Трендом последних десятилетий в высшем образовании становится личностно-ориентированный подход к обучению. Как показывает передовая мировая практика, участие студента в образовательном процессе как полноправного субъекта, наделенного правом выбора стратегии и тактики своей учебы, его понимание того, как формируется образовательная программа и как могут быть реализованы его личные интересы, позволяют воспитать ответственность, обеспечить мотивацию на каждом этапе обучения, и, следовательно, повысить качество учебы в конкретных случаях и эффективность образовательного процесса в целом [4, С.6].
В рамках реализации личностно-ориентированного подхода в Национальном исследовательском Томском политехническом университете увеличен объем исследовательской и проектной работы, способствующие формированию творческого и критического мышления у студентов. В частности, введены новые дисциплины «основы ресурсоэффективности», «инженерное предпринимательство», «творческий проект» в программы бакалаврской и магистерской подготовки; увеличена продолжительность выполнения выпускной квалификационной работы.
Одним из нововведений последних лет стало появление конференц-недель в середине и конце каждого семестра. В этот период аудиторные занятия преподавателей со студентами проводятся по специально составленному расписанию. Как правило, студенты должны представить свои наработки по изучаемым дисциплинам в формате презентаций на конференции или семинаре по предмету.
В Томском политехническом университете ежегодно проводятся десятки международных, всероссийских и региональных конференций для студентов, аспирантов и молодых ученых. Система организации молодежной науки ТПУ как единого научно-образовательного инновационного комплекса является неотъемлемой составляющей процесса подготовки высококвалифицированных специалистов [1, С.2]. Участие в научных и научно-практических конференциях способствует развитию творческого профессионального мышления студентов, повышению мотивации к познавательной деятельности.
Целью данной работы является анализ работы конференции как формы организации научной деятельности иностранных студентов на примере всероссийской научно-практической конференции «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете.
В Российской Федерации сегодня обучается около 187 тысяч иностранных студентов [3]. Томский политехнический университет является одним из ведущих вузов РФ по интернационализации образования. В 2014 г. в университете обучались 1210 иностранных студента и слушателя из 32 стран дальнего зарубежья и 4063 иностранных студента из 10 стран ближнего зарубежья. Это составляет 23 % всего контингента очной формы обучения. В рамках международной академической мобильности 204 студента из 16 стран мира прошли обучение (практику) в ТПУ [5].
Возможность реализации научной и творческой инициативы иностранных студентов и аспирантов является важнейшим условием создания на базе высшей школы интернациональной и поликультурной образовательной среды для подготовки элитарных специалистов, конкурентоспособных на международном рынке труда [2, С..236].
Иностранные студенты, обучающиеся в университете, имеют возможность принять участие во всех конференциях вуза. Более того, университет проводит и ежегодные научные мероприятия для иностранных студентов и аспирантов. Это Всероссийский Смотр научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов вузов РФ и Всероссийская научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов».
В апреле 2014 г. Всероссийская научно-практическая конференция «Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов» состоялась в седьмой раз и прошла при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 14–08–06815-моб_г) на базе Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ. Эта конференция является своеобразной визитной карточкой университета, т. к. ежегодно она собирает большое количество участников — иностранных студентов, обучающихся в РФ.
Цель конференции — поддержка научной и творческой инициативы иностранных студентов и аспирантов, создание площадки для обмена исследовательским опытом и достижениями иностранных студентов и аспирантов, а также развитие поликультурной среды в вузах РФ.
На конференции было сделано 235 устных и 87 стендовых докладов (в 2013 г. — 144 устных и 148 стендовых докладов, в 2012 г. — 138 устных и 188 стендовых докладов).
В конференции приняли участие 340 иностранных студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся в 33 российских вузах (в 2013 г. — 338 иностранных студента из 33 российских вузов) из европейской и азиатской частей России. В конференции участвовали представители 40 стран.
Научная программа конференции состояла из заседаний 5 секций.
В рамках работы секции «Актуальные проблемы инженерных наук» было проведено 5 заседаний, заслушан 101 доклад различной тематики: интеллектуальные информационно-телекоммуникационные системы мониторинга и управления; моделирование технических систем и обработка информации в технических системах; электрофизика, электрофизические системы; проблемы получения, преобразования и передачи электроэнергии; рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов, строительные технологии.
Председатели и сопредседатели секций отметили, что представленные работы обладают актуальностью, научной новизной. Большинство докладов обладают несомненной практической ценностью, имеют потенциал для дальнейшего исследования и посвящены решению проблем, актуальных для современного общества, науки. При подготовке докладов иностранные студенты представляли результаты своих экспериментальных исследований, проводили анализ теоретических и экспериментальных данных. Докладчики использовали в своих работах современные разработки, достигнутые в области обработки информации, математического моделирования, а также в области искусственного интеллекта. Уровень профессиональной подготовки иностранных студентов достаточно высок и позволяет успешно участвовать в научной работе, дискуссиях.
В центре внимания авторов работ инженерно-технического направления были проблемы, связанные с практическим применением новых технологий для повышения эффективности процессов и улучшения качества жизни: разработка новых продуктов программного обеспечения, использование новых технологий добычи и переработки нефти, повышение продуктивности нефтяных скважин, совершенствование строительных технологий с учетом влияния климатических и сейсмических особенностей и т. д.
Проблематика докладов, представленных на секции «Актуальные проблемы естественных наук», связана с попыткой найти пути решения актуальных вопросов, таких как: решение задач аналитической химии — поиск высокочувствительных методик определения химических элементов; поиск методов модификации поверхности и исследование модифицированных материалов. Во всех работах исследовательского характера докладчики отразили свои научные достижения с помощью современных методов исследования материалов, веществ. Некоторые работы имели медико-биологическую направленность и отражали вопросы сохранения здоровья и профилактики заболеваний, а также анализ влияния технологических процессов на экологию и здоровье человека. Всего был заслушан 21 доклад.
В центре внимания участников секции «Актуальные проблемы социально-экономических наук» широкий круг вопросов социально-экономического развития международного сотрудничества, межнациональных отношений и их перспектив, экономического развития родной страны, новых тенденций в социокультурной сфере, в частности, развитие российско-суданских отношений; роль СНГ в системе межгосударственных и международно-правовых отношений; анализ развития органов местного самоуправления республики Казахстан. Председатели секции отметили высокий уровень исследовательской культуры, теоретического осмысления и практических решений заявленных проблем. Особое место занимают доклады, посвященные сравнительному анализу некоторых аспектов развития туризма стран Азии. Все доклады вызвали живой интерес участников и бурные дискуссии. Было заслушано 50 докладов.
На секции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» были заслушаны доклады, научная новизна которых обусловлена лингвокультурологической и коммуникативной направленностью. Работы студентов-филологов отличала высокая теоретическая значимость. В 2014 году, по сравнению с предыдущими конференциями, существенно вырос интерес молодых исследователей к методическим аспектам овладения русской речью. Основное содержание работ отражает интерес авторов к национальным традициям и культуре родной страны, межкультурной коммуникации, философии культуры, языковой картине мира и формам её воплощения.
Следует особо подчеркнуть, что в работе секции принимали активное участие студенты, получающие инженерное образование, они не только активно участвовали в дискуссии, но и представляли собственные проекты. Всего было заслушано 43 доклада.
Уровень докладов представленных на секции «Междисциплинарная» в большинстве случаев достаточно высок и отвечает современным требованиям. Всего было заслушано 20 докладов.
В качестве сопредседателей секций участвовали преподаватели русского языка как иностранного, которые оценивали уровень владения иностранных студентов русским языком.
В большинстве случаев русский язык представителей других национальностей проявлялся во всем своем богатстве и многогранности и можно смело утверждать, что русский язык на конференции стал языком межнационального общения. Все доклады отличались актуальностью постановки проблемы, разнообразием тематики научных исследований, интересными исследовательскими концепциями, методологической четкостью.
На заседаниях секций изначально сложилась благоприятная научно-творческая обстановка, благодаря которой каждый доклад был воспринят аудиторией с живым интересом.
Таким образом, проведение научных конференций для иностранных студентов и аспирантов способствует развитию коммуникации научной сфере на русском и английском языках и повышает профессионализм иностранных студентов. Основной задачей подобных конференций является стимулирование, повышение результативности и качества самостоятельной учебной деятельности студентов, научной и проектной работы.
Литература:
1. Власов В. А. Организация и развитие молодежной науки в политехническом университете: монография. В 2 т. Т. I / В. А. Власов, Л. М. Зольникова, Б. Б. Мойзес, А. А. Степанов. — Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 220 с. 2.
2. Кашкан Г. В., Шахова Н. Б. Роль научных мероприятий в подготовке иностранных студентов к профессиональной деятельности // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: Сборник трудов научно-методической конференции, Томск, 10–12 Марта 2011. — Томск: ТПУ, 2011 — C. 236–237
3. Малыхин М. Студент — ступенька к рейтингу // Ведомости № 3774 от 18.02.2015. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/02/19/student-stupenka-k-rejtingu
4. Петровская Т. С. Организация учебного процесса в личностно-ориентированной образовательной среде // Сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции «Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы». Томск, 2014. С.5–9. С. 6
5. Решение ученого совета ТПУ по вопросу «Международная деятельность ТПУ в 2014 г. и задачи на 2015 г». от 27.03.2015. Протокол № 3. С.2 Режим доступа: http://past.tpu.ru/php/council.php/