К. Левин, А. Бандура. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с
  6. Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я. — М.: Научное Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. — 672 с.
  7. Спиваковская A. C. Как быть родителем. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  8. Сухомлинский В. А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик — М.: Политиздат, 1986. — 270 с.
Основные термины (генерируются автоматически): виды наказания, воспитании ребёнка, воспитании детей, воспитании родителями детей, Проблема поощрения, анализе вопросов наказания, воспитании ребенка, применения форм наказания, роль наказания, Гордин Л, «в воспитании поощрение, смысл наказания, воспитании дошкольников, Педагогическая Энциклопедия, семейного воспитания, роли методов поощрения, развитие агрессии, возрастных особенностей ребенка, Гурбанова Л, становление личности ребенка.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос